Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

883

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
5.55 Mб
Скачать

Помимо мер экономического стимулирования для привлечения инвестиций с целью увеличения глубины нефтепереработки необходим ряд административных мер, например закрепление обязательств нефтяных компаний по выполнению планов модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в соответствующих соглашениях с надзорными органами. В июле 2011 года такого рода соглашения были заключены со всеми ведущими нефтяными компаниями России.

Таким образом, реализация комплекса предложенных мер позволит к 2015 году решить задачи модернизации российской нефтепереработки, а именно обеспечит переработку 255 млн т нефти с выходом светлых нефтепродуктов в объеме 172,1 млн т (67,5 % от всего объема производства). Решение данной масштабной задачи не только устранит угрозу дефицита топлива в нашей стране, но также переведет российскую нефтепереработку на иной качественный уровень производства – выпуск нефтепродуктов, соответствующих современным экологическим стандартам, что, в свою очередь, положительно отразится на жизни граждан России.

Исходя из принципов создания единых прозрачных «правил игры» для всех нефтегазовых компаний РФ деятельность нефтегазового блока Минэнерго России осуществлялась по следующим основным направлениям:

создание системы программных документов нефтегазового комплекса РФ;

разработка и реализация мер стимулирования деятельности нефтегазовых компаний;

совершенствование системы нормативно-технического регулиро-

вания;

научно-техническая политика.

В рамках деятельности, направленной на стимулирование нефтегазового комплекса, в 2011 году разработаны и внесены изменения в статью 342 Налогового кодекса РФ:

в части установления нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, добытой на участках недр, расположенных в акватории Черного и Охотского морей;

установления нулевой ставки НДПИ на нефть, добытой на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО);

71

установления нулевой ставки НДПИ на газ и конденсат, добытый на полуострове ЯМАЛ, которые используются для производства сжиженного природного газа (СПГ);

введения понижающего коэффициента к НДПИ на нефть, добытую на месторождениях с извлекаемыми запасами до 5 млн т нефти и вырабатанностью не менее 5 % [1].

Особенно стоит отметить, что система «60/66» позволит обеспечить стратегические интересы как государства (модернизация производства за счет увеличения глубины переработки нефти, поддержание добычи за счет повышения рентабельности бурения новых скважин, стабильность бюджетных поступлений), так и бизнеса в лице нефтегазовых компаний (создание дополнительной стоимости как в секторе нефтедобычи, так и в нефтепереработке). При этом эффект от внедрения системы «60/66» ожидается по итогам 1-го полугодия 2013 года.

Целями государственной политики в нефтегазовом комплексе являются развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса.

В результате достижения указанных целей добыча нефти к 2020 году возрастет до 500–545 млн т, экспорт нефти – до 255–265 млн т и пере-

работка нефти – до 235–280 млн т. Добыча газа увеличится к 2020 году до 815–900 млрд м3, а экспорт газа возрастет до 280–330 млрд м3. Полезное использование попутного газа к 2012 году должно составить 95 % объема его извлечения [3].

Приоритетными направлениями развития нефтегазового комплекса станут следующие:

реализация перспективных проектов строительства трубопрово-

дов;

стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;

формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти

игаза;

разработка месторождений на шельфе;

повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики;

стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа;

72

стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива;

развитие переработки газа в жидкое моторное топливо. Приоритетными направлениями развития нефтеперерабатывающе-

го комплекса станут следующие:

строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимического комплекса, в том числе на одном из конечных пунктов нефтепроводов на территории РФ;

ввод мощностей, направленных на углубление вторичных процессов на ряде предприятий.

Специалисты считают, что в нефтеперерабатывающем комплексе будут достигнуты следующие показатели:

глубинапереработкинефтик2015 году– 83 %, к2020 году– 87 %;

выход светлых нефтепродуктов к 2015 году – 64,1 %, к 2020 году –

67,4 % [3].

Список литературы

1.Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://minenergo.gov.ru/activity/oilgas/state_oil_industry_ in_2009.php.

2.Россия, Статистика, ТЭК [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vestifinance.ru/articles/21246.

3.Федеральный портал protown.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://www.protown.ru/information/hide/7450.html.

73

А.Н. Пыткин, Д.А. Баландин Пермский филиал Института экономики УрО РАН г. Пермь, Россия

ОСНОВНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ РАЗРАБОТКИ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА

Статья посвящена совершенствованию механизма инвестиционной деятельности при освоении арктического шельфа России. Рассматриваются проблемы государственного управления недропользованием в конкурентной среде. Авторы раскрывают основные инвестиционные риски освоения перспективных месторождений углеводородов в экстремальных условиях Арктики.

Ключевые слова: российский арктический шельф, нефтегазовые месторождения, инвестиционные риски, модели освоения Арктики.

A.N. Pytkin, D.A. Balandin

Perm Branch of Institute of Economics of

Ural Division of RAS

Perm, Russian Federation

MAIN INVESTMENT RISKS IN DEVELOPMENT OF OIL AND GAS

FIELDS IN THE ARCTIC SHELF

The article is devoted to improving the investment mechanisms for development of the Russian Arctic shelf. The problems of subsurface use management at the state level in a competitive environment are considered. The authors have revealed the main investment risks in development of perspective hydrocarbons fields in the extreme Arctic conditions.

Keywords: Russian Arctic shelf, oil and gas fields, investment risks, development models of the Arctic.

Изменяющаяся мировая конъюнктура рынка углеводородов определяет в настоящее время приоритетное значение Арктического региона как объекта инвестиционной деятельности страны в целом. Арктический шельф, на который претендует Российская Федерация, может стать в ближайшие десятилетия основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн км2 российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа пред-

74

ставляют 6 млн км2, т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн км2 составляют наиболее перспективные участки. По экспертным оценкам, начальные извлекаемые ресурсы достигают 100 млрд т у. т. (в том числе 15,5 млрд т нефти и 84,5 трлн м3 газа), что составляет 20–25 % мировых ресурсов [2].

Министерством природных ресурсов и экологии РФ разработан проект Программы разведки континентального российского шельфа на период 2012–2030 годов. В программе были предложены 2 модели изучения и освоения ресурсов континентального шельфа –инерционная и инно-

вационная.

Под инерционной моделью освоения арктического шельфа в проекте программы понимается сохранение приоритета действующих механизмов и инструментов государственного регулирования и управления в сфере недропользования. Так называемая инновационная модель предполагает широкое участие в освоении шельфа наряду с государственными корпорациями и частного бизнеса. Лоббируемая крупнейшими негосударственными нефтегазовыми корпорациями в Правительстве РФ данная модель предусматривает также формирование дополнительных инструментов стимулирования привлечения частного капитала к разработке месторождений арктического шельфа. По мнению ряда экспертов, близких к действующему Правительству РФ, сложные природно-климати- ческие условия, несовершенство действующих механизмов экономического стимулирования, правового и организационного режима привлечения инвестиций, отсутствие отечественных технологий эффективного освоения нефтегазовых месторождений в условиях арктического шельфа и неразвитость инфраструктуры региона определяют применение именно инновационной модели, предусматривающей либерализацию Закона «О недрах» и допуск частных компаний.

Сторонники сохранения существующих механизмов доступа к освоению шельфа в качестве своих аргументов приводят следующие:

существующие ограничения по выдаче лицензий на добычу и реализацию углеводородов на шельфе позволяют государству контролировать добросовестность инвесторов;

только государственные корпорации могут в полном объеме обеспечить соблюдение всех экологических и технологических стандартов и гарантировать финансовое обеспечение ликвидации возможных аварийных ситуаций;

75

имеющийся флот, предназначенный для ликвидации аварийных разливов нефти в Арктике, находится в собственности РФ, что повышает оперативность государственного контроля над нештатными ситуациями на месторождениях шельфа, разрабатываемых государственными корпорациями;

частные отечественные и зарубежные фирмы могут и сейчас участвовать в разработке месторождений шельфа, осуществляемых государственными корпорациями на основе акционерных и операционных соглашений;

весь крупный частный нефтегазовый бизнес в Российской Федерации зарегистрирован в оффшорах и мало отличен от иностранного, что предопределяет особую осмотрительность государства при его допуске к освоению стратегических ресурсов российской Арктики с учетом их глобального социального значения и мультипликативного эффекта для отечественной экономики.

Предложенный Министерством природных ресурсов и экологии РФ проект Программы разведки континентального российского шельфа на период 2012–2030 годов представляет собой продукт лоббирования частного капитала в попытке преодоления государственной монополии на недра арктического шельфа. В 2012–2013 годах вопрос о правах на разработку шельфа вырвался из кабинетов чиновников в информационное поле. В прессе отмечалось, что, несмотря на прямое поручение Президента РФ об оформлении соответствующих лицензий Росснефти и Газпрому, кабинет министров задерживает их выдачу, предлагая различные варианты «либерализации» действующей нормативной базы.

Обострение конкурентной борьбы за доступ к ресурсам арктического шельфа определяет необходимость незамедлительной выработки четких государственных позиций при реализации региональной инвестиционной политики в Арктике как определяющей комплексное развитие российских северных территорий.

Реализация эффективной инвестиционной деятельности определяется состоянием и доступностью источников инвестиционных ресурсов, в том числе государственных инвестиций, инвестиций коммерческих организаций, иностранных инвестиций.

Одной из экономических характеристик разработки освоения арктического шельфа является высокий уровень инвестиционного риска, который включает в себя следующие составляющие: технологический,

76

экономический, управленческий, финансовый, природно-экологический, социально-политический и криминальный риски.

Высокий износ основных фондов, повышенная аварийность на производстве, несовершенство технологических процессов являются проявлениями технологического риска. Приоритетность добычи углеводородов и минерального сырья определяет направленность развития региона. Применение устаревших технологий и оборудования снижает эффективность выработки месторождений и повышает возможность техногенных катастроф. Так, Ростехнадзором летом 2012 года было выявлено 8 нарушений, не позволяющих производить бурильные работы на отечественной платформе «Приразломная» в Баренцевом море. Кроме того, привлекаемые к участию в освоении арктического шельфа зарубежные компании, вкладом которых в совместную деятельность является в том числе и передача современных технологий, неоднократно меняли свои позиции по участию в проектах.

Управленческий риск объясняется субъективностью и информационной асимметрией принимаемых управленческих решений при осуществлении инвестиционной деятельности. Как нами уже отмечалось ранее, в течение продолжительного времени наблюдается тенденция обострения конкурентной борьбы за право самостоятельно разрабатывать арктический шельф частными компаниями. Управленческая война вызвала задержку выдачи лицензий на разведку и добычу месторождений углеводородов арктического шельфа. Также негативное влияние на инвестиционную деятельность оказывает низкий уровень подготовки управленческих кадров и недостаточно полная база данных накопленного практического опыта управления.

Финансовый риск связан с вероятностью потери и нехватки финансовых ресурсов в рамках реализации инвестиционных проектов. На инвестиционную деятельность Арктического региона оказывает влияние состояние и изменение конъюнктуры российского и мирового финансового рынков, в том числе ликвидность ключевых финансовых активов рынка, степень доверия и активность инвесторов в финансовом секторе экономики. Рентабельность добычи сложноизвлекаемых ресурсов определяется колеблющимся спросом на мировых рынках, на которые, в свою очередь, оказывают влияние негативные последствия недавнего мирового кризиса. Значительное снижение мировых цен на углеводороды вследствие падения мирового производства, широкого применения альтернатив-

77

ных источников энергии, роста добычи сланцевого газа может выступить фактором, повышающим себестоимость извлечения природных ресурсов,

ив конечном итоге привести к замораживанию освоения шельфа. Суровые климатические условия, сезонность работ, значительные транспортные издержки и их ограниченность также определяют высокие удельные затраты на освоение недр шельфа и связанные с этим возможные риски. К финансовым рискам можно отнести и риски невозврата инвестируемых средств в связи с недостоверной оценкой извлекаемых запасов углеводородов, а также их масштабность, что определяет длительность сроков их возврата и возможность их несоблюдения.

Природно-экологический риск определяется неблагоприятным влиянием глобальных климатических процессов, ростом антропогенного влияния на экосистемы Арктического региона и высокой вероятностью возникновения непоправимых последствий аварийных ситуаций при освоении арктического континентального шельфа. По оценке экспертов, смоделировавших последствия разлива нефти на платформе «Приразломная», площадь возможного загрязнения акватории составит 140 тыс. км2, протяженность загрязненной береговой линии превысит 3000 км [1]. Последствия устранения возможной экологической катастрофы могут нивелировать экономическую целесообразность добычи нефти на арктическом шельфе. Сложная структура запасов нефти и газа, затрудненный в силу экстремальных климатических условий доступ к месторождениям полезных ископаемых негативно сказывается на реализации инвестиционных проектов нефтегазодобывающей отрасли.

Социальный риск проявляется в миграции трудоспособного населения, оттоке высококвалифицированных кадров из Арктического региона, снижении уровня жизни и реальных доходов аборигенного и пришлого населения. Высокие социальные риски проявляются в тенденции ухудшения основных демографических показателей, особенно в сравнении со среднероссийскими показателями. Регион характеризуется высоким уровнем заболеваемости и смертности, значительной долей пенсионеров и преобладанием мужского населения. Существует риск снижения

итак отстающего от других регионов уровня образования и культурного обслуживания населения. Изменения в традиционном укладе малочисленных народов Арктики, их низкое социальное обеспечение и ухудшение среды обитания обусловливают риск их ассимиляции и вымирания. Значителен риск неисполнения взятых на себя государством обязательств

78

по оказанию региональных льгот и преференций арктическому сообществу. Изменение мировой конъюнктуры на энергоносители также может оказать негативное воздействие на возможности частного бизнеса по оказанию штатному персоналу корпоративных льгот.

Политический риск проявляется в возможном изменении политической расстановки сил в Российской Федерации. Не исключается риск обострения межнациональных противоречий и развития центробежных сил. Привлечение зарубежных инвесторов во многом зависит от стабильности и прозрачности нормативно-правовых и налоговых условий. Одним из значительных внешних политических рисков является возможность обострения международной ситуации из-за притязания ряда стран на освоение российского арктического континентального шельфа и неограниченного права пользования Северным морским путем. До сих пор не решена в полном объеме проблема спорных территорий на западе и востоке арктической зоны страны, в том числе со странами, входящими в военные блоки. Ряд зарубежных специалистов и экспертных организаций моделируют ситуации возможного международного противостояния, вплоть до вооруженного. В условиях глобального потепления климата особенно значимым является сохранение боеспособности северного военного флота и его баз, а также охрана государственной границы и сохранение суверенитета РФ.

Криминальный риск определяется наличием специальных объектов тюремного заключения на территории Арктического региона, преобладанием мужского населения, низким уровнем культуры и образования, социальным расслоением и неравенством. Существует вероятность межэтнических конфликтов среди пришлого населения.

Предпринятая авторами попытка анализа основных инвестиционных рисков разработки нефтегазовых месторождений арктического российского шельфа показывает высокую степень взаимосвязи успешного осуществления инвестиционных проектов, формирования консорциумов с международным участием, привлечения частного отечественного капитала с совершенствованием механизмов государственного регулирования освоения региона.

Работа выполнена при поддержке программы ориентированных фундаментальных исследований УрО РАН «Арктика», проект № 12-7-8- 008-АРКТИКА.

79

Список литературы

1.Открытое письмо Отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» от 5 сентября 2012 года

[Электронный ресурс]. – URL: http://www.greenpeace.org/russia/Global/ russia/report/Arctic-oil/Gazprom_letter_Arctic_Rus.doc.

2.Пыткин А.Н., Баландин Д.А. Анализ инвестиционного потенциала Арктического региона // Проблемы региональной экономики / Ин-т экон.

иупр. УдГУ. – Ижевск, 2012. – № 3–4.

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]