Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Kolotov(ed)-Evraz-duga

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
4.49 Mб
Скачать

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

вить по рассказам коллег о том, что в Японии к ним с подлинно японской прямотой обращались с вопросом: «Почему вы, русские, сбросили на нас атомные бомбы в 1945 г.?» Комментарии, как говорится,излишни.Думается,чтоподобнаяинформационнаяполитика, которая проводится некоторыми российскими и японскими СМИ, не отвечает интересам наших стран.

С другой стороны, опыт послевоенного экономического развитияЯпониивнушаетуважениеизаслуживаетсамогопристального внимания. В частности, запомнились слова Акио Мориты, основателя всемирно известной фирмы «Сони», о том, что свою миссию он видел в том, чтобы наполнить новым содержанием слова «Сделано в Японии»23. В послевоенные годы репутация произведенной

вЯпонии продукция из-за низкого качества не была на высоте.

Внаши дни эти слова «Сделано в Японии» наполнены совсем иным смыслом, поскольку они означают международный знак качества. Именно этому примеру пытаются подражать Китай и другие, быстро набирающие мощь, азиатские «драконы». Хотелось бы выразить надежду на то, что когда-нибудь и российский бизнес пойдет по аналогичному пути.

Также следует отметить, что Япония, несмотря на войны, которые она вела с нашей страной в ХХ в., традиционно вызывает значительный интерес в РФ. После трагических событий на Фукусиме Россия одной из первых направила в Японию гуманитарную помощь и спасателей.

Продолжающаяся милитаризация Японии представляет собой угрозу мирному развитию АТР, поскольку этот потенциал, как показывает опыт ХХ в., с очень высокой степенью вероятности может привести к большой региональной войне.

ВМоскве полагают, что территориальное размежевание с КНР закончено, и это должно стабилизировать пограничный вопрос

сПекином, однако остается проблема низкой эффективности управления российскими территориями в Сибири и на Дальнем Востоке.

Ситуация с Курильскими островами, объединением Вьетнама и Германии, без сомнения, будет подогревать взаимное недоверие,

23Морита А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони». — М.: Прогресс, 1993. С. 128, 409.

50

Глобальные аспекты безопасности в Евразии

чтоокажетпрямоенегативноевлияниенапотенциальнуювозможность объединения Китая, Кореи и определения территориальной принадлежности островных территорий в Японском, ВосточноКитайском и Южно-Китайском морях, на которые претендуют КНР, Япония, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Малайзия и Бруней.

Российская Федерация, как уникальная евроазиатская держава, которая имеет выход к Тихому океану, имеет свои геополитические интересы и в Восточной Азии, которые, с одной стороны, совпадают, а, с другой, пересекаются и вступают в противоречия синтересамидругихглобальныхирегиональныхдержав.Геополитические противники жестко блокировали неоднократные попыт- киСанкт-ПетербургаиМосквывХХв.получитьвыходкнезамер- зающим портам на Тихом океане, а также обеспечить надежные транспортные коридоры к ним, что является одной из важнейшей предпосылок для серьезной интеграции нашей страны в систему экономических отношений Восточной Азии.

В настоящее время есть мнение, что Москва может с безопасной дистанции наблюдать за все более усиливающимися геополитическими противоречиями между Пекином и Вашингтоном в Восточной Азии, следуя стратагеме «сидеть на холме и наблюдать за схваткой тигров». Однако основной стратегический интерес Москвы в этом регионе состоит не в политических интригах, а в том, чтобы стать органичной частью самого динамично развивающегося региона мира.

Более того, любое смещение южного фланга восточноазиатской дуги нестабильности в северном (усиление контроля США) иливюжномнаправлении(усилениеконтроляКНР)применительно к сохранившимся российским интересам, например, во Вьетнаме, будет означать утрату рынков военно-технического сотрудничества, нефтегазового сектора и энергетического оборудования. Аналогичная ситуация может сложиться и с другими странами ЮВА, куда до сих пор экспортируется высокотехнологическая российская продукция, так что безучастное наблюдение за геополитическими процессами в этом регионе может дорого обойтись.

Сейчас в Восточной Азии разворачивается подготовка к очередномувиткупересмотрарегиональногопорядка.ВначалеXXIв. усиление экономических и политических позиций Китая и стремление США сохранить свое влияние в этом регионе оказывают

51

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

мощное давление на регион в противоположных направлениях, что провоцирует невиданную в истории Восточной Азии гонку вооружений со всеми соответствующими последствиями.

В настоящее время «геополитическая ситуация вдоль восточноазиатской дуги нестабильности стабильно нестабильна. Представляется, что сложившийся status quo в целом пока устраивает всех вовлеченных игроков, однако они уже ведут приготовления к более активной фазе геополитической борьбы. В обозримом будущем ожидается продолжение обмена жесткими дипломатическими нотами между Японией и РФ, эпизодическое бряцание оружием на Корейском полуострове, напряженность в Тайваньском проливе, всплески внутренней нестабильности в странах ЮВА. Однако территориальные споры в Южно-Китайском море заслуживают особого внимания, поскольку именно там происходит наиболее активная подготовкакпересмотрусложившегосягеополитическогорасклада и установлению нового порядка в регионе. Пекин готовится к расширению своей сферы влияния, что, конечно же, заденет интересы геополитических конкурентов. Мирное перераспределение сфер влияния между державами происходит крайне редко»24.

Геополитическая ситуация в Восточной Азии усугубляется еще тем, что в этом регионе евразийская «дуга нестабильности» пересекает южное «подбрюшье» Китая25. Внимательный анализ ситуации в регионах, особенно вокруг КНР, показывает, что там существует множество потенциальных «горячих точек», которые могут быть активированы сразу, как только Пекин начнет активно переформатировать пространство вокруг своих границ, прежде всего, в южном направлении — наиболее перспективном и наименее защищенном. Весьма показательно, что самым спокойным рубежом КНР является граница с РФ. Однако некоторые эксперты выражают сомнения в том, что «главным направлением экспансии Китая станет Юго-Восточная Азия. Там довольно мало территории и ресурсов, при этом очень много местного населения. Об-

24Колотов В. Н. Восточноазиатская дуга нестабильности как основной элемент системы региональной безопасности. — С. 64.

25Колотов В. Н. Этнорелигиозные сообщества во Вьетнаме в контексте системы региональной безопасности: история и современность // Проблемы современной Азии: история, конфликты, геополитика / Отв. ред. В. Н. Колотов. —

СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — С. 94–180.

52

Глобальные аспекты безопасности в Евразии

ратная ситуация — очень много территории, гигантские ресурсы, совсем мало населения — имеется в Казахстане и азиатской части России. И именно сюда, — по мнению этих экспертов, — пойдет экспансия Китая»26.

Бóльшую часть проблем в сфере безопасности в Восточной Азии РФ унаследовала от СССР, причем роль, потенциал и возможности влияния нашей страны с тех пор существенно снизились, что способствует еще большему обострению угроз.

Глобальная экономическая ситуация

В последние десятилетия наметилось существенное повышение роли Восточной Азии в мировых делах. Связано это с тем, что с 1969 до 2011 гг. этому региону удалось существенно увеличить свою долю в мировом ВВП с 15% до 27%27, причем эта тенденция по прогнозам экономистов в обозримом будущем сохранится.

Примечательно, что добиться столь впечатляющих экономических результатов удалось только Восточной Азии, которая в конце нулевыхгодовбыстроприближаласькСШАив2010г.превысила американский показатель. Очевидно, что основным локомотивом роста Азии и Океании, как указано в диаграмме, выступает КНР и азиатские «драконы». Мы также помним, что борьба за увеличение своей доли в мировом ВВП представляет собой своего рода «игру с нулевой суммой», где добиться увеличения своей доли можно только за счет партнера, однако в данном случае это произошло мирными средствами, что является редчайшим исключением из сложившейся практики!

Мы видим, что совокупная доля стран «старой» Европы снижается, Латинская Америка, Ближний Восток и Африка стабильно расположились в самом низу и не показывают признаков оживления, хотя периодически местные политики озвучивают программы по развитию экономики и полны политических амбиций.

26Эксперт: Вероятность агрессии Китая против России 95%. // Newsland. 03.10.2013 // [URL]: http://newsland.com/news/detail/id/1256448/ (дата обращения: 15.09.2013).

27См. ниже, рис. 2.

53

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

США, как безусловному лидеру современного мира, удалось за прошедшие десятилетия и удается в целом стабильно сохранять свойуровень,однакоимпостоянноприходитсянетолькосодержать самые большие вооруженные силы на планете, но и время от времени использовать их в том или ином регионе мира, нести колоссальные затраты на оказание информационного, дипломатического и экономического давления, а также оплачивать прочие издержки. Судя по направленности линий на представленной ниже диаграмме, недалек тот день, когда, прежде всего, передовым странам Восточной Азии придется определяться с тем, как использовать редкий исторический шанс, который выпал на их долю. Пока победители в «холодной войне» занимались разделом наследия поверженного противника и почивали на лаврах, ряд стран Азии получил возможность повысить свой статус и реализовать сценарий экономического роста. В настоящее время выбор прост: либо в более жесткой манере защищать свое право на развитие с перспективой выхода на передовые позиции в мире, либо сохранять второстепенное положение при снижении своей доли со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая «отключение» от ресурсов и наложение ограниченийнаразвитие.Такиезаявкиналидерствонепрощаются.

Диаграмма «Распределение мирового ВВП с 1969 по 2011 гг.» показывает, что в 2010 г. Азия и Океания совокупно перекрыли уровень регионального ВВП как США, так и «старой» Европы.

Экстраполяция существующих тенденций показывает, что в будущем доля ЕС будет падать быстрее, чем США, в то время как доля Азии и Океании будет продолжать уверенно расти. По прогнозам, к 2030 г. доля Азии и Океании в мировом ВВП составит 36%, США — 23%, Европы — 18,6%, ВВП Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки вырастут до 14%.

Втеориивсетак,однаконестоитсбрасыватьсосчетовтрадиционныецентрысилы.Хорошоизвестно,чтоевропейскиеитемболееамериканскиепартнерыявнонеизтех,ктобудеттихосидетьибезучастно наблюдатьзаснижениемсвоейдоли,аеслитакпойдутделаидальше, то во вполне обозримой перспективе и за понижением статуса и роли вмировыхделах.Этотемболееактуально,чтоони,во-первых,вполне способны координировать свою деятельность на мировой арене про- тивконкурентов,а,во-вторых,унихестьтакиеинструментывлияния, которыхнетугеополитическихсоперников.

54

Глобальные аспекты безопасности в Евразии

Рис. 2. Распределение доли основных регионов в мировом ВВП28

Рис. 3. Распределение мирового ВВП с 2000 по 2030 гг. (прогноз)29

28Perry M. J. Charting World Shares Of GDP// Seeking Alpha. 18.11.2011 // [URL]: http://seekingalpha.com/article/308958-charting-world-shares-of-gdp (дата обращения: 15.09.2013).

29Perry M. J. The Projected Shares of Real World GDP Through 2030// Wall Street Pit. 11.02.2010 // [URL]: http://wallstreetpit.com/16641-the-projected-shares-of- real-world-gdp-through-2030. (дата обращения: 15.09.2013).

55

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

Следующая диаграмма (см.: Рис. 4) показывает снижение традиционно высокой доли Китая в мировом ВВП в XIX и XX вв. и ее перераспределениевпользуЕвропыиСША,что,какизвестно,произошло из-за агрессивной политики колониальных держав. Также следует обратить внимание на то, что перераспределение долей ВВП происходило в жесткой форме, путем колониальных войн инавязанныхсилойнеравноправныхдоговоров.Внастоящеевремя происходитвосстановлениерегиональногоиглобальногоstatusquo.

Кнынешнему росту Китая, который меняет установившийся

врегионе Восточной Азии, да и в мире в целом, баланс сил, можно относиться двояко и рассматривать его либо как нарушение хрупкого баланса сил в регионе и нейтрализацию аномально высокого влияния США в Восточной Азии, либо как восстановление традиционно высокого статуса Китая, что характерно для многотысячелетней истории региона. Однако в прошлом у Китая не было могущественных внерегиональных конкурентов, для которых рост Китая представлял угрозу их существованию.

Рис. 4. Распределение ВВП: Китай, Индия, Япония, Латинская Америка, Западная Европа, США30

30Mulbrandon C. Share of GDP: China, India, Japan, Latin America, Western Europe, UnitedStates//VisualizingEconomics.20.01.2008//[URL]:http://visualizingeconomics. com/blog/2008/01/20/share-of-world-gdp.(дата обращения: 15.09.2013).

56

Глобальные аспекты безопасности в Евразии

Иными словами, в исторической перспективе нынешний рост Китая — это восстановление его традиционной роли. Причем это крайне редкий случай, когда такого рода изменения по увеличению своей доли в мировом ВВП происходят мирно, без применения оружия. Вопрос в том, как долго они будут продолжаться? Пока обратим внимание на то, что доктрина «возвращения США в АТР» была объявлена именно в 2010 г., когда пересеклись кривые роста Азии и Океании с относительным снижением доли США. Это явно не случайное совпадение.

Таковы в целом материальные основы и причины обостряющейся глобальной борьбы за влияние и ресурсы, основным геополитическим воплощением которой оказывается евразийская дуга нестабильности. В АТР проекция этой борьбы привела к формированию специфической экономической и геополитической ситуации.

Геополитическое соперничество и процессы формирования региональных блоков и валютных союзов в Восточной Азии

В настоящее время основные угрозы безопасности региона Восточной Азии определяются геополитическим соперничеством, которое выражается все возрастающим давлением в южном направлении со стороны Пекина и в северном — со стороны Вашингтона. В этом контексте средним и малым странам региона предлагаются различные интеграционные форматы (АСЕАН+КНР и Транс-Тихоокеанское партнерство) под эгидой соответственно Пекина или Вашингтона. С 2010 г. успешно действует зона свободной торговли между КНР и десяткой АСЕАН. Закрепление доминирующего экономического и политического влияния может наступить позже, когда придет время «скрепить» интеграционный формат военным блоком в сфере региональной безопасности,

подконтрольным тому или иному центру силы. США уже имеют опорные точки проекции силы в Восточной Азии в виде системы военных баз, Пекин пока только приступает к их формированию на своей территории и стремится установить контроль над теми стратегически важными пунктами, которые находятся в пределах его досягаемости.

57

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

Эффективность любого регионального интеграционного проекта будет подорвана, если территорию его членов станет пересекать дуга нестабильности. США традиционно поддерживают все инициативы по смещению восточноазиатской дуги нестабильности в северо-западном направлении по широкому «фронту», от Курильских островов до Южно-Китайского моря. Этим, кстати, объясняется возросший интерес к транспортным коридорам, трубопроводам, политическим и религиозным радикалам, сепаратистам, террористам, организованной преступности, этнорелигиозным сообществам и правам человека в наиболее «проблемных регионах» Евразии.

Известный российский китаевед А. Д. Воскресенский полагает, что «в целях повышения энергетической достаточности и превращения в доминирующую макроэкономическую единицу в регионе Китаю просто не обойтись без гарантированного доступа к маршрутам доставки сырья и к морским торговым путям. Это объективно делает необходимым для Китая наличие современного военноморского флота для защиты морских трасс и коммуникаций»31.

Вэтом контексте становится понятным стремление Пекина обеспечить свою морскую безопасность путем создания первой (в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях) и второй (в Тихом океане до острова Гуам) «островных цепей» (см.: Рис. 5).

Вслучае практической реализации этого проекта КНР впервые сможет установить свой контроль над территорией, которая в период Второй мировой войны входила в созданную Токио Великую восточноазиатскую сферу сопроцветания (ВВАСС), что в то время настроило против Японии всех региональных и многих влиятельных внерегиональных участников большой политики. Практическая реализация этой «инициативы» привела к тяжелому военному поражению, последствия которого ощущаются до сих пор. Очевидно, что даже перспективы столь ощутимого расширения зоны контроля КНР в АТР способны напугать многие государства

вэтом регионе, что создает благоприятные условия для перебалансирования региона в интересах США, чем Вашингтон сейчас активно и занимается.

31Воскресенский А. Д. Российско-китайское стратегическое взаимодействие и мировая политика. — М.: Восток — Запад, 2004. — С. 27.

58

Глобальные аспекты безопасности в Евразии

Очевидно, что одновременная реализация таких несовместимых друг с другом стратегий Пекина (зона свободной торговли, «островные цепи») и Вашингтона (Транс-Тихоокеанское партнерство) сопровождается гонкой высокотехнологичных вооружений (по данным Cтокгольмского международного института изучения мира (SIPRI) «в период с 2007 по 2011 гг. закупки оружия странами Азии и Океании составили 44% от глобального импорта»32), что рано или поздно может привести, как минимум, к региональному кризису. Оба центра силы с разной степенью эффективности пытаются привлечь на свою сторону союзников в регионе.

Рис. 5. Первая и вторая островные цепи33

32Rise in International Arms Transfers is Driven by Asian Demand // SIPRI Press release. 19.03.2012 // [URL]: http://www.sipri.org/research/armaments/transfers/ measuring/embargo_press_release_2012 (дата обращения: 15.09.2013).

33Annual report to Congress. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China. 2011 // Office of the Secretary of Defense. Map «The First and SecondIslandChains».—P.23.

59

Соседние файлы в предмете Международные отношения