Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мой МЭО.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.26 Mб
Скачать

4. Модель Хекшера-Олина, Самуэльсона и парадокс Леонтьева.

Классические теории ХYIII – ХIХ веков не объясняют происхождения сравнительного преимущества, которым располагает та или иная страна относительно того или иного продукта, товара.

Теория, в основу которой положена зависимость структуры мировой торговли от соотношения факторов производства, была предложена шведскими экономистами Эли Хекшером (1919 г.) и Бертилем Олиным (1933 г.), которые трансформировали рикардианский принцип сравнительных издержек. Они пришли к выводу, что объяснение находится на уровне обеспеченности факторами производства. реальная экономическая политика в области внешней торговли не согласуется строго с концепцией классиков. В практике международных отношений действуют многообразные факторы, от которых классическая теория абстрагировалась. Хекшер установил, что международный обмен проистекает из относительного изобилия или редкости факторов производства (капитал, труд, земля). Страна имеет тенденцию специализироваться на том производстве, для которого соотношение факторов производства является наиболее благоприятным. Олин уточнил: международный обмен является «обменом избыточных факторов на редкие факторы». В трактовке Хекшера - Олина издержки во внешней торговле определяются не просто производительностью (связанной, прежде всего, с различием в природных условиях), а ценами на факторы, которыми участники торговли наделены по-разному: одни факторы имеются в избытке, других не хватает. Цены на одни факторы сравнительно высокие, на другие - относительно низкие; они определяются их редкостью: дефицитные факторы, как правило, дорогие, избыточные факторы - дешевые. Если страна богата каким -либо ресурсом, обладает им в избытке, то ей выгодно специализироваться на торговле им. Страна, располагающая в избытке дешевой рабочей силой, будет специализироваться на торговле продукцией, требующей значительных затрат труда (текстилем, одеждой, сборкой изделий из импортных комплектующих). Если страна обладает избытком капитала, то ей выгодно экспортировать капиталоемкую продукцию (машины, оборудование).

Мобильность товаров заменяет более затрудненную мобильность факторов производства. На практике международный обмен должен вызывать тенденцию к выравниванию цен факторов производства в долгосрочной перспективе.

Исследование Поля Самуэльсона, 1948 г. подтверждает эту теорию. В случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров, международный обмен выравнивает цену факторов производства. Эту теорему назвали теорема HOS – именем трех экономистов.

На самом деле опыт показывает: цены факторов производства продолжают отличаться от страны к стране. Действительно, издержки, неотделимые от международного обмена товаров (транспорт, страхование, торговые издержки) тормозят специализацию и препятствуют выравниванию цен на факторы производства. Также влияют государственное вмешательство и социальные расходы.

Вывод. Международный обмен оказывается экономически полностью оправданным. Он не только позволяет оптимизировать использование производственных возможностей всего мира и национальные факторы производства каждой страны. С течением времени международный обмен приводит к выравниванию цен на факторы производства.

Парадокс Леонтьева. Анализ развития национальных экономик показал, что экономический рост зависит не только от количества используемых факторов производства, но также от их качества, эффективности их сочетания, от НТП, характеристик рынка и других элементов, изменяющихся в зависимости от страны и конъюнктуры. Василий Леонтьев, США, 1953 г., показал, что в годы, после окончания II-й мировой войны – с 1947 по 1953 гг., в мировом масштабе американская экономика специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Эволюция довольно парадоксальная для страны, которая чуть ли не единственная среди крупных стран удалось выйти из разрушительной войны с достаточным увеличением капитала, в то время как у ее партнеров в изобилии была рабочая сила.

Парадокс Леонтьева заключается в том, что вопреки теории трудоизбыточные страны экспортировали капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные – трудоемкую, что прямо противоречило выводам Хекшера-Олина. Изучение торговых связей Индии, Японии и Канады также подтвердили существование этого парадокса..

Ряд экономистов пытались этот парадокс объяснить. Одно из возможных решений предложил сам Леонтьев. Он предложил первое объяснение, совместимое с теорией сравнительных преимуществ: фактор труда, входящий в состав американского экспорта, был весьма специфическим, труд был более производителен в США, чем у их торговых партнеров, потому что в то время США располагали более квалифицированной рабочей силой. Подсчитывая количество труда, заключенного в экспорте и импорте, не были учтены различия в производительности труда в разных странах.

Теория размещения факторов производства позволяет объяснить парадокс Леонтьева с учетом различий качества факторов До определенного времени считалось, что Соединенные Штаты обладают бесспорным преимуществом в капитале. Но В.Леонтьев, решивший проанализировать структура американского экспорта, пришел к неожиданному выводу. Оказалось, США экспортирует более трудоемкую продукцию, а импортирует более капиталоемкую. Питер Кенен проверил, будет ли иметь место парадокс Леонтьева если правильно определить величину капитала, уже вложенного в рабочую силу. Действительно американский экспорт был капиталоемким, после подсчета капитала, инвестированного в рабочую силу. Этот вывод подтвердили Уильям Бренсон и Николос Монойоис. Выяснилось, что подобные несоответствия (парадоксы) в структуре внешнеторговых связей присущи и некоторым другим странам. Специалисты в области внешнеторговых отношений пришли к выводу, что факторы, влияющие на структуру торговли отдельных стран и мировой торговли в целом, весьма многообразны и подвижны. Их влияние неоднозначно.

Во-первых, с увеличением доходов доля расходов на продовольствие в структуре потребления падает; это отражается на структуре торговли. Доля продукции обрабатывающей промышленности постепенно увеличивается, выигрывают производители этой продукции.

Во-вторых, поскольку рост факторов производства происходит неравномерно, в более выгодных условиях оказываются страны, обладающие значительными капиталами и квалифицированной рабочей силой. Но «выигрыши» в том или ином факторе, как отмечалось, могут обернуться и негатив­ной стороной. Переключив ресурсы на производство и экспорт нефти, Англия отвлекла их из других отраслей и притормозила развитие точного машиностроения.

В-третьих, в мировой торговле повышается роль и доля тех стран, которые производят наукоемкую продукцию. Под влиянием научно-технического прогресса происходит модификация факторов, определяющих величину сравнительных издержек. Структурные сдвиги в мировой торговле происходят, в частности, в результате перевода промышленности из развитых в развивающиеся страны.