Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2816.Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
43.5 Mб
Скачать

Чуть позже Жан Ф уке создает циклы миниатю р к «Иудей­ ской истории» Иосифа Флавия и ф ранцузскому перелож ению исторических сочинений Тита Ливия. С редневековое понимание истории не спешило уступить место ренессансному и в самой Италии, не говоря о ее северных соседях. Все события в границах средне­ вековой доктрины были как бы одноврем енны относительно «под­ линной» истории человечества от первородного греха через искуп­ ление Иисуса ко Второму приш ествию . Если ж е так, то ничего стран­ ного не было в том, что исторические персонажи оказывались всегда одеты по тогдашней последней моде и постройка Иеруса­ лим ского храма С олом оном оборачивалась детальным изображ е­ нием процесса строительства собора в стиле поздней, «пламенею ­ щей» готики.

Ж ажда увидеть невиданное была велика и ненасытна. Чита­ тели книг М арко Поло с наслаждением разглядывали изображения, позволявш ие им хоть как-то представить себе невообразимо дале­ кий Китай. Речь не только о наивных читателях — по настойчивой просьбе Епифания П рем удрого *, Феофан Грек создал для него изображение храма св. Софии в Константинополе. Легче понять, как нужен был зримый образ, наглядная «модель» вполне конкрет­

ного

(действительно, очень слож ного по

структуре) сооруж ения,

если

сопоставить его с описанием: «В

ню ж е аще

странен

(странник.— В.Г.) внидет без проводника,

без

заблуждения

не мощ и ему излезти, аще и зело м удр

быти

мнится,

м но­

жества ради столпотворения и околостолпия, сходов и всходов, преводов и преходов, и различных полат и церквей, и лестниц, и хранительниц, и гробниц, и многоименных преград и предел, и путей, и дверей, влазов ж е и излазов и столпов каменных вкупе»|1).

Епифаний

(у м е р в

1420 го д у ),

игум е н Т р оице -С ергиевой

лавры , наряду с

«Ж и ти е м » Стефана П е р м ско го ,

«С казанием о пути в святой

град

И ерусалим » и

«Ж итием »

С ергия

Р адоне ж ского был авторо м зам ечательны х

писем . О д н о

из них,

чуд ом уцелевш ее в С оло вецком

м онасты ре, со д е р ж и т

удивительно

ж ивое

описание работы Ф еоф ана Грека

и гл убо ча й ш е го восхищ ения от бесед

с худ о ж н и ко м .

Так и сегодня. Как только возникнет заново вечная задача объяснить, научить, выстроить первый проектный образ будущ ей конструкции или теоретической модели, худож ник оказывается необходим . Он необходим вообще, независимо от тематики и жан­ ра, уж е тем, что продолж ает великую традицию искусства, научившего лю дей видеть, понимая увиденное. Он необходим специально, когда следует предъявить взору в линиях и цвете внутреннее устройство вещества, ход процессов, происходящ их в глубине Земли или в откры том Космосе. Визуализация, а с нею —

искусство остаются средством всякой познаю щ ей и ко нструи рую ­ щей деятельности.

 

У о тсон

Д ж . Д. Д войная

спираль.

 

М ., 1969, с. 135.

 

 

А р хи те ктур а

античного

м ира. М .,

 

1940, с.

3.

 

 

 

 

Библия.

Книга

пр о р о ка Ионы .

Библия.

Книга

Бытия.

 

5

C o ttre ll

L. Lost

W o rld s .

N ew Y ork,

 

1964, p. 132. Цитата в пер. В. Л. Гла­

 

зычева

 

 

 

 

 

B ib b y

G . L o o kin g fo r D ilm un. N ew

 

Y ork,

1974,

p.

73. Цитата в пер.

 

В. Л. Глазычева

 

 

Библия. Книга

Бытия.

 

 

Вернадский

В.И. И збранны е тр у ­

 

ды по

истории

науки M ., 1981,

 

с. 80.

 

 

 

 

 

 

Библия. Книга

Иова.

 

Библия. Книга Бытия.

А р хи те к ту р а а н тично го м ира.

М ., 1940,

с. 317.

 

C o ttre ll L.

O p . cit., р.

75. Цитата

в пер. В. Л. Глазычева

Гете И.В.

Ф ауст. М .,

1957,

с.351.

Пам ятники л и те ратуры древн ей

Руси. Вторая

половина X V I

века.

М ., 1982,

с. 201.

 

 

Breza Т.

S pizow a bram a.

W a r­

szawa, 1964, s. 52— 53

 

 

Сказание

Епиф ания-м ниха

о

пути

к И ерусалим у. Православны й

П алестинский

сб орник. Т. 5,

 

вып. 3. СПб.,

1887, с. 17.

 

 

Повествовательное изображение на ш ум ерских и египетских барельефах предш ествует письменности. Создание карт, планов, чертеж ей было историческим результатом мыш ления в образах и мыш ления в понятиях, оказывавших взаимное м ощ ное влияние. Переработав по-своем у знания, сф орм ированные великими циви­ лизациями Востока, греческая античная цивилизация породила заме­ чательный сплав худож ественного и рем есленного начал — «техне». Будучи не только отображ аю щ ей, но и познаю щ ей деятельностью, искусство входило органической частью в античную натурф илосо­ фию, было неотъем лем ой частью средневекового знания, участво­ вало в ф орм ировании научной культуры гуманистов Возрождения и верно служ ило задачам научного исследования в Новое время.

И зобретение книгопечатания в XV веке и развитие полиграф ии

в последую щ ие века сф орм ировало грандиозный спрос на иллю ст­ рированное издание. Х удож ник трудолю биво воссоздает в граф ике образы далеких стран, их обитателей, их фауну и ф лору, изобра­ жает м икром ир, открывш ийся ученым благодаря изобретению Л евенгуком м икроскопа. Начиная с древнейш их времен и по сей день худож нику приходится исполнять важнейш ую роль образного интерпретатора научных открытий и технических изобретений для нуж д школы, для удовлетворения стремления человека к само­ образованию . Неуловимо быстрые ф изические процессы, невиди­ мые химические реакции и, наконец, реконструкция мира исчезнув­ ших цивилизаций — все это задачи, решить которые без участия худож ника чрезвычайно трудно или невозможно.

И в роли технического инструмента, без которого познание мира было бы невозможно, и в скромной, казалось бы, роли лето­ писца науки и техники художественная деятельность — ровесница цивилизации. Мы столь привыкли к естественности воспроизведения действительности изобразительными средствами, что нужно немалое усилие для того, чтобы осознать всю удивительность такого умения. Подвиг, осуществленный безвестными авторами росписей в пещерах Альтамира и Ласко, в скалах Тассили изумляет: ведь они, и не подозревая об этом, открыли первый способ абстра­ гирования действительности. Это они сумели найти приемы превра­ щения совокупности впечатлений от объемного предмета, от живого подвиж ного существа, непрестанно меняющ его очертания, в устой­ чивую д вум ерную модель. Способность выявлять характернейшие признаки наблю даем ого объекта, фиксировать именно эти призна­ ки, безжалостно отбрасывая все остальное как случайное,— вер­ нейший признак овладения аналитическими и синтезирующ ими процедурам и мышления. У нас нет других столь же древних сви­ детельств эмансипации мышления, свершившейся не позже чем 25— 30 тысяч лет назад.

Становление цивилизации сталкивает нас с величием сле­ дую щ его шага, при кажущейся простоте имевшего поистине клю ­ чевое значение для судеб человека. Вернее, это не один, а множест­ во шагов, соверш аемых почти одновременно, но у них всех обнару­ живается общ ее свойство: возникает, а затем становится нормой мышления абстрагирование второго уровня, без которого ни наука, ни техника в их первоначальном единстве были бы невозможны.

В самом деле, уж е упоминавшийся «пейзаж», фреска из Чатал-Хююка, доказывает своим существованием, что уже к V II ты­ сячелетию до н. э. человек открыл для себя возможность изоб­ разить план (здания, местности), а это чрезвычайно высокая абстрак­ ция. Не разруш ив их до фундамента, невозможно понять план построенного здания или комплекса зданий. Чтобы могло возник­ нуть сооруж ение с многокомпонентным регулярным планом *, его

П ервы м

(из

сейчас

известных, что не исклю чает новых находок)

таким

со о р у ­

ж ен ие м

был

храм

в

д ревн ейш ем И ерихоне ( V I I —

V I тыс.

до

н. э.),

имевш ий

о се вую

к о м п о зи ц и ю

и ш естиколонны й д еревянньГ

«портик»

перед входом ,

ещ е две

кол онны

в осн овном зале.

 

 

 

 

следует сначала построить в воображении и затем перенести на поверхность по определенны м правилам.

Человек м ог тысячи раз видеть прям ой угол м еж ду земной поверхностью и вертикалью, образуемой деревом , копьем, собст­ венным телом, но для того, чтобы «опрокинуть» этот угол на горизонтальную поверхность, понадобилось совершить изобретение и впервые превзойти самое природу, в которой такого угла нет (м елкие кристаллы мы вправе здесь проигнорировать). И зобрете­ ние такого рода невозм ож но совершить умозрительно. М ыш ление нуждалось в опоре — в изображении, в изобразительной абстрак­ ции. После «открытия» плана понадобилось еще несколько тысяче­ летий, чтобы древнеегипетские ж рецы и землем еры смогли связать воедино одноврем енно три абстракции: план, прям ой угол и мате­ матическую меру. Египтяне не создали объясняю щ ей математики, предоставив реш ение этой задачи грекам, но ум ело решали задачи типа: «Количество и его четверть дают вместе 15. Вычисли мне это... Делай так. Считай с 4, от них возьми четверть, а именно 1; вместе будет 5; Делай так. Раздели 15 на 5, это будет 3. Делай так. Ум нож ь 4 и 1 на 3, будет 12 и З»1 Ими был создан знаменитый «египетский треугольник» со сторонами 3,4 и 5, что гарантирует автоматически точное построение прям ого угла с пом ощ ью трех отрезков.

Едва ли не одноврем енно, насколько позволяю т судить рельефы первых династий фараонов, последовательное обобщ ение и упрощ ение рисунков-пиктограм м приводит к изобретению иерог­ лиф ического письма. Наконец, одноврем енно или несколько позже возникают первые схематические карты, свидетельствую щ ие о том, что человек научился создавать изобразительные модели прост­ ранства, уж е не обозреваем ого с одной точки и потом у абстракт­ ного.

Карта, план, письмо и счет — основы синкретического еще, слитного знания созданы теми, кто овладел ум ением изображать неочевидное и видим ое с пом ощ ью одних и тех ж е средств. Судя по тому, что великие пирамиды и в первую очередь пирамида Хеопса (третье тысячелетие до н. э.), самая сложная по устройству внутренних галерей и камер *, все же были построены, мыслящ ий

человек уж е преодолел оковы, налагаемые на сознание обы денным здравым смыслом. Он уж е настолько овладел языком изобра­