Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Костина А.А. - Международный коммерческий арбитраж.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
2.41 Mб
Скачать

"Международный коммерческий арбитраж: современные проблемы и решения: Сборник статей к 80-летию Документ предоставлен КонсультантПлюс

Международного коммерчес...

Дата сохранения: 17.04.2015

перекрестный допрос. Вместе с тем в процессе подготовки к перекрестному допросу может быть полезным письменно перечислить утверждения о фактах, а также написать план перекрестного допроса с указанием утверждений о фактах, которые вы намерены использовать, но дословно не формулировать эти утверждения в своем плане.

Утверждения о фактах, которые использует лицо, проводящее перекрестный допрос, всегда должны соответствовать его теории о сути дела (theory of the case) и развивать его версию. Теория о сути дела - это короткое, простое утверждение о том, почему клиент лица, проводящего допрос, должен выиграть это дело, а другая сторона - проиграть; это утверждение должно быть правдиво, соответствовать фактам и отвечать здравому смыслу, подтверждаться нормами права и легко запоминаться. Лицо, проводящее допрос, должно использовать столько коротких, простых и недвусмысленных утверждений о фактах, сколько нужно для создания основы, на которой состав арбитража сделает выводы (или по крайней мере сможет сделать выводы) и прийти к заключениям, к которым хочет привести арбитров лицо, проводящее допрос. Хорошо, если это возможно, чтобы последовательно излагаемые факты складывались в историю или рассказ, потому что это, как правило, делает допрос более понятным.

Несмотря на то что перекрестный допрос шведским юридическим представителем и (или) в арбитраже под председательством шведского арбитра обычно является менее агрессивным, чем в англо-американской традиции, время от времени он также может быть и агрессивным, и острым.

Конечно, если перекрестный допрос становится слишком агрессивным, он часто может стать неэффективным. Во-первых, будет сложно получить от свидетеля ответы без того, чтобы он предварительно не сделал оговорки и (или) не попросил дополнительных разъяснений. Во-вторых, доверие к свидетелю может в действительности возрасти, по крайней мере в глазах арбитров, что, очевидно, нежелательно. В конечном счете убедить необходимо именно состав арбитража.

Во время перекрестного допроса юридические представители часто используют документы в качестве отправной точки или в качестве основы для задаваемых вопросов. Это общепринятая практика - конечно, при условии, что документы уже были представлены заблаговременно до основного слушания. Проблемы могут возникнуть в том случае, если в ходе перекрестного допроса представляются новые документы. Если новый документ представлен в качестве доказательства, состав арбитража может отказаться его принять как представленный слишком поздно. Тем не менее возможна ситуация, когда документ, который находится в распоряжении лица, проводящего перекрестный допрос, подтверждает, что свидетель говорил неправду в ходе прямого допроса - а это, как правило, невозможно предвидеть. Такой документ может быть принят в качестве доказательства в отношении того, можно ли доверять свидетелю. Если новый документ представлен не в качестве доказательства, а для наглядности в ходе перекрестного допроса (reliance document), то он также иногда может быть принят. Проблема, однако, заключается в том, что такой документ может стать неожиданностью для другой стороны и для свидетеля другой стороны, и, как правило, так и происходит. Это лишает другую сторону возможности подготовиться к данному конкретному аспекту перекрестного допроса.

3.4. Повторный прямой допрос

Как указано выше, последним этапом допроса свидетелей является повторный прямой допрос. Это дает свидетелю возможность дополнить и (или) уточнить ответы, которые он дал в ходе перекрестного допроса. Таким образом, вопросы, поставленные в ходе перекрестного допроса, задают рамки повторного прямого допроса. На этой стадии допроса не допускаются наводящие вопросы.

3.5. Письменные свидетельские показания

Как указано выше, использование письменных свидетельских показаний - или аффидевитов - на сегодняшний день является распространенной практикой в международных арбитражных разбирательствах <1>. Несмотря на то что аффидевиты обычно предоставляются под присягой, в большинстве случаев арбитры не придают аффидевитам большее доказательственное значение, чем обычным письменным показаниям, которые просто подписаны свидетелем.

--------------------------------

<1> См.: ст. 27(2) Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ, ст. 28(2) Арбитражного регламента Арбитражного института Торговой палаты г. Стокгольма (далее - Регламент ТПС) и ст. 4 Правил IBA.

Преимущество в использовании письменных показаний, будь то аффидевиты или нет, состоит в том, что арбитраж может быть проведен более быстрым и эффективным образом. Обычной практикой является то, что свидетель, предоставивший аффидевит, присутствует на слушании для того, чтобы

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 187 из 190

надежная правовая поддержка

 

 

"Международный коммерческий арбитраж: современные

Документ предоставлен КонсультантПлюс

проблемы и решения: Сборник статей к 80-летию

Дата сохранения: 17.04.2015

Международного коммерчес...

 

дать юридическому представителю противоположной стороны возможность провести его перекрестный допрос. Право на проведение перекрестного допроса свидетелей противоположной стороны основано на основополагающем принципе надлежащей процедуры (due process) в арбитражном разбирательстве <1>. В таком случае прямой допрос свидетеля, как правило, не проводится, за исключением, возможно, нескольких вводных вопросов, которые дают свидетелю возможность подтвердить свои письменные показания или сделать незначительные дополнения к ним.

--------------------------------

<1> См.: ст. 24 Закона об арбитраже и ст. 28(3) Регламента ТПС.

Не является исключением ситуация, когда юридические представители сторон фактически готовят проект письменных свидетельских показаний. Это эффективно с практической точки зрения, так как позволяет сосредоточить показания на тех вопросах, которые имеют непосредственное отношение к спору. В то же время такая практика приводит к тому, что доказательственное значение письменных показаний постепенно снижается.

Как указано выше, представление письменных свидетельских показаний в настоящее время является общепринятой практикой в международных арбитражах. Это нашло отражение в ст. 4 Правил IBA. В соответствии со ст. 4.5 Правил IBA письменные свидетельские показания должны содержать следующее:

(а) полное имя и адрес свидетеля, указание на его (ее) отношения на настоящий момент или в прошлом (если таковые имели место) с любой из Сторон и описание его (ее) биографических данных, квалификации, профессиональной подготовки и опыта, если такое описание может иметь отношение к спору или к содержанию показаний;

(б) полное и детальное описание фактов и источника информации свидетеля об этих фактах, достаточное для того, чтобы служить показаниями свидетеля по существу спора. Должны быть предоставлены документы, на которые ссылается свидетель и которые не были представлены ранее;

(в) сведения о языке, на котором изначально были подготовлены свидетельские показания, и сведения о языке, на котором свидетель предполагает давать показания на слушании при рассмотрении доказательств;

(г) подтверждение правдивости свидетельских показаний; и

(д)подпись свидетеля, указание даты и места составления свидетельских показаний.

3.6.Эксперты

Вбольшинстве международных коммерческих арбитражей, проводимых в Швеции, арбитры являются юристами. Поэтому, когда в деле возникают сложные технические вопросы, для разрешения спора арбитрам может потребоваться помощь экспертов. Так может быть в строительных спорах, а также в арбитражах со сложным расчетом исковых требований. Эксперты могут быть назначены как сторонами - в этом случае их точнее было бы называть свидетелями, обладающими экспертными знаниями, - так и составом арбитража. Когда каждая из сторон назначает своих собственных экспертов, их показания, как правило, расходятся, что ставит перед арбитрами непростую задачу по оценке экспертных заключений, и иногда для этого арбитры назначают своего собственного эксперта.

Вбольшинстве случаев стороны прямо предоставляют арбитрам полномочия по назначению экспертов с отнесением связанных с этим расходов на счет сторон. В соответствии с арбитражным правом Швеции арбитры могут назначать своего собственного эксперта, если обе стороны не возражают против этого, но на практике арбитры редко так поступают <1>.

--------------------------------

<1> См.: § 1 ст. 25 Закона об арбитраже, ст. 29 Регламента ТПС.

Причина, по которой было сделано такое исключение из общего правила, т.е. правила о том, что стороны обязаны сами представлять доказательства, как устные, так и документальные - в том, что в арбитраже могут возникнуть вопросы, по которым арбитры не обладают необходимыми знаниями. Если арбитры приходят к выводу, что им необходима помощь экспертов, они должны - и это является обычной практикой - поставить перед сторонами вопрос о назначении эксперта и запросить их комментарии. Обычной практикой для арбитров также является обсуждение со сторонами полномочий любого эксперта, назначенного составом арбитража. В связи с этим важно подчеркнуть, что арбитры не могут делегировать назначенным ими экспертам свои обязанности по разрешению спора; арбитры не могут отказаться от своей роли в качестве лиц, принимающих решение. Скорее предполагается, что арбитры примут экспертную оценку во внимание в качестве одного из ряда факторов при разрешении спора.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 188 из 190

надежная правовая поддержка