Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психосоматика семинары 1-5.docx
Скачиваний:
301
Добавлен:
21.05.2022
Размер:
2.42 Mб
Скачать

3. Психофизиологические механизмы психосоматических заболеваний. Концепции стресса и механизмы совладания с ним (г. Селье, м. Селигман, а. Лазарус).

По Селье, cтресс выражается общим адаптационным синдромом, представляющим собой трехфазную реакцию адаптации. Селье выделяет три этапа развития стресса: тревога (организм мобилизуется), адаптация (успешное функционирование, трата резервов) и истощение (поломка органов). Стрессовые ситуации представляют собой селективные нагрузки самого разного рода и длительности. Они угрожают субъекту или побуждают организм что-то делать, чтобы их преодолевать, овладевать ими или отстраняться от них.

Стадия тревоги:

Тревога - сигнал неблагополучия и опасности, активизирующий психическую адаптацию. На стадии тревоги происходит мобилизация всех систем организма для подготовки к борьбе или бегству через изменение гуморального регулирования и транзиторные вегетативные реакции чаще всего со стороны сердечно-сосудистой системы. Хроническая вегетативно-гуморальная активация проявляется симптомами вегетативной дистонии и может служить основой для развития психосоматических расстройств.

На стадии сопротивления постепенно исчерпываются резервы и возможности резистентности и наступает стадия истощения. Под влиянием продолжающихся эмоциональных нагрузок развиваются различные психосоматические расстройства, вид и особенности формирования которых зависят от генетической предрасположенности, от приобретенной в течение жизни недостаточности тех или иных органов и систем, а также особенностей личности.

Многообразие физиологических изменений, возникающих при эмоциональном стрессе, позволяет рассматривать его как патогенетический фактор при самых различных формах соматической патологии.

4. Психонейроэндокринология и психонейроиммунология.

Психоэндокринное и психоиммунное направление исследований (В. М. Успенский, Я. С. Циммерман, В. А. Виноградов, И. П. Мягкая), изучающее широкий спектр нейроэндокринных и нейрогуморальных феноменов у больных психосоматическими заболеваниями (психоэндокринное тестирование особенностей и уровня синтеза катехоламинов, гипофизарных и тиреоидных гормонов, специфика иммунограмм). Поиск «специфического нейрогормонального обеспечения» эмоционального реагирования, показал, что высокий уровень личностной и ситуативной тревожности связан с разнонаправленными нейрогормональными сдвигами.

Иммунные и в меньшей мере эндокринные процессы до сих пор казались в достаточной мере автономными, мало связанными с остальными функциональными системами. Последние данные с очевидностью доказывают, что эндокринные и иммунные функции во всем организме представляют собой интегральные системы с многообразными прямыми и непрямыми связями, особенно с центральной и вегетативной нервной системой, и через них – с окружающим миром. Поиски «медиаторов» – биологических посредников и передатчиков между эмоционально окрашенными восприятиями, психикой и соматическим симптомообразованием – впервые оказались весьма полезными. При физической и психической угрозе, голоде и жажде, в регуляции ритма сна и бодрствования, температуры тела и восприимчивости к боли, в сексуальности, равно как и при соматических реакциях на сильные эмоции, – короче говоря, в поддержании гомеостаза организма при меняющихся условиях жизни человека стала очевидной роль нейроэндокринной и иммунной регулирующих систем. Однако «действие» этих активных гормонов, пептидов или клеточных структур осуществляется не само по себе, а скорее благодаря наличию передающих субстанций с сигнальными функциями, связанными в соподчинённый круг регуляции под интегрирующим управлением нервной системы, которая должна обеспечивать адаптацию и выживание индивидуума в окружающей среде.

Психонейроэндокринология и психонейроиммунология представляют собой самостоятельные разделы медицины. С одной стороны, изначальные границы между обеими областями всё чаще становятся проницаемыми и совместное функционирование обеих регуляторных систем сближает направления исследований. (Многие гормоны, например половые и гормоны щитовидной железы, β-эндорфин, серотонин и не в последнюю очередь глкжокортикоиды, оказывают влияние на иммунную систему, а на поверхности клеток, в свою очередь, имеется ряд чувствительных к гормонам рецепторов.) Что касается других сторон проблемы, то мы не будем их здесь подробно обсуждать. Интересующегося ими читателя мы можем отослать к специальной литературе.