Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ленин.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Концентрация капитала

Маркс предвидел современную структуру капитализма как его заключительную фазу, проистекающую из предельной концентрации капитала. Это было отправной точкой в анализе большинства марксистов, особенно Гильфердинга и Ленина.

В главе, посвященной противодействию тенденции нормы прибыли к понижению («Капитал», том III, глава 14), Маркс также подчеркнул важность экспорта капитала в страны, отсталые в экономическом отношении. Далее он обобщил эту идею, настаивая, что капиталистическое общество должно непрерывно расширять свою зону эксплуатации.

Энгельс дал более детальное разъяснение этой мысли Маркса. В своих поздних работах, особенно в своем знаменитом предисловии 1892 г. к «Положению рабочего класса в Англии», он отметил другой структурный феномен, которому позднейшая теория империализма придавала большое значение. Энгельс писал, что с начала промышленной революции до 1870–х гг., Англия практически играла роль промышленной монополии по отношению к мировому рынку. Благодаря этой монополии, во второй половине 19 века, в период подъема цеховых профсоюзов, английский капитализм мог делать значительные уступки для части рабочего класса. Но, ближе к концу 19 века, конкуренция со стороны Германии, Франции и США начала подрывать английскую монополию, и ознаменовала период острой классовой борьбы в Британии. 

Правильность анализа Энгельса была подтверждена уже в первые годы 20 века. Профсоюзное движение усилилось среди пролетарских масс, в т.ч. неквалифицированных рабочих, и разорвало полувековой политический альянс с мелкобуржуазными радикалами (вигами), основав массовую Лейбористскую партию.

В двух комментариях к третьему тому «Капитала», вышедшему под его редакцией в 1894 г. (комментарии к 31–й и 32–й главам), Энгельс подчеркивал, как трудно будет капитализму найти новый базис для экспансии после окончательного завоевания мирового рынка (в другом месте — «после завоевания китайского рынка»). Конкурентная борьба ограничивалась картелями и трестами внутри стран, и протекционизмом во внешнеэкономической политике. Все это, по мысли Энгельса, свидетельствовало о «подготовке к всеобщей промышленной войне за доминирование на мировом рынке».

Ленин начал с этих замечаний Энгельса, развивая как свою теорию империалистической борьбы за раздел и передел мирового рынка, так и свою теорию рабочей аристократии.

Теория империализма Карла Каутского и Розы Люксембург

Самым «наглядным» феноменом нового периода истории капитализма, который начался в последней четверти 19 века, была, безусловно, серия войн и военных экспедиций, создание или расширение колониальных империй: французская экспедиция в Тонкин (современный Вьетнам), Тунис и Марокко, завоевание Конго бельгийским королем Леопольдом II, расширение границ британских владений в Индии, Египте, Судане, Восточной и Южной Африке, германская и итальянская экспансия на африканском континенте и т.д.

Колониальная экспансия стимулировала первые попытки марксистов дать объяснение этого периода капитализма. Карл Каутский подчеркивал коммерческие причины империалистических захватов. Согласно Каутскому, промышленный капитал не может продать всю продукцию в пределах индустриально развитой страны. Чтобы реализовать прибавочную стоимость, он должен обеспечить себя рынками неиндустриализованных, преимущественно аграрных стран. Именно это было целью колониальных войн и причиной создания колониальных империй.

Парвус, в начале 20 века описывая эти процессы, подчеркивал роль тяжелой промышленности (прежде всего металлургии) в изменении политики мирового капиталистического класса. Он отмечал, что железо играет все более определяющую роль в капиталистической индустрии, и доказывал, что государственные заказы, прямые (гонка вооружений) и косвенные (соревнование в строительстве флота, железных дорог и портовых сооружений в колониях), предоставляли для этой индустрии основную возможность сбыта продукции.

Именно Роза Люксембург соединила в целостную теорию все предшествующие концепции империализма, который стремится к экспансии, чтобы компенсировать неадекватность рынков для продукции ведущих отраслей капиталистической промышленности. Ее теория — это теория кризиса, или, если быть более точными, теория условий реализации прибавочной стоимости и накопления капитала. Подход Люксембург согласуется с теориями кризиса потребления, разработанными позднее противниками капитализма, доказавшими неизбежность экономических кризисов.

Согласно Розе Люксембург, продолжение экспансии капиталистического способа производства невозможно в пределах только капиталистического общества. Расширение производства внутри капиталистического общества возможно лишь, если оно неразрывно связано с расширением спроса на потребительские товары. Без этого расширения капиталисты не будут покупать новое оборудование и т.п. Не расширение покупательной способности рабочего класса приводит к соответствующему расширению спроса на потребительские товары. Наоборот, чем больше развивается капиталистическая система, тем меньшую долю в национальном доходе составляет покупательная способность рабочих.

Для того чтобы капиталистическая экспансия продолжалась, необходимо наличие некапиталистических классов, которые, обладая доходом, полученным вне капиталистической системы, будут усиливать платежеспособный спрос, покупая промышленные товары. Изначально такими некапиталистическими классами были землевладельцы и фермеры. В странах, первыми вступившими на путь промышленной революции, капиталистический способ производства утверждался в некапиталистическом окружении, захватывая рынок, образованный в основном крестьянской массой.

Роза Люксембург заключает, что после завоевания национальных некапиталистических рынков и полностью неиндустриализированных рынков Европы и Северной Америки, капитал не мог не броситься на завоевание новой некапиталистической сферы, прежде всего, в аграрных странах Азии и Африки.

Люксембург связывала эту теорию империализма с важностью для капиталистической системы «компенсирующих выходов», представленных, прежде всего, государственными закупками вооружений. Таким образом она выявила механизм, который в полной мере не проявлялся до кануна Второй мировой войны. Сегодня, без этого «компенсирующего выхода», который формируется закупками вооружений и военной промышленностью, капиталистическая система находилась бы под угрозой периодических экономических кризисов, равных по масштабу кризису 1929–33 гг.