Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Kolotov(ed)-Evraz-duga

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
4.49 Mб
Скачать

Санкт-Петербургский государственный университет Восточный факультет

Институт Хо Ши Мина

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

от Восточной Азии до Северной Африки

Коллективная монография подготовлена и издана при поддержке СПбГУ

Санкт-Петербург 2013

ББК 66.5(0)7 Е22

Коллективная монография подготовлена и издана при поддержке СПбГУ

Редакционная коллегия:

докт. филос. наук, канд. ист. наук, проф. А. Л. Вассоевич; докт. ист. наук, проф. Б. Н. Мельниченко

Редактор: канд. филос. наук, доц. С. В. Пахомов Материалы коллективной монографии напечатаны в авторской редакции

Е22 Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки. Коллективная монография. / Отв. ред. В. Н. Колотов. — СПб.: СПбГУ, Восточный факультет; Изд-во «Студия НП-Принт», 2013. — 576 с.

Материалы коллективной монографии группируются вокруг проблем безопасности ключевых регионов Евразии и Северной Африки, а также глобальной безопасности. В монографии также впервые представлена разработанная участниками проекта карта «Евразийской дуги нестабильности в 2013 г.», которая позволяет оценить современное состояние безопасности в Евразии. Монография состоит из пяти разделов — «Глобальные аспекты безопасности в Евразии», «Восточная и Южная Азия», «Северная Африка и Дальний Восток», «Центральная Азия», «Технические аспекты обеспечения безопасности РФ в Евразии» — посвященных ключевым регионам и основным аспектам рассматриваемой проблематики.

Коллектив авторов выражает надежду, что их совместный труд будет востребован в экспертном сообществе, а также окажется интересным для студентов и преподавателей профильных ВУЗов.

Грант История Азии и Африки в контексте

геокультурной парадигмы глобального развития 2.38.103.2012

ISBN 978-5-91542-244-4

ББК 66.5(0)7

©Коллектив авторов, 2013

©Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2013

Предисловие руководителя проекта

Настоящая коллективная монография подготовлена по итогам научной конференции «Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Северной Африки до Восточной Азии», которая прошла при поддержке

СПбГУ (Грант 2.38.103.2012 История Азии и Африки в контексте геокультурной парадигмы глобального развития) и БГТУ им. Д. Ф. Устинова «Военмех» 10–11 мая 2013 г. на базе Восточ- ногофакультетаСанкт-Петербургскогогосударственногоунивер- ситета. В ходе конференции стало понятно, что процессы дестабилизации многих регионов от Северной Африки до Ближнего Востока имеют управляемый характер, а также тесно связаны с региональными, межрегиональными и глобальными геополитическими процессами. Более того, они во многом обусловлены беспрецедентным ростом экономики и геополитического влияния стран Восточной Азии. Поэтому было принято решение при подготовке монографии представить материал в ином порядке: от Восточной Азии до Северной Африки.

Настоятельная необходимость осмысления набирающих на евразийском пространстве процессов дестабилизации стала основной причиной столь возросшего влияния к исследуемой проблематике. Начало второго десятилетия XXI в. ознаменовалось новым витком активности участников «Большой игры», что сопровождалось всплеском дестабилизирующих процессов вдоль евразийской дуги нестабильности, актуальные очертания которой являются наиболее корректным показателем сложившегосявЕвразиигеополитическогобалансасил.Помнениюодного из наиболее информированных в этой сфере экспертов — генерал-майораКГБСССРЮ.И.Дроздова,которыйвозглавлял управление нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР (Управление «С»), наибольшее геополитическое внимание глобальных и региональных игроков к 2010 г. концентрировалось на пространстве между Африканским Рогом и регионами на западе

3

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

Китая1. С тех пор прошло всего лишь три года, а обозначенные Ю. И. Дроздовым западный и восточный фланги дуги нестабильности уже не ограничиваются регионами Африканского Рога и Западного Китая. Обостряющееся геополитическое соперничество уже привело к дестабилизации в Северной Африке (Мали, Ливия, Египет, Тунис) и на Ближнем Востоке (Ирак, Сирия); продолжается управляемая региональная дестабилизация в Афганистане, что несет угрозы основным субъектам евразийской геополитики; традиционно индуцируется нестабильность на Северном Кавказе и в Центральной Азии; также активизируются находившиеся до сих пор в режиме ожидания территориальные споры в Восточной Азии, которые постепенно распространяются и на страны Юго-Восточной Азии.

В настоящее время наблюдается заметная активизация субъектов мировой и региональной геополитики в Арктике, чьи планы, очевидно, входят в противоречия с интересами РФ. Перевод данной проблематики в русло практической геополитики впервые в истории замыкает вокруг Евразии своеобразное дестабилизирующее «кольцо» территориальных споров и противоречий, связанных с разработкой ресурсов, а также с эксплуатацией основных торговых путей. Это зловещее «кольцо» состоит из либо вовсю идущих, либо вяло тлеющих, но в любом случае достаточно подготовленных конфликтов, которое очевидно будет сжиматься при всемерном провоцировании нестабильности как внутри, так

ивне него. Линия геополитического соперничества начинается от восточной границы блока НАТО, далее она идет по россий- ско-украинской границе, пересекает Кавказ, страны Центральной Азии, идет по китайско-индийской границе (в связи с расширением ШОС возможно присоединение к нему Пакистана, Индии, Ирана и Монголии), далее по странам Индокитая, по восточноазиатской дуге нестабильности от Южно-Китайского моря на север через разделенный Китай, Корею к Курильским островам

ичерез северную дугу, которая пересекает Арктику, и, полностью замыкая круг, «возвращается» к российско-норвежской границе.

1 Дроздов Ю. И., Маркин А. Г. Операция «Президент». От «холодной войны» до «перезагрузки». — М.: Артстиль-полиграфия, 2010. С. 172–173.

4

Предисловие руководителя проекта

Такой геополитической конфигурации в истории Евразии еще не было!

Вмонографии также впервые на отдельной вкладке представлена разработанная участниками проекта карта евразийской дуги нестабильности. Эта карта позволяет оценить современное состояние безопасности в Евразии.

Монография структурно состоит из пяти разделов — «Глобальные аспекты безопасности в Евразии», «Восточная и Южная Азия», «Северная Африка и Дальний Восток», «Центральная Азия», «Технические аспекты обеспечения безопасности РФ в Ев- разии»—посвященныхключевымрегионамиосновнымаспектам реализуемого проекта.

Профессиональный обмен мнениями между ведущими специалистами, а также молодыми перспективными исследователями изразныхобластей(востоковеды,политики,политологи,военные) позволил в ходе дискуссий на конференции высказать и обсудить различные точки зрения на существующие угрозы безопасности Евразии, и по-новому взглянуть на исторические процессы в Северной Африке и Евразии в контексте не только геополитической, но и геокультурной парадигмы глобального развития.

Вработе над монографией приняли участие ведущие эксперты, а также молодые перспективные сотрудники СПбГУ, БГТУ ВОЕНМЕХ, МГИМО (У) МИД РФ, ИДВ РАН, Академии геополитических проблем.

Председатель оргкомитета конференции профессор, доктор исторических наук, член Российского национального комитета

Азиатско-Тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности (РНК АТССБ), член правления Европейской ассоциации

изучения Юго-Восточной Азии (EuroSEAS), директор Института Хо Ши Мина при СПбГУ, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Восточного факультета СПбГУ В. Н. Колотов

5

Глобальные аспекты безопасности в Евразии

Титаренко М. Л.

Роль сотрудничества России с Китаем — поднимающейся глобальной державой — в обеспечении мира и стабильности в Восточной Азии

Нынешняя обстановка в Восточной Азии характеризуется глубокими изменениями, идет перегруппировка сил, формируются новые центры влияния, соответственно, меняет-

ся политический ландшафт региона.

Важнейшим фактором этих перемен стал феномен стремительного «возвышения» Китая. Начав с глубоких экономических преобразований, которые вывели страну на позиции одной из главных мировых держав, Китай оказывает сейчас все более ощутимое воздействие и на ход политических процессов в мире. В огромной степени возросли его вес и влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе,гдеПекинсущественнопотеснилСоединенныеШтаты,Японию.

Быстрыми темпами растет ВВП КНР (8,2 трлн долл. в 2012 г., по официальным китайским данным, второе место в мире после США). Китай близко подошел к тому, чтобы стать торговой державой номер один, уже сейчас он мировой лидер по объему экспорта и номер два — по импорту. Огромных размеров достигли его золотовалютные резервы (примерно 3,2 трлн долл.). По этому показателю Китай занял первое место в мире.

УкрепилисьпозицииПекинавключевыхрегиональныхоргани- зациях—АТЭС,АСЕАН,АРФ,ВАС.Образовалисьмини-группи- ровки с сильным китайским влиянием: АСЕАН+1 (Китай), АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), треугольник на высшем уровне в Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея).

6

Глобальные аспекты безопасности в Евразии

КНР заняла место США в качестве главного торгового партнера Японии, Южной Кореи, многих стран АСЕАН, Тайваня, Индии.

Сегодня Пекин взял курс на трансформацию своего экономического веса во все более сильное политическое влияние на мировой арене, существенно повысить свою роль в решении мировых проблем, о чем прямо говорят принятые на XVIII съезде КПК (ноябрь 2012 г.) и первой сессии ВСНП 12-го созыва (март 2013 г.) установки. Как в докладе бывшего Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на съезде, так и в выступлении министра иностранных дел КНР Ян Цзечи на пресс-конференции 9 марта 2013 г. в ходе первой сессии ВСНП 12-го созыва указывалось, что Китай намерен активнее участвовать в международных делах в целях «продвижения вперед благородного дела мира и развития человечества», «играть роль большой и ответственной страны, на совместных началах реагировать на вызовы глобального характера» (XVIII съезд Коммунистической партии Китая (8–14 ноября 2012 г.): [документы]/ РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 2012. (Экс- пресс-информ./ РАН, Ин-т Дал. Востока; № 7. С. 89).

Международные наблюдатели обратили внимание на достаточно жесткие нотки в высказываниях нового лидера Китая Си Цзиньпина. Выступая 28 января 2013 г. на мероприятиях в рамках 3-й коллективной учебы Политбюро ЦК КПК 18-го созыва на тему: «Решительно идти по пути мирного развития», Си Цзиньпин, в частности, подчеркнул: «Мы будем решительно идти по пути мирного развития, но ни в коем случае не станем отказываться от наших законных прав и интересов и не будем жертвовать жизненными интересами страны. Ни одна страна не должна рассчитывать на то, что мы будем вести торговлю своими ключевыми интересами, ни у кого не может быть ни малейшей надежды на то, что мы пожнем горькие плоды ущемления суверенитета, безопасности и интересов развития государства» (Синьхуа, 29января2013г.).29ноября2012г.припосещениивыставкивГосударственном музее Китая Си Цзиньпин заявил, что поставлена цель добиться «великого возрождения китайской нации». Сейчас, сказал он, «у нас больше, чем когда-либо в истории, веры и возможностей достичь эту цель».

Поступательно развиваются и военные возможности Китая. Китайский военный бюджет вырос с 2000 г. по 2012 г. в 7,3 раза,

7

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

превысив в 2012 г. 106,7 млрд долл. (западные источники приводят намного большую цифру). На 2013 г. планируется увеличение военных расходов КНР еще на 10,7%, в результате чего их объем достигнет 114,3 млрд долл.

Осуществляется последовательный курс на создание современных вооруженных сил, оснащенных высококачественным оружием, способных вести как оборонительные, так и наступательные боевые действия в условиях высокотехнологичной войны. Важнейшими стратегическими задачами стали выход китайских ВМС

вмировой океан, укрепление ракетно-ядерного потенциала с тем, чтобы постепенно достигнуть сопоставимого уровня с ракетноядерными силами США и России. На XVIII съезде КПК заявлено

опланах превращения КНР в «мощную морскую державу».

Вэтих условиях курс на дальнейшее наращивание своего присутствия в АТР взяли Соединенные Штаты. При этом Вашингтон не скрывает, что одна из главных целей американского наступления в Азии и Тихоокеанском бассейне — «сдерживание» Китая, противодействие его дальнейшему усилению.

Ввыступлении 12 января 2010 г. в Гонолулу госсекретарь Х. Клинтон изложила стратегию США по «возвращению в Азию», главный смысл которой заключается в том, что Соединенные Штаты твердо намерены вернуть себе лидирующую роль в АТР. Было указано, что краеугольным камнем этой политики остается союз с Японией и другими традиционными друзьями и союзниками США в АТР, опора на сильное американское военное присутствие в АТР — в лице мощной группировки ВМС и ВВС на Тихом океане, сил передового базирования, глобальной и региональной системы ПРО. США существенно активизировали свою роль в региональных организациях АТР, присоединились к тем из них, где США до последнего времени не участвовали, в частности, к механизму Восточноазиатских саммитов.

Американские политические декларации сопровождаются осуществляемыми Соединенными Штатами в последнее время масштабными шагами по укреплению своего военного присутствия

вАТР. Объявив о свертывании американских военных операций

вряде районов мира и о сокращении военных расходов США, Б. Обама в своем январском (2012 г.) выступлении в Пентагоне указал, что эти меры никак не затронут АТР. В частности, пред-

8

Глобальные аспекты безопасности в Евразии

усматривается дальнейшее усиление американской военной группировки на Тихом океане с упором на военно-морские и воен- но-воздушные компоненты; укрепление военных баз на о. Гуам инаОкинаве;увеличениевоеннойпомощиамериканскимсоюзникам в АТР. Создается, по сути, новый мощный военный комплекс

вюго-западной части Тихого океана — размещение 2500 морских пехотинцев в Дарвине (Австралия) с определенным количеством флотских и авиационных соединений.

Как противовес имеющимся в АТР региональным организациям расценивается многими, в том числе китайскими, аналитиками активно продвигаемая в последнее время Соединенными Штатами идея создания Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Цель реализации этой идеи — обеспечение для США лидирующего положения в этой зоне.

Резко обострились территориальные споры в АТР, в которые вовлечены Китай, Япония, Южная Корея, страны ЮВА. Территориальные претензии к России выдвигает Япония. США, фактиче- ски,занялисторонуЯпонииистранЮВАвихспоресКитаемиз-за островов в акватории Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, пытаются мобилизовать эти страны на более решительное отстаивание — при поддержке Вашингтона — своих позиций.

Отмеченное выше развитие ситуации в Азиатско-Тихоокеан- ском регионе, усиление американо-китайского противоборства за преобладающее влияние в Восточной Азии, объявленные Вашингтоном планы перенесения центра тяжести своей политики

вАТР побуждает Россию по-новому оценить обстановку в регионе, определить, в каком направлении будут развертываться ее действия в Восточной Азии.

Как представляется, наша главная задача — не допустить дальнейшего опасного развития событий, которое могло бы поставить под угрозу безопасность и стабильность в регионе Восточной Азии,превращенияАТРвещеодинэпицентрпротиворечийиконфликтов, продолжить линию на строительство новой архитектуры,основаннойнасотрудничестве,взаимномдоверии,равнойбезопасности всех стран региона.

Важная роль в создании такого порядка принадлежит Восточноазиатским саммитам (ВАС), Региональному форуму АСЕАН (АРФ), Совещанию министров обороны АСЕАН и диалоговых

9

Соседние файлы в предмете Международные отношения