Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное право-лекция.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

2. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 ук)

Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК).

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг – относительно распространенное преступление, представляющее повышенную общественную опасность для любого государства.

Объект фальшивомонетничества – охраняемые законом отношения по поводу эмиссии (выпуска, выдачи) и обращения денег и ценных бумаг.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, – поддельная валюта и ценные бумаги.

Исходя из положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10. 12. 2003 г. №173 – ФЗ, термин «валюта» можно применять не только к денежным знакам иностранных государств, но и к дензнакам России. Причем к валюте относят как денежные знаки в виде банкнот, так и в виде металлической монеты. В связи с этим для краткости мы будем называть часть предмета фальшивомонетничества валютой, хотя такая составляющая валюты, как средства на банковских счетах и в банковских вкладах, в предмет преступления, предусмотренного ст. 186 УК, не входит.

Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 186 УК, поддельными могут быть:

- банковские билеты Центрального банка РФ;

- металлические монеты;

- иностранная валюта;

- государственные ценные бумаги;

- другие ценные бумаги в валюте РФ;

- ценные бумаги в иностранной валюте.

Денежной единицей РФ является рубль. Эмиссия денег осуществляется исключительно Центральным банком (Банком России).

Банковские билеты Центрального банка РФ печатаются, а металлические монеты чеканятся определенного размера, качества, материала, цвета и формы рисунка. Бумажные деньги имеют индивидуально присвоенный каждому денежному знаку номер и серию. Денежные знаки, находящиеся в обращении на территории России, имеют высокую степень защиты от подделок, соответствующую современным международным стандартам. Это затрудняет процесс изготовления поддельных банкнот, облегчает процесс обнаружения таких подделок, однако не позволяет полностью исключить возможность фальшивомонетничества.

Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении. Перечень ценных бумаг является открытым. К ним относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Следует отметить, что в диспозиции ч. 1 ст. 186 УК понятие «ценная бумага» ограничено описанием объективной стороны, хотя ограничение связано не с видом, а только с формой ценной бумаги: трудно представить изготовление или сбыт бездокументарных ценных бумаг.

Кроме того, не является ценной бумагой, а, следовательно, и предметом рассматриваемого преступления билеты денежно-вещевой или иной лотереи. Их подделка с целью сбыта или незаконного получения выигрыша должна квалифицироваться как приготовление к мошенничеству, а в случае сбыта фальшивого лотерейного билета либо получения по нему выигрыша содеянное виновным следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Поддельная валюта или ценные бумаги относятся к предмету преступления, предусмотренного ст. 186 УК, только если отвечают двум обязательным требованиям:

1) находятся в денежном обращении в России или других иностранных государствах либо изъяты из обращения, но подлежат замене;

2) имеют существенное сходство с подлинными деньгами или ценными бумагами по фактуре, размеру, цвету и другим основным реквизитам.

Объективная сторона заключается в изготовлении в целях сбыта или сбыте поддельных денег или ценных бумаг.

Под изготовлением поддельных денег или ценных бумаг понимается как частичная их подделка (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг, вне зависимости от способа подделки.

Изготовление поддельных денег или ценных бумаг является оконченным преступлением независимо от осуществления цели сбыта, если изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага.

Сбыт поддельных денег или ценных бумаг состоит в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и т.п. Сбыт фальшивых денег (ценных бумаг) может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ст. ст. 30 и 186 УК РФ.

Как сбыт подделок следует оценивать и использование их как подлинных лицом, ставшим в силу стечения обстоятельств обладателем фальшивых денег или ценных бумаг и осознавшим их поддельный характер.

Сбыт считается оконченным преступлением с момента принятия кем-либо хотя бы одного поддельного денежного знака или ценной бумаги.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При изготовлении поддельных денег или ценных бумаг обязательно должна быть цель сбыта.

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицирующие признаки – крупный размер (свыше 250 тыс. руб.) либо совершение преступления организованной группой.

Соотношение фальшивомонетничества с другими преступлениями.

Изготовление с целью сбыта и сбыт денежных знаков и ценных бумаг, в первую очередь, следует отграничивать от мошенничества (ст. 159 УК РФ).

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» № 2 от 28 апреля 1994 г. (в ред. от 6 февраля 2007 г.) изготовление с целью сбыта и сбыт валюты и ценных бумаг, изъятых из обращения (монеты старой чеканки, советские деньги, отмененные денежными реформами и т.п.) и имеющих лишь коллекционную ценность, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, и должны, при наличии к тому оснований, квалифицироваться как мошенничество.

Помимо этого действия лица могут квалифицироваться как мошенничество, если имеет место явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исключающее ее участие в денежном обращении, если иные обстоятельства дела свидетельствуют о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного числа лиц.

Таким образом, характер подделки (существенное сходство с оригиналом или явное отличие от него) выступает главным критерием разграничения фальшивомонетничества и мошенничества.

В п. 7 указанного постановления разъясняется, что незаконное приобретение в результате совершенных операций с фальшивыми деньгами или ценными бумагами чужого имущества охватывается составом фальшивомонетничества и дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за хищение, не требует.

Такое решение вопроса неоднократно обосновывали и криминалисты. Одни отмечали, что фальшивомонетничество, подобно бандитизму, представляет собой такое преступление, которое предполагает незаконное завладение государственным, общественным или личным имуществом граждан, и поэтому завладение этим имуществом путем сбыта фальшивых денежных знаков не образует совокупности преступлений. Другие авторы к этому выводу приходили через исследование объекта фальшивомонетничества, которым называли и называют денежно-кредитную систему, считая отношения собственности ее составляющей, поскольку, утверждая о причинении ущерба этим отношениям, не указывают их в качестве самостоятельного непосредственного объекта (дополнительного или факультативного).

Однако исследование структуры финансово-кредитной системы не позволяет категорически утверждать, что хищение охватывается изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг. Во-первых, большинство авторов финансы физических лиц не включают в финансовую систему государства, и имущественные отношения между юридически равноправными субъектами являются гражданско-правовыми. Во-вторых, финансовая система России включает столько финансовых отношений и институтов (включая налоговую систему), что вряд ли правомерно указывать ее в качестве непосредственного объекта какого-нибудь преступления.

Еще более спорным представляется утверждение о том, что фальшивомонетничество предполагает незаконное завладение чужим имуществом. Прежде всего, о возможности причинения ущерба отношениям собственности можно говорить применительно только к одной форме фальшивомонетничества - сбыту. Что касается другой формы - изготовления поддельных денег (ценных бумаг), то в ней оно считается оконченным с момента изготовления хотя бы одного денежного знака (ценной бумаги).

Толкование сбыта также не позволяет признать незаконное безвозмездное изъятие чужого имущества имманентно присущим фальшивомонетничеству: как следует из упомянутого постановления Пленума, сбыт фальшивых денег (ценных бумаг) может быть как возмездным, так и безвозмездным.

В то же время, если следовать пункту 7 постановления, действия лиц, сбывших поддельные денежные знаки (ценные бумаги) безвозмездно, следует квалифицировать так же, как действия тех, кто в результате похищает чужое имущество. Таким образом, за одинаковой квалификацией во втором случае (возмездный сбыт) «теряется» посягательство еще на один объект - отношения собственности. Этот объект не только не уступает по ценности объекту преступлений, предусмотренных нормами гл. 22 (и, следовательно, объекту фальшивомонетничества), но «опережает» его.

Поскольку мошенничество, предусмотренное ч. 2 ст.159 УК, уже относится к категории тяжких, то за статьей 186 чаще всего будет «камуфлироваться» не просто другое, а другое тяжкое преступление, а при «расчете» фальшивками за предметы, имеющие особую ценность (ч. 2 ст.164 УК) и особо тяжкое.

В настоящее время изъятие чужого имущества путем сбыта поддельных денег (ценных бумаг) содержит все признаки совокупности преступлений, законодательно определенной в ст. 17 УК РФ: совершены два преступления, ни за одно из которых лицо не было осуждено. Поэтому п. 7 постановления противоречит уголовному законодательству.

Сбыт поддельных денег (ценных бумаг) во времени не всегда совпадает с изъятием чужого имущества: виновный может передать их в качестве аванса, или, наоборот, передать позднее получения имущества. Кроме того, изъятие чужого имущества является автономным к передаче поддельных денежных знаков действием, поэтому совокупность фальшивомонетничества и хищений является реальной. Но сам факт сбыта, если чужое имущество еще не изъято, образует оконченное фальшивомонетничество и покушение на хищение: сбыт (суть обман) является способом мошенничества.

По совокупности с преступлением, предусмотренным ст.165 УК, должны квалифицироваться случаи расчета фальшивыми дензнаками за оказанные услуги.

Совокупность фальшивомонетничества мыслима и со многими другими преступлениями.

Так, в соответствии со ст. 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной и безналичной форме. Если налогоплательщик «уплатит» налог в наличной форме деньгами, поддельность которых он осознавал, его действия подлежат квалификации по совокупности ст. 186 (сбыт) и 198 (199) УК.

Фальшивые деньги (ценные бумаги) могут быть вручены должностным лицам, лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, участникам и организаторам профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов с целью добиться определенного поведения от перечисленных лиц. Содеянное в подобных случаях помимо ст. 186 УК должно квалифицироваться как подстрекательство к покушению на получение взятки (коммерческий подкуп либо подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов) у «дающих», и как покушение на получение взятки (коммерческий подкуп или преступление, предусмотренное ст.184 УК) у «берущего».

Объективная сторона и субъективные признаки изготовления или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК) совпадают с аналогичными признаками преступления, предусмотренного ст. 186 УК. Разграничение этих преступлений производится по предмету – предметом первого преступления являются поддельные кредитные либо расчетные карты, а также иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами. Таким образом, названные статьи соотносятся как смежные.