Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
884
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
593.92 Кб
Скачать

Упражнение «в тридевятом царстве»

Цель: Расширение сферы сознания в оценке множественности индивидуальных различий, которые усложняют процесс взаимопонимания субъектов в конфликте.

Вы знаете, что люди отличаются друг от друга по многим основаниям: по возрасту, культуре, способностям, темпераменту, характеру, социальному статусу и др. (предлагается участникам тренинга продолжить перечень различий). Одни из этих различий явны, и мы их стараемся учитывать в межличностном взаимодействии. Другие различия скрыты, а поэтому могут выступать потенциальными опосредованными конфликтогенами. Мы на сегодняшним занятии рассмотрим их, но для начала я хочу рассказать вам сказку. Вы ее внимательно послушайте, ибо сказка ложь, да в ней намек «добрым молодцам урок» и девицам тоже.

В тридевятом царстве, тридевятом государстве на известном острове Буяна вырос удивительный дуб. 300 лет он рос, но никогда не плодоносил. Но, однажды на 301 год вырос на его самой нижней ветке желудь. Он рос, рос и вырос величиной с дом. Тот час же в нем «проклюнулось» окошко, из которого выглянул веселый дятел.

В это время мимо проходил грустный котенок. «Ты чего такой грустный? Иди ко мне в мой домик. Вдвоем веселее. Заходи ко мне у меня тепло и уютно из желто-красной люстры на потолке нежной струей льется золотистый свет. На дверях весело звенит колокольчик: «дин-дон», «дзиль-дон», бом, бом. На полу постелем бархатный, мягкий ковер с узорами дивных цветов, которые обычно цветут на зеленых альпийских лугах. В углу, в серебряной клетке, украшенной резными петухами сидит и распевает душевные песни соловей: «фьять-ферьють, фьять-ферьють». Он поет то тоненько с присвистыванием, то словно весенний ручей. На сатиновой синей скатерти лежат душистые фрукты: хрустящие сахарные розовые яблоки, румяные оранжевые апельсины, сочные нежные желто-коричневые груши с белой мякотью. На стене картина Айвазовского, нарисованная так выразительно, что от нее пахнет морем и кажется что зеленая волна вот-вот хлынет в комнату. Заходи будем печь румяные пирожки, пить живчик и петь песни».

Зашел к дятлу кот, и зажили они привесило. Пили чай из резного, желтого, медного самовара и слушали как шепчет листва старого дуба.

На следующее утро они выглянули в окно и увидели в море грустного дельфина. «Ты чего такой грустный»,-спросили у него дятел и кот. «иди к нам жить, в наш домик, втроем веселее. Заходи к нам у нас тепло и уютно из желто-красной люстры на потолке нежной струей льется золотистый свет. На дверях весело звенит колокольчик: «дин-дон», «дзиль-дон», бом, бом. На полу постелем бархатный, мягкий ковер с узорами дивных цветов, которые обычно цветут на зеленых альпийских лугах. В углу, в серебряной клетке, украшенной резными петухами сидит и распевает душевные песни соловей: «фьять-ферьють, фьять-ферьють». Он поет то тоненько с присвистыванием, то словно весенний ручей. На сатиновой синей скатерти лежат душистые фрукты: хрустящие сахарные розовые яблоки, румяные оранжевые апельсины, сочные нежные желто-коричневые груши с белой мякотью. На стене картина Айвазовского, нарисованная так выразительно, что от нее пахнет морем и кажется что зеленая волна вот-вот хлынет в комнату. Заходи будем печь румяные пирожки, пить живчик и петь песни».

Зашел дельфин к ним в гости и зажили они дружно. Пили квас из квадратной черной бочки граненными стаканами и слушали как жужжат за окном пчелы.

На следующее утро они выглянули в окно и увидели грустного слона. «Ты чего такой грустный»,-спросили у него дятел и кот и дельфин. «Иди к нам жить, в наш домик, вчетвером веселее. Заходи к нам у нас тепло и уютно из желто-красной люстры на потолке нежной струей льется золотистый свет. На дверях весело звенит колокольчик: «дин-дон», «дзиль-дон», бом, бом. На полу постелем бархатный, мягкий ковер с узорами дивных цветов, которые обычно цветут на зеленых альпийских лугах. В углу, в серебряной клетке, украшенной резными петухами сидит и распевает душевные песни соловей: «фьять-ферьють, фьять-ферьють». Он поет то тоненько с присвистыванием, то словно весенний ручей. На сатиновой синей скатерти лежат душистые фрукты: хрустящие сахарные розовые яблоки, румяные оранжевые апельсины, сочные нежные желто-коричневые груши с белой мякотью. На стене картина Айвазовского, нарисованная так выразительно, что от нее пахнет морем и кажется что зеленая волна вот-вот хлынет в комнату. Заходи будем печь румяные пирожки, пить живчик и петь песни».

Зашел к ним слон дуб покачнулся и упал. Они тоже выпали на лужайку вместе с грушами и яблоками. Одно из них прямо на макушку Исааку Ньютону та и был открыт закон Ньютона (шутка).

А теперь, уважаемые слушатели, подумайте и запишите в своих рабочих тетрадях как можно подробно, что вы запомнили из того, что и каким было внутри домика-желудя.

После выполнения первого задания, необходимо записать три слова:

  1. звучание

  2. зрительные образы

  3. ощущения

Напротив этих слов проставьте числа, соответствующие встречающимся в ваших записях аудиальных зрительных и чувствительных образов. Эти числа будут означать вашу преобладающую модальность в восприятии и познании окружающего мира, соответственно:

1) аудиальную

2) зрительную (визуальную)

3) кинестетическую

Люди с визуальной модальностью лучше запоминают и понимают информацию, которая базируется на основе слов-предикатов, выражающие зрительные образы: красивый, чистый, зеленый, выглядеть, смотреть, видеть, зрелищно, картина, ярко, круглый, широкий и др.

Для слушателей более значимы слова-предикаты аудиальной модальности: слышать, говорить, звучать, звенящий, гремит, шуршит, шелестит и др.

Кинестетики чаще употребляют и лучше понимают слова-предикаты кинестетической модальности: трогать, прикоснуться, бархатный, шершавый, гладкий, упругий и др.

Аудналист спросит: «Ты слышишь, о чем я говорю?»

Кинестетик спросит: «Ты чувствуешь, о чем идет речь?»

Визуалист спросит6 «И как ты видишь ситуацию, которую я описал?»

Поэтому для того, чтобы нас лучше понимали другие люди необходимо употреблять слова-предикаты разной модальности. Если мы знаем доминирующую модальность нашего оппонента, то целесообразно в речь включать слова-предикаты его модальности.

Давайте поупражняемся в сознательном использовании различных слов-предикатов.