Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
148.95 Кб
Скачать

Этика искусства реставрации

Как и в медицине, в такой ответственной и сложной профессии, как реставрирование, есть свой кодекс поведения. В 1994 г. вышла замечательная статья Джонатана Эшли-Смита «Этика сохране­ния»"2. В ней автор описал принципы, которыми должен руковод­ствоваться профессиональный реставратор. Он намеренно прово­дит параллели между своей профессией и медициной. «Лишить

Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни

реставратора этических норм — все равно что лишить врача права отменять или прописывать сильнодействующее лекарство или от­казать хирургу в праве не проводить ненужную косметическую опе­рацию».

В правилах Института сохранения искусства Великобритании содержится следующее определение: «Сохранение реликвий — это процесс, посредством которого оберегается изначальная, истинная природа предметов искусства». «Истинная природа» предмета опре­деляется «данными о его происхождении, первоначальном составе, материалах, из которых он был изготовлен, и информацией, носи­телем которой он является в соответствии с намерениями автора и использованными технологиями».

Таким образом, во главу угла поставлены намерения создателя, художника. Реставратор же должен использовать все методы сбора информации, которые есть у него в наличии — рентгеновский ана­лиз, исторические источники, сложные химические тесты и так да­лее, — чтобы определить первоначальный «состав», получить инфор­мацию, которая скрыта в самом объекте, дабы проникнуть в замысел искусника. И только когда реставратор постигнет первоначальный замысел, он может принять решение о следующем шаге. Неэтич­ным считается использование технологии с целью искажения и улуч­шения объекта искусства. С точки зрения профессиональной эти­ки, реставратор должен отказаться от любых предложений улучшить предмет искусства, даже если это приведет к потере прибыльного

бизнеса.

Реставраторы не свободны менять или улучшать шедевр по свое­му усмотрению. Они не обладают правом изменять оригинал, до­бавляя к нему то там, то здесь новые штрихи. Реставратор имеет право работать лишь в рамках, установленных первоначальным за­мыслом художника. Конечно, при соблюдении установленных ра­мок, ему позволено пользоваться высокотехнологичными и инва-зивными методами. Иногда требуется заменить утерянную часть холста искусственным синтетическим материалом, подогнанным под оригинал. Может потребоваться удаление пожелтевшего лака и замена его на сложнейшее полиуретановое покрытие. Природа и инвазивность технологий имеют меньшее значение по сравнению с целями реставратора, который желает защитить и сберечь «изна­чальную, истинную природу предметов искусства».

112

На грани жизни и смерти

Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни

ИЗ

Конечно, искусство реставрации — только аналогия роли врача, и, как все иллюстрации и примеры, эта аналогия имеет свои недо­статки. Тем не менее я верю, что этот пример будет полезным в на­ших попытках найти место поразительным возможностям, порож­денным репродуктивными технологиями. Задачей медицинского работника должна быть защита и восстановление шедевров, вверен­ных нашей опеке, в полном соответствии с изначальными намере­ниями создателя. Мы должны использовать технологию так, чтобы сохранить и защитить первоначальный замысел, поддержать и сбе­речь порядок, запечатленный в структуре человеческого тела. И хотя мы сталкиваемся с искушением посмотреть, что получится в резуль­тате некоторых нововведений, у нас нет права пользоваться неэтич­ными методами. Мы не свободны улучшать первоначальный замы­сел.

Становясь свидетелями новых технологических достижений, мы должны задать себе главный вопрос: «Помогает ли данная методи­ка исполнить замысел самого Художника, или же она приведет к изменению основ человеческого устройства?»

Место процесса воспроизведения в замысле Создателя

По замыслу Творца, интимная связь и зачатие идут рука об руку. Позволю себе привести пример из личной жизни. Много лет тому назад жил один молодой врач по имени Джон, и работал он в одной из больниц Лондона. Однажды он повстречал незнакомку, девушку по имени Силия, которая оказалась администратором больницы. Через некоторое время они полюбили друг друга и поженились. Поскольку каждый из нас был уникальным творением, то и любовь наша также была уникальной, удивительной комбинацией меня и ее — невидимой, духовной, скрытой в наших сердцах. Никто не ви­дел нашу любовь, она оставалась глубоко личным делом. И через пять лет в нашей жизни произошло странное и удивительное собы­тие. Наша невидимая любовь приняла телесные очертания. На на­ших глазах она стала плотью, новорожденным малышом, которого мы назвали Джонатаном. Уникальная комбинация Джона и Силии материализовалась. Более того, это удивительное событие повтори­лось еще не менее трех раз. По мере общения со своими детьми мы начинали узнавать в них себя, ведь ребенок — это часть меня и часть моей супруги, уникальное проявление нашей любви. Когда у наших

детей появятся свои дети, генетический пул человечества изменит­ся навсегда. Но даже после того, как Джон и Силия умрут, их непов­торимая любовь, неповторимое сочетание будут навсегда запечат­лены в материальном составе потомков.

И, поскольку в промысле Бога интимная связь и зачатие идут рука об руку, мы не должны сбрасывать со счетов генетику. ДНК — это способ превращения неповторимой любви между мужчиной и женщиной в материальную плоть ребенка. Генетическая структура каждого из нас заключает в себе, воплощает, материализует уникаль­ную комбинацию любви наших отца и матери. Более того, наша ге­нетическая структура хранит в себе бесчисленное сочетание генов наших предков. По этой причине усыновленным детям так важно найти своих настоящих родителей, для них очень важно приобщить­ся к своим генетическим корням. Какой бы ни была наша среда, как бы нас ни воспитывали, нам никогда не удастся совершить по­бег из своего материального тела, избавиться от осознания, что каж­дый из нас — плод неповторимой любви, созданный в сочетании двух уникальных людей. Наша генетическая структура материально проявляет в себе сложное переплетение человеческих отношений, в которых каждый из нас был когда-то создан и благодаря которым появился на свет.

Для биолога-эволюциониста половые отношения остаются сво­его рода тайной"3. Секс — это способ увеличения элемента случай­ности в процессе размножения, наподобие перемешивания фишек в мешке для игры в лото, которое создает новые сочетания генов и уменьшает вредное влияние инбридинга. Похоже, что случайное перемешивание наших генов с чужими повышает шансы передать собственный генетический материал следующему поколению само­воспроизводящихся организмов. Но в христианской мысли интим­ные отношения — это способ создания уникального ребенка, кото­рый станет «воплощением» уникальной любви. Так был задуман этот мир, или, говоря богословским языком, в интимной связи аспекты слияния и воспроизведения неразрывны.

Но не каждому дан дар интимной связи и зачатия детей. Мне не хотелось бы показаться бесчувственным к страданиям тех, кто всем сердцем желает иметь детей, кто хочет видеть телесное воплощение своей любви, но по каким-то причинам не может этого сделать. Как мы уже убедились, страдания, приносимые бесплодием, стали

114

На грани жизни и смерти

Соседние файлы в папке Д.Уайатт