Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СВЯЗНЫЕ ТЕКСТЫ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.17 Mб
Скачать

Задания к тексту

  1. Прочитайте текст.

  2. Составьте тезисы и план к тексту.

  3. Что отличало интерьеры Большого Петергофского дворца при Елизавете Петровне? Кто был ее любимым архитектором?

  4. Объясните значение слов сфера, реконструкция, стиль, барокко, маскарад, плафон, декор, статус.

  5. Выпишите из текста предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

  6. Выпишите из текста предложения с обособленными определениями и приложениями. Объясните постановку знаков препинания.

  7. Вставьте знаки препинания в предложение «Во дворцах Растрелли ощущается эхо Парижа и Вены но они далеки от европейских в них есть что-то неуловимо русское своя изюминка и богатство». Объясните их постановку. Постройте схему предложения.

Текст № 16 Царское Село. Екатерининский дворец императрицы Елизаветы Петровны

Первые упоминания о Царском Селе относятся к самому началу XVIII века. На шведских картах тех времен на месте теперешнего города Пушкина написано Саари-мойс, что означает «остров-мыза», то есть хутор. Иноземное слово переделали на русский манер Саарский. В 1708 году Петр I подарил Саарскую мызу своей жене Екатерине Алексеевне. Вскоре мыза стала называться Саарским Селом, а позднее Царским Селом.

Екатерина I завещала имение своей дочери – царевне Елизавете Петровне, которая не жалела денег на украшение своего увеселительного замка, ибо серьезным делам она предпочитала спектакли, балы и маскарады. Ни до, ни после ее царствования российская казна не знала столь опустошительных расходов.

Любимым архитектором царицы являлся Франческо Бартоломео Растрелли – непревзойденный мастер барокко. Двадцать лет (со дня коронации в 1741 году и до самой смерти Елизаветы в 1761 году) он был ее придворным архитектором.

Растрелли обладал редким даром угадывать вкусы императрицы, схватывать на лету самые неопределенные ее замечания и быстро исполнять их. В Царском Селе Растрелли строит для Елизаветы огромный Екатерининский дворец, названный в честь матери.

Пять золоченых глав венчают северный корпус. Вдоль всего фасада бесчисленные атланты поддерживают пилястры верхних этажей.

Старый парк украшает павильон «Грот». Растрелли связал его с морской стихией, декорируя интерьер мифологическими персонажами и морскими чудовищами.

По проекту Растрелли в это же время завершались работы в Эрмитаже – небольшом, роскошно декорированном парковом павильоне. Расположенный на искусственном острове, он предназначался для приемов и развлечений избранного круга придворных.

Официальные приемы и балы устраивались в Большом зале дворца. Восемьсот квадратных метров – и ни единой опоры для крыши. Чудо расчета и мастерства!

В солнечный день сияние, почти осязаемое, заполняет до предела весь этот огромный зал. В море света сверкает и переливается позолота, в которой декоративная фантазия Растрелли достигала наивысшей изощренности.

Высоко под потолком, разместившись попарно под окнами, взирают сверху на гостей амуры с палитрами и лирами и невозмутимые девы с эмблемами Правосудия и Верности.

Иллюзия бесконечности усиливается плафоном «Триумф России», написанным итальянским художником Валериани. В голубом небе парит Россия – прекрасная женщина с чертами императрицы Елизаветы.

Роскошные залы сменяют друг друга торжественной анфиладой. Современники не зря прозвали ее Золотой: стены и двери залов украшены причудливой золоченой резьбой. Под звон серебряных труб императрица приглашала своих гостей вглубь дворца.

Минуя Кавалерский зал, гости попадали в столовую, где сверкает белоснежной скатертью огромный стол в форме буквы «Е» – инициал Елизаветы. На зеркальном подносе, украшенном самоцветами, – фарфоровый павильончик «Большой каприз».

В одной из следующих комнат – самый роскошный подарок столетия: в 1716 году прусский король Фридрих-Вильгельм преподнес Петру I янтарное убранство кабинета, дабы подружиться с сильным соседом. Рельефные изображения древних богинь, флорентийские мозаики, сцены на библейские сюжеты, головы античных богов, гербы и короны были собраны из тысяч полированных пластинок окаменевшей смолы. Зал в этом дворце оказался выше, чем панели, и тогда Растрелли установил между ними зеркала, а янтарные панно дорисовали на холстах. Двести лет прекрасный солнечный камень радовал глаз. Во время гитлеровской оккупации панели остались во дворце. Фашисты упаковали их в ящики и отправили в Кенигсберг – бывшую столицу Пруссии. Что произошло с ними дальше – загадка…

Картинная галерея… Здесь императрица принимала знамена и ключи поверженных прусских городов и слушала военные отчеты полководцев. Стены зала скрыты полотнами, разделенными лишь узкими золочеными багетами. Пять европейских школ XVII – XVIII столетий представлены в картинной галерее.

Портретный зал – еще один типичный интерьер барокко. Здесь находится, пожалуй, самый ценный плафон – «Боги на горе Олимп», написанный художником Тьеполо в XVIII веке. На стенах – портреты русских императриц: Екатерины I с арапчонком, Елизаветы Петровны, царствовавшей с 1741 по 1761 год. И здесь же изображение Екатерины II, полновластной хозяйки дворца последующих лет.

(По Н.Птащенко, В.Трошкову)