Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аузан с главы 10.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
8.01 Mб
Скачать

11.4. Неформальная экономика в эмпирических исследованиях

Существование неформального сектора является естественным следствием функционирования государства. Какие именно факторы влияют на его размер и значение? С какими последствиями связано наличие значительной неформальной доли в экономике страны?

Измерение неформального сектора экономики

Существует около десятка способов измерения размера неформаль­ного сектора в экономике, которые можно сгруппировать по основным методам.

Прямые оценки

Метод выборочных наблюдений предлагает оценивать размеры не­формального сектора на основе данных, полученных в ходе опросов предпринимателей, рабочих, контролирующих органов.

Метод налоговых ревизий позволяет оценивать размеры неформаль­ного сектора на основе аудиторских проверок, измеряющих размер не­задекларированных налогов и сборов.

Косвенные оценки

Анализ системы национальной статистики предполагает оценку раз­меров неформального сектора на базе расхождений между совокупными расходами и совокупными доходами в экономике.

Метод подсчета операций предполагает использование данных о со­вокупном объеме денежных операций в экономике для расчета совокуп­ного номинального (суммы неофициального и официального) ВВП. Мас­штаб теневой экономики вычисляется путем вычитания официального ВВП из совокупного номинального ВВП.

Статистика рабочей силы позволяет оценить динамику нефор­мальной занятости по оттоку рабочей силы из формального сектора. Данный метод исходит из предположения, что уровень экономической активности в экономике устойчив в краткосрочном периоде.

Метод оценки спроса на наличность основан на предположении о том, что расчеты в неформальном секторе осуществляются, в основном, в наличной форме. Таким образом, рост спроса на наличность отражает рост объемов неформального сектора.

Метод оценки потребностей в производственных ресурсах основан на отслеживании потребления факторов производства. Наиболее часто используется оценка незарегистрированного потребления электро­энергии. Предполагая наличие линейной зависимости между потреб­лением электроэнергии и величиной ВВП в краткосрочном периоде, можно по потреблению электроэнергии оценить потенциальный ВВП. Разница между реальным (официальным) и потенциальным (рассчи­танным по потреблению электроэнергии) ВВП отражает объем нефор­мального производства.

Построение модели

Метод скрытых переменных основан на оценке размеров неформаль­ного сектора по отслеживаемым показателям, часть из которых отражает

250

потенциальные факторы объемов неформальной деятельности (нало говая нагрузка, бремя регулирования), а часть — «симптомы» существо­вания неформального сектора (спрос на наличность, статистика нефор­мальной занятости и т.д.).

Необходимо отметить, что, помимо различий в используемых опреде лениях неформального сектора, каждый метод имеет свои ограничения, что объясняет существенный разброс оценок размеров неформального сектора в рамках одной экономики. Это затрудняет межстрановые и вре менные сравнения. Оценки размеров неформального сектора в 1970-1990-е гг. в пяти развитых странах, полученные всеми методами, демонс­трируют существенный разброс — от 3,1% ВВП (метод выборочных об­следований) до 24,4% (статистика рабочей силы). Только использование сразу нескольких методов с учетом их ограниченной достоверности по­зволяет получить адекватные оценки.

В различных эмпирических исследованиях выявлены следующие факторы, влияющие на размер неформального сектора в экономике.

Налоги. Исследования не выявили статистически значимой вза­имосвязи между величиной официальных налоговых ставок и раз­мерами неформального сектора. Это можно объяснить тем фактом, что налоговые отчисления, даже в случае полной их выплаты, состав­ляют лишь небольшую часть издержек на выполнение формальных правил. Тем не менее исследователи отмечают, что более богатые страны характеризуются одновременно более высоким уровнем на­логовых ставок и меньшей долей неформального сектора. Это означает, что в странах, где высокие налоги выражаются в росте про­изводства общественных благ высокого качества, рост налоговых ставок не стимулирует к укрыванию деятельности. Выгоды от поль­зования формальной системой правил превышают выгоды укло­нения от налогов путем вывода своей деятельности «в тень». В то же время, чем выше в стране общая налоговая нагрузка, включая со­циальные отчисления, тем больше доля неформального сектора в ВВП. То есть на выбор индивида влияет не размер налоговых ставок сам по себе, а прозрачность налоговой системы и качество ее приме­нения. Эти рассуждения подтверждаются тем фактом, что снижение налоговых ставок не всегда приводит к уменьшению неформального сектора в странах с высоким уровнем административной нагрузки на бизнес и коррумпированной бюрократией.

Степень регулирующего вмешательства в экономику. Все показатели регулирования значимо связаны с долей неформального сектора в ВВП. Государственное регулирование может преследовать разные цели: снизить или повысить барьеры входа, перераспределить доход, снизить или повысить внешние эффекты — так или иначе, оно из­меняет структуру выгод и издержек отдельных индивидов или групп, тем самым меняя их поведение. Однако изменение поведения может

не совпадать или даже противоречить задуманному. Уход в нефор­мальную экономику является одной из возможных реакций эконо­мических агентов на рост ограничений. Рост числа бюрократических барьеров для бизнеса естественным образом приводит к росту доли неформального сектора в ВВП. Такое же влияние оказывает сни­жение качества бюрократии.

Коррупция. В экономической литературе неоднократно отмеча­лись позитивные стороны существования коррупции, как способа преодоления неэффективных правил. Эту точку зрения лучше всего выражает известное утверждение: «...хуже общества с жесткой, централизованной и продажной бюрократией может быть только об­щество с жесткой, централизованной и честной бюрократией»1. Ис­ходя из этой логики, коррупция может выступать в роли «смазки колес» при преодолении неэффективных бюрократических барьеров. Однако современные теоретические и эмпирические исследования с уверенностью отвергают данный тезис. Основная критика направ­лена на то, что он не учитывает эндогенный характер негибкости бюрократии. «Если правила можно использовать для вымогания взяток, неизбежно будут вводиться все новые и новые правила»2. Кроме того, коррупция фактически означает дискреционное применение законодательства, что снижает эффективность механизма принуж­дения. То есть коррупцию можно рассматривать как позитивное яв­ление только в статическом анализе, когда несовершенство инсти­туциональной среды принимается как данность — именно так можно интерпретировать результаты некоторых эмпирических исследо­ваний, свидетельствующие о том, что в странах с низким качеством институтов коррупция оказывает положительное влияние на эконо­мическое развитие. При переходе к динамическому анализу картина меняется — высокая коррупция в стране связана с негативными со­циальными и экономическими последствиями. Рост неформального сектора экономики является одним из таких последствий. Причем коррупция оказывает влияние на неформальную экономику, как на­прямую — коррумпированному чиновнику можно дать взятку, по­зволяющую игнорировать легальные правила, так и косвенно — путем снижения доверия к государству, т.е. снятия моральных за­претов на нарушение правил, а также увеличения дифференциации доходов населения. Эмпирические исследования показали, что более высокий уровень коррупции при прочих равных связан с более вы­сокой долей неформальной экономики в ВВП.

1 Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Heaven, CT: Yale University Press, 1968.

2 Tanzi V. and Davoodi H. Roads to Nowhere: How Corruption in Public Investment Hurts Growth // Economic Issues, IMF. 1998. No. 12.

252

253

Деятельность в неформальном секторе экономики является от ветом индивидов на рост законодательных ограничений при неспо­собности государства принуждать к исполнению правил. Таким об разом, существование неформальной экономики является сими томом слабости формальных государственных институтов. При этом развитие неформального сектора связано с рядом значительных по­следствий для функционирования экономики в целом.

Несмотря на то, что исследования не выявили однозначной связи между размерами неформального сектора и темпов экономического роста, можно выявить следующие функции, которые он выполняет в экономике.

Существование неформального сектора имеет положительные стороны для экономики. Во-первых, неформальный сектор эконо мики может смягчать действие неэффективной легальной среды. Так, например, развитие рынка нелицензионного программного обеспе­чения позволило российским фирмам и домохозяйствам использо вать информационные технологии, что создало положительные се­тевые экстерналии в рамках всей экономики. Во-вторых, деятель ность неформальных предприятий создает конкуренцию для официальных фирм, наполняя потребительские рынки замените­лями произведенных в официальном секторе товаров и услуг. В-третьих, доходы, заработанные в неформальном секторе, расходу­ются по большей части «на свету», становясь существенной долей совокупного спроса в экономике.

Отрицательные последствия развития неформального сектора связаны с исключением значительной части экономических агентом из легальной правовой среды. Недостоверность официальной ста­тистики оказывает искажающее действие на направление государ­ственных расходов, снижая их эффективность. Использование не­легальных механизмов решения конфликтов создает спрос на дея­тельность организованной преступности, способствуя расширению криминальных видов деятельности. Так, итальянская мафия до опре­деленного момента хранила запрет на наркоторговлю. Однако дея­тельность в неформальном секторе в любом случае предполагает нарушение законов, поэтому в середине XX в. новые поколения ма­фиози стали нарушать «табу».

Какими факторами можно объяснить устойчивость нефор мальной экономики?

Во-первых, возникает порочный круг — высокие налоги и нена лотовые сборы заставляют предпринимателей вести дела в нефор­мальном секторе, что снижает доходы государства. Это приводит к снижению качества общественных благ и ослаблению институтом, что еще больше стимулирует предпринимателей скрывать свою дея тельность от государства.

Во-вторых, социальные сети, являющиеся основой для взаимо­действия индивидов в рамках неформального сектора, становятся также хранилищем определенных правил и норм поведения, закреп­ляющих противоречащие формальным законам действия. В качестве примера можно привести нормы «воровского» сообщества, сформи­ровавшегося в уголовной среде заключенных в Советском Союзе. Даже спустя десятки лет после модернизации системы наказаний существовали нормы, запрещающие взаимодействие с государством и легальную производительную деятельность.

ВЫВОДЫ

  • Под неформальной экономикой понимается совокупность хозяйственных действий экономи­ческих агентов, сознательно скрываемых от государства. Существование неформальной эко­номики обусловлено несовершенством механизма принуждения к выполнению введенных государством формальных правил.

  • Современный подход к анализу неформальной экономики исходит из того, что деятельность в неформальном секторе является ответной реакцией экономических агентов на регулирова­ние. Высокий уровень трансакционных издержек в рамках легальной правовой среды стиму­лирует людей выбирать альтернативный набор правил — в неформальном секторе эконо­мики.

  • Права собственности и обеспечение контрактов в неформальном секторе могут поддержи­ваться сетью социальных связей, организованной преступностью, коррумпированными пред­ставителями власти.

  • Качество институтов является основным фактором, влияющим на размеры неформальной эко­номики. Неформальная экономика в стране тем больше, чем выше уровень коррупции, больше нагрузка государственного регулирования на бизнес, выше общая налоговая нагрузка.

  • С точки зрения ликвидации негативных последствий существования неформального сектора особую важность приобретает процесс выработки и обеспечения государственных формаль­ных правил. Очевидно, чем больше новые правила соответствуют экономическим потребно­стям общества, тем сильнее стимулы вести хозяйственную деятельность в официальном секторе экономики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Чем отличаются традиционный и новый подходы к исследованию проблем неформальной эко­номики?

  2. Какие сегменты можно выделить в неформальном секторе экономики?

  3. Как отличаются уровень и структура трансакционных издержек в формальном и неформальном секторах?

  4. Кто может быть гарантом правил в неформальном секторе экономики?

  5. Какими способами можно измерить неформальную экономику?

  6. Какие факторы оказывают воздействие на размеры и значение неформальной экономики?

  7. Каковы положительные последствия существования неформальной экономики?

  8. Каковы отрицательные последствия существования неформальной экономики?

254

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. ДеСотоЭ. Иной путь: экономический ответ терроризму. М.: Социум, 2008.

  2. Неформальный сектор в российской экономике: формы существо­вания, роль и масштабы / Под ред. Т.М. Долгопятовой. М.: ИСАР11, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Волков В.В. Силовое предпринимательство: экономико-социологи ческий анализ. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005.

  2. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 1941. М.: РОССПЭН, 2008.

  3. Centeno M.A. and Portes A. The informal economy in the shadow of the state. In: P. Fernandez-Kelly (Ed.) Out of the Shadows: Political Action and the Informal Economy in Latin America. University Park, РЛ: Pennsylvania State University Press, 2006. P. 23—48.

  4. Gambetta D. The Sicilian Mafia: The Business of Privet Protection. Cambridge MA, Harvard University Press, 1993.

  5. Hart K. Informal Income opportunities and urban employment in Ghana//Journal of Modern African Studies. 1973. No. 11. P. 61-89.

  6. Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Heaven, C'l! Yale Univercity Press, 1968.

  7. Johnson S., Kaufmann D., Zoido-Lobaton P. Corruption, public finances and the unofficial economy. MIT, The World Bank, 1998.

  8. Linking the Formal and Informal Economy: Concepts and Policies, Basudeb Guha-Khasnobis, Ravi Kanbur, and Elinor Ostrom eds. Oxford: Oxford University Press, UNU-WIDER Studies in Developmeni Economics and EGDI, 2006.

  9. Tanzi V. and Davoodi H. Roads to Nowhere: How Corruption in Public Investment Hurts Growth // Economic Issues, IMF. 1998. No. 12.