Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психосоматика семинары 1-5.docx
Скачиваний:
162
Добавлен:
21.05.2022
Размер:
2.42 Mб
Скачать

5. Психосоматический симптом как результат дисфункции семейной системы. Концепция психосоматогенной семьи.

  • Семья — открытая, живая, развивающаяся система, функционирующая благодаря взаимосвязанному,|действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонений от гомеостаза.

  • Дисфункции семейной системы

Основные положения системного подхода подразумевают, что семья рассматривается как открытая система, которая нуждается:

  • •с одной стороны, в стабильности и сохранении сложившихся связей (подержание гомеостаза)

  • с другой – к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования (отклонение от гомеостаза).

Дисгармоничная семейная система – это система, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов, которая пытается сохранить прежние стереотипы внутрисемейных взаимоотношений вопреки изменившимся обстоятельствам.

  • Семейный «клубок».

  • Чрезмерно выраженная заботливость друг о друге, особенно в отношении здоровья.

  • Жесткая модель семьи.

  • Эти семьи мало способны к преодолению и социально ригидны.

Дисгармоничные (дисфункциональные) семьи — ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще — ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание (соматическое , психосоматическо е или психическое расстройство). Он становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных «застывших» ролевых взаимодействий, нередко служит «коммуникативной метафорой» (шифром потребностей семейной системы), отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Если семья рассматривается как саморегулирующая система, а симптом — как механизм регуляции, то в случае ликвидации симптома вся система оказывается временно нерегулируемой.

Непоследовательность родителей – одна из причин того, что в дальнейшем дети воспринимают родителей как людей непостоянных, чье поведение трудно предвидеть, и поэтому менее склонны раскрывать свои чувства – неизвестно, как в очередной раз на них отреагируют мать или отец.

Отделение юноши от родительской семьи, миграция семьи или неминуемый развод. Все это заставляет расстаться со старыми стереотипами и создавать новые отношения. Невысказанные эмоции, ригидные установки, секреты – могут служить сильным препятствием для нормализации гомеостаза.

Чаще всего «носитель симптома» в дисгармоничных семьях появляется в результате следующих обстоятельств:

    • члены семьи игнорируют проблему на системном уровне, отказываются разделять ответственность за симптом;

    • закрытые внешние рамки дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем и тем самым блокируют рост и развитие семейной системы;

    • диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс «хронической беспомощности» у всех членов семьи, но особенно — у «идентифицированного пациента»;

    • нередко кризис, создаваемый «идентифицированн ым пациентом», — единственный способ испытать эмоции в семье.

Психосоматогенная семья – это взаимозависимая и замкнутая на себе система, где все члены крепко держатся друг за друга и осуществляют контроль. В такой семье избегают проявлений чувств, часто возникает ощущение заброшенности, конфликты не раздуваются, присутствуют негативные невербальные коммуникации. Свобода и право на личную жизнь у членов семьи отсутствуют. Болезнь члена семьи всегда является отвлекающим маневром, способом ухода от конфликта. Психосоматический больной часто является «носителем проблем» семьи.

Классификация механизмов развития психосоматогенных семей включает:

  1. «Связывание» – семья с жесткими стереотипами коммуникации; дети в такой семье становятся инфантильными, отстают в эмоциональном развитии. Формула общения в такой семье: «Делай, как я тебе сказал».

  2. «Отказ (отвержение)» – ребенок как будто отказывается от себя, от своей личности; у него может развиваться аутизм и тенденция к автономности.

  3. «Делегирование» – у родителей потеряно реалистическое восприятие достижений своих детей; они воспринимают своих детей как продолжение себя, возлагают на них надежды на осуществление своих несбывшихся планов [6, с.8].

Как правило, выделяют пять характеристик психосоматогенных семей:

  • сверхвключенность родителей в жизненные проблемы ребенка, которая мешает развитию самостоятельности, следовательно, защитные механизмы более слабые и способствуют развитию внутреннего конфликта;

  • сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого;

  • низкую способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах, при которой взаимоотношения в семье ригидные;

  • тенденцию избегать выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов; риск возникновения внутренних конфликтов;

  • ребенок и его заболевание часто играют роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте.

Для психосоматогенной семьи характерно не поощрение свободного выражениячувств и свободного отреагирования отрицательных эмоций, вследствие чего ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, что приводит к их соматизации и формированию алекситимичеких черт. Подавление отрицательных эмоций в частности связано с тем, что зачастую в семье не принято открыто реагировать на боль – стереотип терпения, отношения к болезни как к состоянию, в котором человек сам виноват.

К качествам матерей, которые особенно значимы для формирования психосоматической патологии, можно отнести: высокую личностную тревожность; внутреннюю конфликтность, то есть дисгармонический склад личности (невротическая мать); тенденцию к подавлению, сдерживанию негативных чувств, преобладанию чувства вины в психике матери, противоречивое эмоциональное отношение к близким в семье (высокая амбивалентность в отношениях); сильные эмоциональные реакции на проблемные ситуации с дезорганизацией деятельности (стрессонеустойчивость), а также неспособность к конструктивному разрешению конфликтов, что приводит к хронизации, а следовательно, и соматизации аффекта у матери;  дезорганизацию собственной активности при болезни ребенка за счет высокой тревожности, страхов, неспособность принять радикальное решение;  собственный телесный опыт матери негативно окрашен, наблюдаются феномены отвержения собственного тела или его частей, связанные с ранним опытом прародительской семьи; нарушенные взаимодействия матери с ребенком на раннем этапе его развития.