Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
teoriq_i_praktika_wurnalistiki.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
559.1 Кб
Скачать

Вопрос 11.

Факт как первоэлемент в публицистике.

Факт представляет собой начало всех начал, опорную категорию публицистики. Без ссылки на факт, на работу с фактом не обходится ни одна серьезная статья о журналистском творчестве и его проблемах, об опыте видных мастеров.

ФАКТ – это устное или письменное высказывание, отражающее фрагмент реальности с обозначением его пространственных и временных характеристик.

К фактам не относятся высказывания, относящиеся к будущему, прогнозы и мнения.

Фактические данные – результат первичной обработки единичных фактов.

По функциям факты можно разделить на

- факты-основания

- факты-комментарии;

по содержанию – на

- единичные (индивидуальные),

- факты-эпизоды,

- факты-образы,

- факты-цифры.

СВОЙСТВА ФАКТА:

- истинность и конкретность высказывания,

- инвариантность факта (независимость факта от разных его толкований).

- наличие временных и пространственных показателей (это мера конкретности факта)

«Пространственное положение» факта – черта не субъективная, а объективная, и оно должно пониматься как указание координат, как территориальная закрепленность. Любой факт обязательно фиксирован, как бы привязан к какому-нибудь событию исторической действительности, заключен в определенные пространственно-временные рамки. В этом заключается отличие факта от закона. Законы универсальны, они не содержат ссылки на определенное время, пространственное положение. В противовес закону, факт конкретен, всегда содержит ссылку на место и время.

Но такие необходимые качества, как указание на время и пространство, в тесте встречаются далеко не всегда и могут быть обнаружены путем некоторых преобразований и перестановок в условиях «проявляющей ситуации». Ряд высказываний можно расценить как факт, если из контекста выясняются признаки его пространственно-временной характеристики. В разных случаях по-разному расцениваются временные и пространственные показатели факта. При некоторых условиях указание точного времени необязательно, вернее, нам достаточно знать о нем в самом грубом приближении.

Единичный факт в естественных науках не играет основной роли, это не закон. В гуманитарной среде (история, юриспруденция и т.д.) единичный факт играет огромную роль, он может изменить весь ход событий. Публициста привлекает в факте не только проявление общего, но и не в меньшей мере признаки единичного, неповторимого. Вывод строится не на отрицании частных мотивов, а на их утверждении. Создаваемая теория-концепция в свою очередь придает новое освещение входящим в нее фактам. Вот почему в литературе и публицистике возможна типизация одного факта, с наибольшей полнотой и очевидностью выражающего ситуацию, концентрирующего социальный опыт.

Очень показательные примеры в этом плане дает фельетонистика, ибо понятно пристрастие сатириков к факту острому, парадоксальному. Фельетонисту нет надобности подбирать энное число одноплановых фактов, чтобы обосновать свой вывод о, например, живучести мещанства и в наши дни. Убедительность фельетона создается анализом одного факта, в котором социальное зло проявляется наиболее ярко и который благодаря этому может быть типизирован. Количественный фактор утрачивает в искусстве и литературе силу, зато утверждается все, наиболее полно выражающее внутренний смысл явления.

ФАКТ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ.

Становясь фактом, т.е. компонентом познавательной деятельности, действительность неизбежно приобретает примесь субъективности познающего разума. Это происходит в общем процессе научного поиска. Кроме того, воля публициста обнаруживается при сортировке познанных им фактов. Из общего множества отбираются наиболее типичные; они-то и становятся представителями данного класса фактов в материале. Итак, в публицистическом произведении, независимо от того, репортаж перед нами или очерк, мы имеем дело с некоторым образом оцененными фактами, даже если оценка существует в скрытом виде.

На этапе эмпирического исследования нет заметного расхождения между фактами научными и публицистическими в смысле наличия в них субъективного элемента. На теоретическом уровне познания, где срабатывают логические механизмы, начинается интерпретация фактов. Естественно, роль личностного фактора становится более ощутимой, факты предстают как исходный материал для выводов и обобщений. Но оценка не является принадлежностью самого факта, она высказывается по поводу него.

Не следует подходить к каждому суждению, стремясь во что бы то ни стало разглядеть в нем факт. Прежде всего, приступив к этапу работы, который условно называется сбором фактов, журналист, как правило, заносит в свой блокнот наряду с фактическими данными рассуждения выводного характера, принадлежащие его собеседнику. Эти рассуждения, которые фигурируют потом в материале, не следует путать с фактами.

Истинность фактов сама по себе не гарантирует истинности выводов; на материале одних и тех же фактов можно выстроить правильную и ложную теорию – все зависит от того, в какой системе выступают факты, как они соотнесены и соподчинены, способствует ли эта систематизация выявлению объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом.

Научное представление о факте, умение разграничить фактическую сторону вопроса и интерпретационные суждения необходимо для овладения технологией публицистического производства, для того, чтобы установить такой фундамент, на который можно было бы опираться. Но факт как таковой в публицистике не существует. Объективное знание, заключенное в факте, подвергается публицистом субъективной переработке. Оценочность – сверхзадача публицистического творчества, поскольку «чистая» информация вне отбора, вне анализа и синтеза, вне фиксации противоречий, вне диалектического противоположения категорий не может служить общественным целям.

Факт как таковой не способен побудить к действию, к такому итогу может привести сложная работа, проделанная с фактом субъектом познания. В этом случае факт используется в качестве точки, от которой отталкивается активная мысль личности. Другое дело – сообщение о факте; в нем может быть одобрение или порицание описываемого события, призыв или предписание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]