Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие.doc
Скачиваний:
140
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
986.11 Кб
Скачать

ГлаваIii. Обеспечение прав и свобод человека международным правом

Общепризнанные принципы и нормы международного права в период вооруженных конфликтов, следует рассматривать в качестве определенных международно-правовых стандартов. Каждый принцип и норма регулирует поведение субъектов международного права – суверенных государств. Государства должны гарантировать права и свободы, обеспечить режим благоприятствования их осуществления. Основное различие между внутренним законодательством и международным правом проявляется именно на уровне его соблюдения. Если государство имеет механизмы для проведения законов в жизнь на своей территории в виде властных структур, судов, силовых структур, то международное сообщество в этих механизмах ограничено. Какие же факторы влияют на выполнение государствами международных гуманитарных норм? Выполнимы ли вообще эти нормы? По всей видимости, стоит найти оптимальный ответ на этот вопрос и не торопиться как с оптимистичными заверениями, так и с пессимистичными выводами.

Во-первых, если в средствах массовой информации мы регулярно встречаемся с сообщениями о нарушениях международного права, то это означает, что эти нормы существуют, в виде стандартов и на них ориентируются, хотя бы для того, чтобы определить девиацию.

Во-вторых, гуманитарное право в значительной степени соблюдается по причине приверженности государств правилам, принятым в цивилизованном мире. Объективной тенденцией в международных отношениях в настоящее время выступает ориентация ведущих политиков, правящей элиты большинства стран на демократические ценности. А национальный суверенитет каждого отдельного государства в силу воздействия международных норм обретает форму демократично самоограниченного.

В-третьих, к факторам, обусловливающим ориентацию силовых структур на действия в рамках правового поля, относится учет высшего руководства государств реальностей политического характера. По причине здорового эгоизма сторона, участвующая в конфликте понимает, что если ее вооруженные силы будут нарушать гуманитарное право, то таким же образом будет поступать и противная сторона. Поэтому она будет соблюдать законность в собственных интересах, чтобы оградить от беззакония своих граждан. Таким образом, любая из конфликтующих сторон будет выполнять свои обязательства, потому что – и до тех пор, пока – она рассчитывает, что также будет действовать и другая сторона конфликта.

В-четвертых, соблюдению норм гуманитарного права способствует общественное мнение, формируемое в первую очередь на основе сообщений информационных агентств, публикаций в периодической печати. Правительству любой страны небезразлично мнение мирового сообщества о правомерности его действий даже в критические периоды политического развития.

В-пятых, фактором весьма прагматичным и действенным, как ни парадоксальным, является заинтересованность военного командования. Практика вооруженной борьбы доказывает, что армия, действующая вне правового поля (пусть даже национального, если не международного), занимающаяся грабежами, разбоем, насилием, ущербна и с военной точки зрения. В современных условиях уважение и соблюдение гуманитарного права есть элемент дисциплины – главной составляющей боеспособности войск.

Чтобы обеспечить выполнение обязательств по гуманитарному праву в случае военной конфронтации, необходимо еще в мирное время создать для этого условия. Поэтому вполне логично заключить, что военная готовность предполагает способность силовых структур проводить военные операции, соблюдая требования международного гуманитарного права. По мнению специалистов для этого необходимо: ввести в действие соответствующие законы, постановления и другие предписания, провести обучение в вооруженных силах, осуществить соответствующую материальную подготовку.

Конституция Российской Федерации, а именно часть 4 статьи 15 , объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью российской правовой системы. Она является основополагающей нормой по вопросу безусловного выполнения российским государством, его Вооруженными Силами норм международного гуманитарного права, имплементации его норм в национальное законодательство, в нормативные акты Министерства обороны, других структур силового механизма.

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что «на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств»72.

Правовую основу Военной доктрины Российской Федерации составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. А статья 20 Военной доктрины РФ отмечает правомерное «применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации»73.

Во введенном приказом Министра обороны РФ в августе 2001 года Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных сил Российской Федерации отмечается, что деятельность командиров по подготовке соединений, частей и подразделений к боевым действиям и по управлению ими в ходе боя должна осуществляться с учетом принципов международного гуманитарного права: законности, различия, соразмерности, гуманности и военной необходимости.

    Принцип законности заключается в строгом и точном соблюдении норм международного гуманитарного права всеми органами военного управления, военнослужащими и гражданским персоналом.

Принцип различия заключается в проведении при любых обстоятельствах различия между гражданским населением и военнослужащими, а также между гражданскими и военными объектами, что позволяет обеспечить защиту гражданского населения и гражданских объектов при ведении боевых действий и сосредоточить действия войск только против военных объектов противника.

Принцип соразмерности заключается в том, что воюющие стороны не должны наносить ущерб гражданским объектам и вызывать потери среди гражданского населения, несоразмерные с преимуществом над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий.

Принцип гуманности заключается в уважении и защите лиц, которые непосредственно не принимают участия в боевых действиях, включая и лиц из состава вооруженных формирований противника, сложивших оружие или прекративших принимать участие в бою по любой другой причине.

Принцип военной необходимости заключается в выборе любых, но не запрещенных нормами международного гуманитарного права способов выполнения поставленной задачи. Применяя принцип военной необходимости, командир должен стремиться сводить к минимуму случайные потери и разрушения.

В Наставлении наряду с основными положениями международного гуманитарного права и ответственности за его нарушение содержаться общие обязанности командиров и начальников по соблюдению норм международного гуманитарного права, обязанности помощника командира соединения (части) по правовой работе по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права и обязанности военно - медицинского персонала по соблюдению норм международного гуманитарного права.

Два раздела Наставления регламентируют учет норм международного гуманитарного права при организации, ведении боевых действий и их обеспечении.

В соответствии с требованиями Наставления изучение норм международного гуманитарного права осуществляется в ходе боевой подготовки и в военно-учебных заведениях74.

Основы для сотрудничества государств закладываются в первую очередь посредством соблюдения прав и свобод человека внутри собственной страны, а налаженное взаимодействие в этой области служит реальным основанием для потенциальной возможности выполнения международных обязательств в случае вооруженного конфликта.

Одним из факторов, способствующих реализации норм гуманитарного права, является в определенной мере их реалистичность. Ведь международное гуманитарное право предназначено не для того, чтобы сделать войну невозможной (что утопично), а для того, чтобы ввести ее в рамки правового поля. Право в том виде как оно кодифицировано в Женевских конвенциях и двух Дополнительных протоколах, принимает во внимание военные соображения. Подписавшие эти документы стороны принимают на себя обязательства, которые классифицируются следующим образом: обязательства, которые должны выполняться вне зависимости от наличия конфликта; обязанности, которые должны выполнять стороны, находящиеся в конфликте, в случае вооруженного конфликта; санкции в случае нарушения обязательств по гуманитарному праву; роль третьих стран, не вовлеченных в конфликт75.

Международное гуманитарное право применимо к воюющим сторонам, независимо от того, была ли война объявлена и признается ли состояние войны. Состояние войны не может служить причиной несоблюдения существующих правовых норм. Кроме того, ни одна из конфликтующих сторон не может отказаться от своих обязательств путем денонсации конвенции по международному гуманитарному праву, т.к. денонсация не вступает в силу до окончания войны.

Первейшей обязанностью конфликтующей стороны является назначение Державы-покровительницы. Держава-покровительница – нейтральное государство, не принимающее участия в конфликте, которому одна из конфликтующих сторон поручает (при согласии противной стороны) защищать ее интересы в гуманитарной сфере, способствуя при этом соблюдению международного гуманитарного права. Хотя этот институт не получил на практике широкого применения, международное право наделяет представителей Державы-представительницы такими важнейшими функциями как посещение лагерей для военнопленных и интернированных, работа с гражданским населением, оказавшихся на оккупированной территории во власти противника. Аналогичные права имеет и Международный Комитет Красного Креста, который при определенных условиях и выполняет функции Державы-покровительницы.

Обязанности в сфере международного гуманитарного права имеют реальность выполнения только в том случае, если существует механизм их обеспечения. К международно-правовым мерам по обеспечению взятых государств обязательств относятся: международные процедуры в сфере обеспечения прав человека; международный контроль; деятельность международных должностных лиц в сфере защиты прав человека; международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий физических лица; средства разрешения споров о толковании, применении или выполнении обязательств по правам человека; международная уголовная ответственность физических лиц за грубые нарушения норм о правах человека.76