Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Arapov_D_Yu_-_Islam_i_sovetskoe_gosudarstvo_1917_1936__Sbornik_dokumentov_Vyp_2_-_2010

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
895.79 Кб
Скачать

Ислам и советское государство... | № 3. Выписка из протокола заседания...

31

Примечания

1Рыскулов Турар — советский партийный и государственный деятель. Член компартии с 1917 г. В январе–июле 1920 г. председатель ЦИК Туркестана. С сентября 1922 г. — председатель Совнаркома ТуркАССР. С мая 1926 г. — зам. председателя

Совнаркома РСФСР.

2Имелись в виду земли, принадлежавшие вакфам (мусульманским духовным учреждениям).

3Совхозы — государственные хозяйства.

Ислам в России и Евразии

32

№ 4. Выписка из протокола Заседания Коллегии Наркомнаца. 19 сентября 1922 г.

В ы п и с к а

Из протокола Заседания Коллегии НКН от 19/IX–22 г.

Слушали:

9. Докладная записка Центр. Духовного Управления Мусульман России и Сибири о стеснениях чинимых в отношении обучения догматам Ислама.

Постановили:

9. а/ В соответствии с декретом СНК об отделении школы от церкви и имеющимися по этому предмету инструкциями НК Юста1 от 24 августа 1918 г признать недопустимым закрытие местными властями богословских школ; содержимых за счет добровольных приношений.

б/ На основании тех же законноположений признать неправильными репрессии за частное обучение догматам Ислама на дому и в мечетях.

в/ Запросить мнения соответствующих местных ЦИК, Исполкомы и Ревкомы о допустимости преподавания мусульманского вероучения в помещениях общегражданской школы во внеурочные часы для всех желающих.

С подлинным верно

 

За секретаря Коллегии НКН

/Шейхет/

Выписка верна

 

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 602. Л. 17. Машинопись. Копия.

Ислам и советское государство... | № 4. Выписка из протокола Заседания...

33

Примечание

1 НК Юст — Народный комиссариат юстиции.

Ислам в России и Евразии

34

№ 5. Выписка из протокола заседания Президиума ВЦИК «О преподавании вероучения в мусульманских школах Туркестана». 4 января 1923 г.

Наркомнац Сов. секретно.

В ы п и с к а Из протокола № 1 заседания Президиума Всероссийского Центрального Ис-

полнительного Комитета Сов. Раб., Крест., Красноарм. и Каз. Депутатов.

от 4 января 1923 года.

Слушали:

11. О преподавании вероучения в мусульманских школах Туркестана. /Вн. Т. Рудзутак/1.

Постановили:

Постановление ТуркЦИК’а о введении преподавания вероучения в советских школах отменить. В виде исключения в качестве временной меры не воспрещать преподавания вероучения в мусульманских школах Узбекской части Туркестана2.

Выписка верна

 

Секретарь ВЦИК

/Т. Сапронов/

Верно

/подпись/

6 января/ 23 г.вх.

№ 6/с.

10/I–23 г.

№ 20/с.

С подлинным верно

 

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 602. Л. 18. Машинопись. Копия.

Ислам и советское государство... | № 5. Выписка из протокола заседания...

35

Примечания

1Рудзутак Ян Эрнестович — советский партийный и государственный деятель. Член компартии с 1905 г. Член ЦК с 1920 г., член Политбюро ЦК в 1926–1932 гг. В 1921–1923 гг. председатель Туркбюро (Средазбюро) ЦК.

2Судя по всему, в документе имелись в виду те районы Туркестанской АССР, которые были населены узбеками и в следующем, 1924-м, году вошли в состав Узбекской ССР.

Ислам в России и Евразии

36

№ 6. Циркуляр Наркомнаца «О преподавании мусульманского вероучения». Октябрь 1922 г.

Циркулярно.

Декрет Совета Народных Комиссаров об отделении школы от церкви / Собр. Узак. 1918 г. № 18 ст. 263/, инструкция по этому предмету НКЮ от 24 августа 1918 г. /Собр. Узак. 1918 г. № 62 ст. 685/, по имеющимся у Наркомнаца сведениям в различных местностях, населенных мусульманами получают различное толкование.

В некоторых случаях наблюдаются репрессии в отношении мулл за обучение ими догматам Ислама в мечетях, в других же случаях дело доходит до полного разрешения муллам обучения Исламу в советских школах.

Ввиду сего Наркомнац разъясняет:

1.Недопустимы какие-либо репрессии в отношении мулл за проповедь Ислама и обучение Догматам мусульманского вероучения в мечетях, на дому у себя, а также в частных, по приглашению граждан, домах.

2.Богословские школы, содержавшиеся за счет добровольных приношений частных лиц, закрываемы быть не могут.

3.Под Богословскими школами разумеются школы, в коих обучаются догматам веры совершеннолетние граждане, и к таковым школам не могут быть отнесены т. н. медресе и мектебы1.

4.Преподавание догматов религии в советских школах и в частных, где обучаются общеобразовательным предметам, не допускается декретом об отделении школы от церкви и противоречит основам советского права.

Члены Комиссии

Бройдо

 

Ибрагимов2

 

Давлетшин

С подлинным верно

/Шейхет/

Копия верна

 

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 602. Л. 19. Машинопись. Копия.

Ислам и советское государство... | № 6. Циркуляр Наркомнаца «О преподавании...

37

Примечания

1Не ясно, о каких мусульманских «богословских» школах шла речь в документе. Насколько известно, кроме мектебов и медресе в тогдашней Российской Федерации не существовало других типов исламских учебных заведений.

2Видимо, имелся в виду Шаймардан Ибрагимов — член компартии с 1915 г., в 1919–1921 гг. секретарь Центр. Бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП (б), в 1921–1922 г. — председатель Комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Крыма.

Ислам в России и Евразии

38

№ 7. Докладная записка руководства ЦДУМ в Президиум ВЦИК.

26 марта 1923 г.

От составителя

3начительную роль в деятельности ЦДУМ в 20-х — первой половине 30-х гг. играл видный исламский общественный деятель, богослов, правовед и публицист Ризаэтдин Фахретдинов (1859–1936). С 1921 г. он являлся временным председателем ЦДУМ, с июня 1923 г. до последних дней жизни — постоянным председателем (муфтием)1 этого мусульманского духовного управления2. Публикуемая ниже докладная записка посвящена актуальной в то время в государственно-исламских отношениях проблеме — вопросу о порядке и правилах преподавания начальных основ мусульманского вероучения. В современной литературе отмечается, что в 1920-е гг. Фахретдинову удалось выработать весьма оптимальную, с точки зрения защиты интересов ЦДУМ, модель взаимоотношений с представителями советской власти. На наш взгляд, публикуемый текст подтверждает справедливость этого наблюдения. В документе излагается история отношений ислама с государственными институтами в Восточной Европе, начиная с времен раннего Средневековья. В докладной записке руководства ЦДУМ, носившей в целом для 1923 г. достаточно современно-конформистский, антимонархическипрореволюционный характер, особо подчеркивалась полная политическая лояльность мусульман по отношению к советской власти3. Обращение ЦЦУМ к советским «верхам» не было лишено известных преувеличений и неточностей, но они должны были способствовать достижению главной цели докладной записки — убедительному воздействию документа на начальственных «красных читателей». Вместе с тем именно благодаря подобной тактике лавирования Фахретдинову вплоть до конца 20-х гг. удавалось в известной мере защищать позиции ислама на подведомственной ему территории, в частности добиться, пусть и в урезанном виде, права на сохранение преподавания начальных основ мусульманского вероучения4.

Ислам и советское государство... | № 7. Докладная записка руководства ЦДУМ...

39

* * *

Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р.К.К. и К. Депутатов

г. Уфа, Тукаевская ул., д. № 50.

№ 1286

26 марта 1923 г.

Докладная записка

Во время нахождения члена Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета т. Смидовича5 в г. Уфе мусульманское духовенство6 в лице Центрального духовного управления мусульман обратилось к нему за разрешением ряда вопросов, касающихся преподавания вероучения, положения Духовного управления и проч.

Тов. Смидович, считая, что эти вопросы требуют для своего разрешения специального постановления ВЦИКа, предложил Центральному духовному управлению мусульман войти в Президиум ВЦИКа с докладной запиской по этим вопросам. При этом он указал, что в этой докладной записке следовало бы выявить, в какой мере помянутые выше вопросы связаны с догматической стороной ислама и в каком направлении догматическое учение мусульман может действовать на формирование политической мысли верующих.

Следуя этим указаниям и считая себя обязанным представить высшему учреждению государства все ориентировочные материалы, необходимые для разрешения весьма жгучих для российского мусульманства вопросов, Центральное духовное управление мусульман позволяет себе в мотивировочной части в нижеизложенной записке затронуть как догматическую сторону ислама, так и историю развития мусульманских духовных учреждений в России.

I. Взгляд ислама на формы государственного правления

Учение ислама возникло среди свободолюбивых племен Аравии. Принципы ислама: равенство, справедливость, братство, гуманность и стремление к знанию. По учению ислама люди в продолжении всей своей жизни должны изучать науки и духовно совершенствоваться.

В первое время своего возникновения форма правления [у мусульман] была очень близка к республиканской7, отличаясь от последней тем, что халифы8 избирались на неопределенный срок времени.

Ислам в России и Евразии

40

По учению ислама, государственные дела должны решаться совещанием. Об этом в Коране говорится: «Послушные Господу своему мусульмане решают общественные и государственные дела свои по совещанию между собой» (Коран, гл. 42, ст. 36)9. Народности, исповедующие религию с такими принципами, никогда и ни в одном государстве не могли и не могут быть сторонниками автократии10 или правления немногих.

Правда, по прошествии некоторого периода времени в мире ислама управление на началах совещания исчезает, и появляется монархический образ правления. Но это происходит независимо от ислама и вопреки ему, под влиянием могущественнейших, с высокой культурой монархических государств — Византии и Персии, вошедших в состав тогдашнего мусульманского государства11. Корифеи учения ислама и проповедники этого учения были несогласны с этим новшеством и всегда протестовали против него.

II. Мусульмане Поволжья и Урала

Тюркские племена, жившие по Поволжью и Уралу, тысячу лет тому назад, в 922 году торжественно приняли учение ислама12. Тюркские народности не испытывали сильных влияний со стороны монархических государств, поэтому [они] жили и управлялись по своим обычаям, решая все вопросы на народных собраниях (курултаях). Так продолжалось и по принятии ими ислама. Под влиянием учения Корана в Булгарском государстве (впоследствии Золотая Орда и Казанское Царство)13 стали развиваться культура и просвещение. Мусульманские государства Поволжья и Урала давали всем народам, вошедшим в состав этих государств, полную свободу религии, и главы различных религиозных учений находились под покровительством государства14. Проявляя такую религиозную терпимость, мусульманское государство руководствовалось предписанием Корана: «В религии нет принуждения» (Коран, гл. 2, ст. 257)15. Поэтому ожидание потомками этих народов от правителей свободы для своей религии и гуманного терпимого отношения к ней весьма естественно.

III. Мусульманские религиозные управления

Тюркские народности Поволжья и Урала по принятии ислама организовали свое Духовное управление с должностями муфтия, казыев, мулл и муэззинов16. Такая форма организации Духовного управления17 существовала до покорения их Иваном Грозным18. Русские цари, нетерпимо относившиеся ко всем нехристианским религиям, совершенно уничтожили Духовное управление и разрушили молитвенные дома. В 1645 г. по повелению русского царя Алексея Михайловича все мечети, уцелевшие от погрома Ивана Грозного, все экземпляры Корана и др[угие] книги,

Соседние файлы в предмете Религиоведение