Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Makroekonomika / Основные направления экономичексой политики государства.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
504.32 Кб
Скачать

10.5, Антиинфляционная политика

10.5.1. Основные инструменты борьбы с инфляцией

Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика на­правлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий.

Как свидетельствует мировой опыт, набор основных антиин­фляционных мер типичен для большинства государств. Их специ­фика в отдельных странах определяется темпом инфляции, состо­янием экономики, экономической политикой государства, теоре­тической концепцией, на которой она основана.

Важное значение для сдерживания инфляции имеют обще­экономические меры, направленные на поддержание относитель­но стабильных темпов экономического роста. Это объясняется

тем, что инфляция возникает как при «перегреве» экономической конъюнктуры, так и при спаде производства. Не менее важную роль в стабилизации денежного обращения играет равновесие го­сударственных финансов. С этой целью государство сокращает прежде всего непроизводительные бюджетные расходы и прини­мает меры по увеличению доходов в целях снижения бюджетного дефицита.

Бюджетного дефицита

ВРоссии важное место в антиинфляци­онной стратегии занимает преодоление специфических форм проявления бюд­жетного кризиса. В их числе: неисполнение бюджета; финансирование расходов в произвольном объе­ме; секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от ре­альных бюджетных доходов; нецелевое использование бюджет­ных средств; слабый контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Как свидетельствует мировой опыт, рыночная экономи­ка требует строгой регламентации бюджетного процесса.

В 90-х годах задачей антиинфляционной политики явилось реальное уменьшение бюджетного дефицита. В России он соста­вил 3,6% ВВП в 1997 г., 3,2 % в 1998 г., а по уточненным дан­ным — 5,5% с учетом заключительных оборотов; 1,2% в 1999 г. Это достигнуто в основном путем искусственного секвестирования расходов.

Бюджетный дефицит в разных размерах существует в ряде развитых стран, но там обычно применяются неинфляционные ме­тоды его покрытия. Россия в 1990-х годах использовала все изве­стные мировой практике источники финансирования бюджетного дефицита — налоги, займы, денежную эмиссию, но неэффектив­но, так что они не стимулировали экономический рост и не опира­лись на научно обоснованную экономическую политику.

Антиинфляционная направленность налоговой политики эф­фективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики в результате сниже­ния налогового бремени до приемлемого бизнесом уровня. Гло­бальной проблемой является борьба с уклонением от уплаты нало­гов и повышение их собираемости.

Важным направлением антиинфляционной политики является регулирование государственного долга, который возрастёт почти во всех странах, создавая угрозу для стабильности цен. Эта проблема особенно актуальна для России, где внутренний государственный долг достиг 750 млрд. рублей к 17 августа 1998 г., а в результате новации

государственных ценных бумаг (ГКО—ОФЗ) снизился до 550 млрд. рублей в се­редине 1999 г. внешний долг, включая частный, превысил 200 млрд. долларов в 2000 г., затем снизился до 150 млрд. При от­сутствии реальных источников своевременного погашения заим­ствований в мировой практике принято не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием занятых в долг ре­сурсов. В условиях бюджетного профицита и постепенного пога­шения внешнего долга Россия уменьшила заимствования за рубе­жом.

Учитывая значение монетарных факторов инфляции, анти­инфляционная политика предусматривает регулирование эмис­сии денег и скорости их обращения.

Денежная политика

С 70-х годов в мировой практике стало применяться таргетирование — уста­новление Центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы банковского кредита. Од­нако при этом контрольные цифры, как правило, не соблюдались. Новым явлением в антиинфляционной политике развитых стран стало расширение сферы таргетирования, которое в современных условиях включает целевые ориентиры динамики валютного кур­са, денежных агрегатов и инфляции1.

В условиях открытой экономики валютный курс отражает степень соответствия курсовых соотношений и паритета покупа­тельной способности валют и оказывает влияние на внутренние цены в зависимости от доли импортных товаров на внутреннем рынке. Поэтому важным объектом таргетирования являются из­менения валютного курса.

Таргетирование денежных агрегатов на Западе стало увязы­ваться с состоянием экономики, определяющим потребности хо­зяйственного оборота в деньгах. Односторонняя ориентация на ог­раничение денежной массы в обращении заменена более гибким подходом.

Объектом таргетирования являются также внутренние цены, динамика которых в основном отражает темп инфляции.

Хотя на практике таргетирование не обеспечивает выполне­ния целевых ориентиров, оно сохраняет свое значение в большин­стве стран, так как служит базой для корректировки экономичес­кой, в том числе денежной, политики.

В России по рецептам монетаристов антиинфляционная по­литика в 1990-х гг. до кризиса 1998 г. сводилась к жесткому огра­ничению денежной эмиссии. Это привело к снижению коэффици­ента монетизации до 12% в середине 1990-х годов. Низкая насы­щенность ВВП рублевой массой (отношение денежного агрегата ДМ2 (денежная масса) к ВВП) стимулировала появление тысяч неофициальных центров, выпускавших денежные суррогаты, ко­торые обслуживали до 70—80% хозяйственного оборота. Процве­тали бартерные сделки.

После глобального августовского кризиса 1998 г. в результате пересмотра макроэкономической политики Банк России взял курс на повышение эффективности экономики, испытывающей «де­нежный голод». Денежная масса (М2) возросла в 1999 г. на 57,2%, в 2000 г. на 82,4%, 2001 г. — 30,7%. Однако форсирование де­нежной эмиссии чревато усилением инфляции в России, если оно не способствует возрождению национального производства.

Опыт США по использованию денежной эмиссии для выхода из циклического экономического кризиса, принявшего мировые масштабы в 1929—1933 гг., свидетельствует, что это стало воз­можным благодаря уникальной ситуации. В США до 1933 года функционировал золотомонетный стандарт, банкноты разменива­лись на золото, не было инфляции и инфляционного потенциала. Кейнсианские рецепты проведения политики «дешевых де­нег» как метода антициклического регулирования экономики ориентированы на стимулирование инвестиционного спроса при одновременном ограничении роста заработной платы. Последнее не применимо к России, где реальная заработная плата снизилась в 1998 г. на 13,4%, в 1999 г. на 23,2%. Лишь в 2001 г. она достиг­ла 98% от уровня 1998 г. Страна занимает 72 место по качеству жизни.

Кроме того, как свидетельствует мировой опыт, политика «дешевых денег» используется для антициклического регулиро­вания экономики. Она не применима к России, где структурный и глобальный кризис вызван шоковым переходом к рыночной эко­номике. Поэтому необходим системный подход, а не однофакторная денежная модель для возрождения и подъема экономики Рос­сии.

В некоторых странах (например, в Аргентине) в качестве ан­тиинфляционной меры использовалась модель «валютного управ­ления», основанная на том, что национальная валюта жестко привязана к доллару США и эмиссии денег в зависимости от раз­мера официальных валютных резервов. Эта политика способство­вала развитию экономического кризиса в Аргентине в 2002 г.

В условиях России «валютное управление» не применимо. Во-первых, золотовалютные резервы страны невелики. Во-вто­рых, нет надежды на их пополнение за счет иностранных креди­тов в силу снижения рейтинга страны, имеющей крупный внеш­ний долг. В-третьих, в условиях огромной страны эмиссия денег только под прирост международных валютных резервов без учета потребностей хозяйственного оборота в соответствии с законом де­нежного обращения усугубила бы нехватку денег в стране.

Что касается предложения выпуска «второго» рубля для без­наличных расчетов (например, в форме товарных разовых облига­ций1), то это увеличило бы число денежных суррогатов (к тому же облигации — это ценные бумаги, а не деньги), подорвало бы госу­дарственную монополию на выпуск денег, создав источник некон­тролируемой денежной эмиссии.

Нереальны и неисторичны предложения восстановить в Рос­сии отмененный в мире в 30-х

годах XX в. золотой стандарт или выпустить в обращение золотой червонец. Реальнее проблема раз­вития в стране рынка золота как альтернативы доллару в качест­ве средства накопления и сбережения.

В антиинфляционной политике в мировой практике и в Рос­сии важное место принадлежит регулированию скорости обраще­ния денег, так как ее увеличение равносильно дополнительной де­нежной эмиссии при прочих равных условиях.

Кредитная политика

Впрактике антиинфляционного регули­рования важную роль играет кредитная политика. Для ограничения банковских кредитов периодически повышается официальная учетная ставка Центрального банка (ставка рефинансирования), что оказывает влияние на всю структуру банковских процентных ставок. Ино­гда регулируются ставки по активным и пассивным операциям банков, осуществляется контроль Центрального банка над ресур­сами коммерческих банков с помощью системы минимальных обязательных резервов. Нормы этих резервов повышаются при сильной инфляции в целях уменьшения денежного предложения и снижаются по мере стабилизации денежного обращения. Так, в 1990-х годах в развитых странах, где темп инфляции снизился до 1—2% годовых уменьшение норм резервных требований направ­лено на укрепление позиций национальных банков в условиях растущей конкуренции с иностранными банками.

В мировом арсенале антиинфляционной политики известны примеры прямого воздействия Центрального банка на объем бан­ковского кредита.

Так, во Франции после второй мировой войны практиковалось лимитирование ежегодного роста банковских кре­дитов, предварительный контроль Центрального банка за предо­ставлением крупных ссуд и другие методы выборочного контроля.

Реструктуризация банковской системы

Вусловиях современной России одним из направлений антинфля-ционной политики является санация и реструктуризация банковской системы, подорванной августовским кризисом в 1998 г. Замораживание 1/3 банковских активов, вложенных в го­сударственные ценные бумаги (ГКО/ОФЗ), в связи с объявленным техническим дефолтом парализовало деятельность крупных банков, вызвало кризис неплатежей через банковскую систему, на­тиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные сбереже­ния. Оставшиеся деньги банки перевели на Запад. В итоге массово­го банкротства количество банков сократилось с 3 тысяч накануне кризиса до 1311 в 2001 г.

Благодаря принятым мерам к 2000 г. завершился первый этап реструктуризации банковской системы России. Сохранено жизнеспособное ядро банков. Снизилась доля проблемных банков с 35% до 20% их общего количества за 1999 г. Однако восстановление конструктивных функций банков и их ориентация на кре­дитование производства, что важно для укрепления рубля, во многом зависит от завершения рекапитализации банковской сис­темы, ее модернизации и эффективных методов страхования бан­ковских рисков.

Регулирование цен

Самое трудное направление антиинфляционной политики — регулирование цен. Как свидетельствует мировой опыт, некоторые развитые страны, например Западной Европы, в условиях сильной инфля­ции после второй мировой войны вводили административное ре­гулирование цен, которое охватывало от 15 до 50% розничного то­варооборота.

Иногда применялась крайняя мера — блокирование роста цен на отдельные товары, например, во Франции во второй половине 1950—60-х годов, в Италии, Нидерландах, Испании, США — в 70-х годах. На Западе эти меры не играли существенной роли в сдерживании инфляции. Однако государство пытается контроли­ровать ценовую политику монополий в рамках антимонопольного законодательства.

В России государственное регулирование, в частности цен, почти не практикуется. Лишь во время августовского кризиса 1998 г. в некоторых регионах были попытки ввести пределы по­вышения цен в рамках 10—20% при росте цен на 43,5% в авгус­те—сентябре.

Одним из антиинфляционных факторов стали попытки регу­лирования государством цен и тарифов на продукцию естествен­ных монополий. Они практически не повышались в 1998— 1999 гг. Однако по мере удорожания тарифов естественных моно­полий (на газ в 1,6 раза, электроэнергию в 2 раза, железнодорож­ные перевозки в 2,5 раза в 1999—2001 гг.) усилилось их влияние на инфляционный процесс.

Следовательно, в условиях несовершенной рыночной конку­ренции необходимо разумное сочетание рыночного и государст­венного регулирования цен.

Политика доходов

С1960-х годов в ряде развитых стран длясдерживания инфляции применялась «политика доходов» — согласование и увязка темпа роста заработ­ной платы и цен под наблюдением и контролем государства. Ее сущность заключается в ежегодном установлении государством верхнего предела повышения номинальной заработной платы и цен, использовании экономических стимулов и санкций (напри­мер, налогов) для воздействия на соотношение прибыли и заработ­ной платы. На практике «политика доходов» свелась к ограниче­нию роста заработной платы, несмотря на систему коллективных договоров и профсоюзных гарантий в развитых странах. Во-пер­вых, эти договоры охватывают обычно незначительную часть рабо­тающих по найму. Во-вторых, предусматриваемая компенсация ущерба от роста стоимости жизни хотя и обеспечивает прибавку за­работной платы, но она отстает от роста цен. В-третьих, крупные предприниматели и правительство оказывают давление на профсо­юзы с тем, чтобы они снизили свои требования.

Планы стабилизации

С 60-х гг. XX в. в развитых странах впервые стали применяться планы ста­билизации. Их отличительная черта — координация основных методов регулирования экономики и ин­фляции в рамках двух основных вариантов антиинфляционной политики в зависимости от стратегии развития экономики.

Для сдерживания инфляции в условиях экономического рос­та (при перегреве рынка) обычно применяется дефляционная по­литика — ограничение роста денежной массы, кредитов, дефици­та государственного бюджета, заработной платы, платежеспособ­ного спроса.

Для сдерживания инфляции в условиях снижения темпов экономического развития применяется набор антиинфляцион­ных мер, не противодействующих стратегии экономического рос­та. С 80-х гг. США, ФРГ, Япония и другие страны сделали упор на стимулирование реального предложения экономических ресур­сов путем предоставления налоговых, амортизационных льгот,

субсидий предприятиям, снижения процентных ставок в целях интенсификации и структурной перестройки экономики. Тем са­мым на основе экономического роста увеличивается товарное обеспечение денег.

Регулирование инфляции на основе комплексных планов ста­билизации в принципе более эффективно, чем разрозненные ме­ры, применявшиеся в развитых странах в 40—50-е гг. Координа­ция методов регулирования инфляции позволяет устранить наи­более острые формы ее проявления при наличии объективных предпосылок.

Внешние факторы

Важным аспектом антиинфляционной политики является воздействие на внеш­ние факторы инфляции. В условиях интеграции страны в мировое хозяйство и либерализации внешнеэкономической деятельности для противодействия «импортируемой» инфляции многие страны принимают меры для относительной стабилизации валютного курса. Это связано с тем, что понижение курса национальной ва­люты вызывает рост цен импортируемых товаров. Повышение цен распространяется по цепочке и на другие товары, порождая ин­фляцию, вызванную чрезмерными издержками.

Для России регулирование курса рубля - важная составляю­щая антиинфляционной политики, так как импортные товары до­стигли половины емкости потребительского рынка, а курс рубля к доллару почти постоянно снижается. Отмена валютного коридо­ра — пределов колебаний курса рубля к доллару — произошла в условиях августовского кризиса 1998 г. Но сохранился режим ре­гулируемого плавания курса рубля, однако его коррекция осуще­ствляется путем воздействия Центрального банка на спрос и пред­ложение иностранной валюты на валютном рынке.

Другое направление воздействия на внешние факторы инфля­ции связано с нейтрализацией влияния валютных поступлений на расширение денежной массы в стране. Валютные поступления из-за рубежа осуществляются при крупном и длительном активном сальдо платежного баланса, притоке иностранных инвестиций и внешних заимствованиях за рубежом. Обмен валютных поступле­ний на национальные деньги увеличивает в стране денежное пред­ложение. Кроме того, Центральный банк выпускает деньги не толь­ко для кредитования экономики и государства, но и под прирост официальных золотовалютных резервов.

Динамика международных валютных резервов зависит и от степени «бегства капитала» за рубеж. В этой связи объектом анти­инфляционного регулирования является платежный баланс стра­ны, официальные золотовалютные резервы, внешние кредиты и заимствования, иностранные инвестиции и переводы капитала за рубеж.

Для сдерживания инфляции важно преодоление «доллариза­ции» экономики. Этот процесс был характерен для ряда стран по­сле второй мировой войны. Ныне это актуально для России, где по некоторым оценкам на руках у населения сосредоточено 50—80 млрд. долл.

В антиинфляционной политике важен субъективный фактор — восстановле­ние доверия к деньгам и правительству, которое их выпускает. Поэтому политическая стабильность, достигнутая после частой смены правительств после второй мировой войны, например, во Франции, Италии, Великобритании, явилась предпосылкой сдер­живания инфляции. В России восстановление доверия к рублю является актуальной проблемой.

В результате антиинфляционной политики, основанной на ре­гулировании экономического роста (по принципу «стой—иди»), инфляция стала относительно контролируемым процессом.

Опыт ЕС

З ападно-европейская интеграция послужила почвой для межгосударствен- ного регулирования инфляции. Первым опытом коллективной анти­инфляционной программы в 1964 г. был «план Маржолена», по имени тогдашнего вице-президента Комиссии Европейского эко­номического сообщества (ЕЭС). В 70—80-х гг. периодически про­водились совместные антиинфляционные программы, направлен­ные на уменьшение темпа роста денежной массы, дефицита гос­бюджета, заработной платы. В 90-е годы Маастрихское соглаше­ние о создании Европейского политического, экономического и валютного союза (ЕС) в числе критериев присоединения страны к зоне евро (с января 1999 г.) предусматривало низкие темпы ин­фляции.

Таким образом, как свидетельствует мировой опыт, инфля­ция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого используются рыночные и государственные регулиро­вание. Монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осущест­вит экономическое регулирование, чем государство, на Западе в чистом виде не применяется как теоретическая основа экономи­ческой политики. Его постулаты сочетаются с кейнсианскими ре­цептами государственного вмешательства в экономику.