Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

_Раттер М., Помощь трудным детям (1) - копия

.pdf
Скачиваний:
288
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
4.08 Mб
Скачать

М. Раттера при углубленном изучении нуждаются, на наш взгляд, в некоторых критических замечаниях.

Нельзя не обратить внимание читателей на не­ сколько упрощенное понимание М. Раттером движу­ щих сил и условий развития. Критикуя двухфакторную теорию, согласно которой развитие — это резуль­ тат воздействия на организм двух сил — наследствен­ ности и среды, М. Раттер выступает как сторонник теории взаимодействия, но опять-таки взаимодействия тех же самых сил. И хотя ему очень хочется включить в контекст этого взаимодействия и самого ребенка, по сути, ему никогда не удается этого сделать. «Генети­ чески заданные свойства, — пишет он, — в большинстве случаев играют роль основного определяющего факто­ ра, однако его сила будет варьировать в зависимости от силы, природы и разнообразия воздействия со сто­ роны окружающей среды, и в каждый момент развития эти взаимные влияния ведут к изменениям, которые в свою очередь будут сказываться на последующих взаи­ модействиях» (см. с. 145 наст, издания).

В советской психологии принят взгляд, согласно которому биологическое составляет важнейшее условие, социальное — источник, а активное взаимодействие с внешним миром — движущую силу психического развития. Смысл введения категории активности за­ ключается в том, чтобы представить развитие как процесс, имеющий свою собственную логику и законо­ мерности, а не как результат того, что составляет его необходимые предпосылки и условия.

Правильность этой точки зрения подтверждают результаты практической работы самого М. Раттера, который очень часто при описании механизмов воз­ никновения дефектов психического развития анализи­ рует внутренние переживания ребенка и выделяет структуры, мотивирующие его поведение, что показа­ но на ряде конкретных случаев, описанных на страни­ цах книги.

Красной нитью через всю книгу проходит мысль о необходимости анализа психического развития ребенка с целью выделения механизмов формирования нару­ шений. Изменение каких-то характеристик психики ребенка должно проводиться с учетом этих механиз­ мов. С этим нельзя не согласиться, и вся работа оте­ чественных детских патопсихологов строится в соот-

11

ветствии с этой мыслью, высказанной Л. С. Выгот­ ским еще в 1936 г. Однако хочется обратить внимание . на более тонкое понимание термина «механизм нару­ шения», принятое в советской психологической науке. М. Раттер, используя термин «механизм», иногда смешивает понятия «механизм» и «условия» формиро­ вания нарушения. Так, например, очень часто он назы­ вает механизмом возникновения эмоциональных рас­ стройств неблагоприятную атмосферу в семье. Безуслов­ но, влияние семьи на психическое развитие ребенка огромно. Однако характер этого влияния относится к классу условий и вряд ли сам по себе может быть

механизмом влияния.

Когда мы говорим о механизме нарушения, мало представить его корреляцию с одним из внешних об­ стоятельств. Механизм должен позволить нам понять, почему у данного конкретного ребенка в данных кон­ кретных обстоятельствах возникает та или иная особен­ ность поведения или характера. Только ясно представ­ ляя себе психологические механизмы формирования на­ рушений, можно прогнозировать определенные аспек­ ты психического развития и строить обоснованные коррекционные программы.

М. Раттер разрабатывает систему диагностики на­ рушений психического развития детей, откровенно от­ казываясь от пути построения подобной системы на основе некоторой общей теории. Только клинический опыт и его тщательная систематизация, по мнению М. Раттера, могут дать возможность для создания «работающих», полезных для специалистов диагности­ ческих схем и классификации нарушений.

В результате, разрабатываемый им подход страдает многими недостатками, типичными для исследований, лишенных четких методологических основ. Работа М. Раттера, с одной стороны, представляет большой ин­ терес, являясь попыткой систематизации обширных экспериментальных данных в области психотерапии и психокоррекции самых разных отклонений в психи­ ческом развитии детей, но с другой стороны, автор не сумел выйти за пределы собственного опыта и разра­ ботать теоретически обоснованную систему рекоменда­ ций. Все это еще раз подчеркивает необходимость фун­ даментальных исследований, составляющих основу любой практической деятельности.

12

В книге М. Раттера бесспорный интерес представляет критическое рассмотрение положительных и отрица­ тельных аспектов психоаналитического влияния на западную психодиагностику. Подчеркивая несомнен­ ную заслугу психоанализа в открытии влияния бес­ сознательного на поведение человека, выявлении целого ряда защитных механизмов и т. д., он справедливо от­ мечает частую бесплодность вычурного теоретизирова­ ния и отсутствие возможности научно доказать спра­ ведливость большинства психоаналитических интер­ претаций.

М. Раттер критикует и чрезмерное увлечение так называемой диагностикой потенциальных возможно­ стей ребенка, которая чаще всего проводится с помощью вычисления коэффициента интеллектуальности. Такая диагностика проводится с помощью тестов, которые позволяют в лучшем случае выявить актуальный, до­ стигнутый ребенком уровень интеллектуального раз­ вития. В этом позиция автора совпадает с позицией советских психологов. Более того, в советской психоло­ гии существует понятие «зона ближайшего развития» — то есть та зона, в которой ребенок еще не может выполнить задания самостоятельно, но уже выполняет их при помощи взрослого. Признано определяющее значение характеристик работы ребенка в этой зоне для диагностики его способности к обучаемости.

Нельзя не согласиться с безусловно правильной по­ зицией автора, которая заключается в том, что спе­ циальная психологическая помощь необходима огром­ ному количеству детей. Такая помощь может оказаться очень полезной для детей, неблагоприятные особен­ ности психики которых сформировались под воздей­ ствием каких-то социальных влияний, в то же время она может принести лишь частичную помощь в адапта­ ции к жизни детей с более тяжелыми нервно-психиче­ скими расстройствами. Очевидно, что ни в тех, ни в дру­ гих случаях от нее отказываться не стоит.

В книге отмечается, что не только родители или учи­ теля оказывают влияние на формирование личности ребенка, но и сам ребенок (в частности особенности его темперамента) оказывает явное влияние на формирова­ ние родительского поведения. Очень часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушен­ ных взаимодействий в семье, виновными в которых

13

оказываются все ее члены. В таких случаях наиболее эффективным методом коррекции отклонений является терапия всей семьи в целом (совместная семейная психотерапия). Принципы и ограничения данного ме­ тода подробно рассматриваются на страницах книги.

Многие родители склонны видеть только недостатки своего ребенка и не замечать ошибок в собственном по­ ведении и системе воспитания, да и многие учителя в классе не всегда умеют найти правильный подход к отстающему ученику. В этом смысле книга М. Раттера содержит интересный материал, отражающий огром­ ное разнообразие социальных причин, которые могут неблагоприятно сказаться на психическом развитии ребенка. Поиск этих причин, анализ характера взаимо­ действия ребенка с окружающей средой, по возмож­ ности максимальное устранение факторов, негативно влияющих на развитие, и предоставление ребенку с трудно поддающимся лечению дефектом возможностей для преодоления, конечно в определенных пределах, его вторичных последствий — вот основной круг за­ дач, который, по мнению М. Раттера, стоит перед все­ ми, кто действительно хочет оказать помощь трудным детям. Определяя таким образом задачи специалистов, М. Раттер совершенно справедливо подчеркивает, что нет никакой надобности, да и возможности, чтобы эти задачи решались только силами психиатров. Им на помощь уже сегодня приходит широкий круг профес­ сионалов: социальные, детские, школьные и медицин­ ские психологи и др. Автор считает перспективным, и с этим нельзя не согласиться, что при консультации этих специалистов помощь трудным детям в общении, поведении, обучении и т. д. смогут оказать родители и учителя, то есть те люди, которые большую часть вре­ мени проводят с этими детьми.

Эффективные психотерапевтические и психокоррекционные приемы, изложенные в книге, отличаются адек­ ватностью выявленным нарушениям психического раз­ вития у детей. Следует отметить, что большинство этих приемов применяются и в советской практической пси­ хологии. Это и совместная психологическая коррек­ ция всей семьи, и консультирование родителей, и игро­ вые групповые занятия с детьми, и групповые заня­ тия с родителями, а также другие неспецифические психотерапевтические приемы, такие, как десенсибили-

14

зация, отреагирование, вскрывающие техники и пр. Принципиальным для советской детской практиче­ ской психологии является системный подход к психоло­ гическим проблемам ребенка. При этом осуществляется параллельное воздействие как на самого ребенка, так

ина его социальную среду. Так, в случаях семейной психологической коррекции работа проводится одно­ временно и с ребенком, и с его семьей, то есть с родителя­ ми или другими воспитывающими его взрослыми.

Вкниге приводится много описаний конкретных слу­ чаев психологической коррекции отклонения поведения детей. Обращают на себя внимание следующие момен­ ты. Автор различает особенности детской психики, вы­ зывающие нарушения детского поведения, и факторы внешней среды, провоцирующие и фиксирующие эти нарушения. Самыми влиятельными среди последних М. Раттер считает стиль общения и воспитания в семье

ишкольную атмосферу. Нередко для получения эффек­ та достаточно направить психокоррекционное воздей­ ствие на эти внешние факторы. Меняя семейную и школьную атмосферу, автору и его сотрудникам уда­ валось полностью снять отклонения в поведении и развитии ребенка.

Большое значение М. Раттер придает особенностям обыденного общения взрослых с ребенком, в частности простой фиксации внимания на тех или иных поступках ребенка.

Приведем пример патогенной и коррегирующей роли внимания к ребенку со стороны школьного учите­ ля. Ребенок с задержкой психического развития попада­ ет в школьный класс. Он учится плохо и поэтому посто­ янно находится в травмирующей ситуации. К тому же классный учитель «записал ребенка в разряд неуспеваю­ щих» и «махнул на него рукой» — вследствие чего ребенок оказался вообще обойденным вниманием учителя (как положительным, так и отрицательным).

Втакой ситуации он стремится к компенсации

доступными ему средствами. Обычный способ — это демонстративно плохое поведение. В таких случаях ребенок сам не работает в классе и мешает работать другим детям. Теперь внимание учителя, пусть даже негативное, неизбежно приковано к ребенку. Таким образом ребенок нашел путь компенсации.

Это негативное внимание учителя невольно стабили-

15

зирует плохое поведение: ребенок привыкает ком пенсировать чувство неуспеха асоциальными поступ­ ками. В таких случаях курс психологической кор­ рекции строится на двух содержательных моментах.

Во-первых, для ребенка разрабатывается програм­ ма обучения, учитывающая его реальные способности. Во-вторых, проводится консультационная работа с учителем, в ходе которой ему объясняют патогенную роль его поведения. Эффективным является простой прием: предлагается перестать обращать внимание на плохие поступки ребенка и хвалить его за малейшие успехи. В результате ребенок постепенно выходит из хронической ситуации неуспеха, а учитель начинает фиксировать и закреплять положительные моменты в поведении ребенка.

Аналогичные приемы можно рекомендовать и ро­ дителям. Нередко ребенок ведет себя плохо в семье лишь потому, что, когда он ведет себя хорошо, родители не обращают на него внимания.

На этот и другие сходные моменты М. Раттер неод­ нократно обращает внимание читателей. По его мнению, большую роль в возникновении нарушений детского по­ ведения играют семейные стандарты и правила. Так, если в семье не принято с уважением относиться к авто­ ритетам и общественным нормам морали, то зачастую асоциальные тенденции в поведении ребенка не пресека­ ются, и тогда ребенок легко позволяет себе уголовно наказуемые поступки.

Нередко негативное влияние семьи на ребенка столь сильно, что, как указывает М. Раттер, эффективнее оказывается временная изоляция ребенка от родителей и помещение его в клинику. При этом психологическая коррекция с родителями и ребенком проводится от­ дельно.

В тех случаях, когда роль внешних факторов в возникновении отклонений детского поведения невели­ ка, психокоррекционная работа в основном проводит­ ся с самим ребенком. М. Раттер выделяет два основ­ ных психокоррекционных подхода: бихевиоральный тренинг и интеракционное взаимодействие.

Бихевиоральный тренинг, то, есть направленное обу­ чение отдельным поведенческим навыкам с инди­ видуально подобранным поощрением и наказанием, применяется автором по отношению к отдельным

16

невротическим реакциям, таким, как энурез, или к локальным отклонениям поведения: отказ от посеще­ ния школы, нежелание учиться.

По отношению к тотальным расстройствам поведе­ ния М. Раттер использует приемы индивидуальной психологической коррекции. В этом процессе опреде­ ляющую роль он отводит специфическому контакту психолога с ребенком. Психотерапевтическую функцию доверительного общения с близкими и уважаемыми взрослыми отмечали все детские психологи, психиатры и психотерапевты.

Доверие позволяет ребенку рассказать о всех своих переживаниях и огорчениях, поделиться своими пробле­ мами и трудностями. Само по себе открытое, откровен­ ное изложение того, что мучает и расстраивает ребенка, в определенной мере снимает психическое напряже­ ние. Нередко психотерапевты уподобляют этот про­ цесс вскрытию нарыва.

Родители часто удивляются тому, что психотерапевт

повторяет

их же собственные слова, которые

раньше

не оказывали на ребенка никакого влияния.

 

Любовь

и почтение к взрослому человеку

делают

его слова и поступки для ребенка сверхзначимыми и императивными. Личность такого взрослого становится моделью поведения для ребенка. Он отождествляет себя с ним и старается делать все возможное, чтобы заслу­ жить его одобрение и похвалу. Именно поэтому простые советы значимого взрослого оказываются эффектив­ ными.

Рассматривая различные формы психотерапии, М. Раттер каждый раз обращает внимание на необхо­ димость учета индивидуальных особенностей ребенка, истории формирования его болезненной симптоматики, предполагаемых механизмов нарушений. Все это весь­ ма важно для правильного выбора формы лечения и определения его тактики. Какие бы отдельные спо­ собы лечения ни применялись, главное, считает М. Рат­ тер, и с этим нельзя не согласиться, — междисципли­ нарный подход, содружество в работе разных специали­ стов над преодолением проблем в развитии конкретного ребенка.

Можно, конечно, не соглашаться с некоторыми принципами изложения материала, предложенными М. Раттером, упрекнуть автора в недостаточно глубоком

анализе проблем психического развития в норме и патологии, и психокоррекционного процесса, и в субъ­ ективном характере систематизации выделенных расстройств. Однако, несмотря на это, можно с уве­ ренностью сказать, что книга будет с интересом встречена как специалистами по проблеме психологиче­ ской диагностики и коррекции, так и широким кругом читателей, в частности родителями и учителями, а так­ же всеми, кто заинтересован в повышении своей педа­ гогической культуры и не остается безучастным к переживаниям растущих рядом детей.

Предисловие автора

Нередко эмоциональное развитие детей бывает на­ рушенным, а их поведение трудным. В этой связи в практике тех, кто работает с детьми, довольно часто встречаются случаи возникновения осложнений пси­ хического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. В этой книге представлен обзор теоретических позиций и принципов, лежащих в основе понимания и коррекции подобных «обыденных» расстройств. Поскольку книга главным образом ориен­ тирована на широкий круг читателей и на тех специа­ листов, которые, не имея специального психиатрическо­ го образования, по роду своей деятельности связаны с детьми, в ней рассматриваются осложнения психиче­ ского развития, типичные для самых обыкновенных детей, а не более тяжелые и редкие психические за­ болевания, с которыми в основном сталкивается пер­ сонал психиатрических клиник.

Для более четкого изложения теоретических пози­ ций и принципов, а также путей оказания помощи тем детям, которые нуждаются в ней, предмет обсуждения довольно сильно ограничен, и в книге рассматриваются преимущественно те расстройства, которые отмечаются у младших школьников и поддаются внебольничным методам коррекции. По этой причине специально не обсуждаются важные аспекты нарушения психического развития дошкольников, старших подростков, умствен­ но отсталых детей и детей с физическими дефектами, которые посещают специальные школы или находятся в специальных учреждениях. Тем не менее описываемые принципы и методы коррекции, несомненно, имеют пря­ мое отношение и к оказанию помощи всем этим груп­ пам детей.

Причины возникновения осложнений психического развития связаны не только с самим ребенком. Во многом они определяются влиянием семьи, школы и социального окружения. Вот почему диагностика и те­ рапия детских психических расстройств подразумевает междисциплинарный подход. Большая часть описан-

19

ных в данной книге терапевтических воздействий была разработана и осуществлена психологами и социальны­ ми работниками, а не психиатрами. Поэтому, за исклю­ чением тех случаев, где мне хотелось подчеркнуть спе­ циальный вклад какой-то одной из дисциплин, я использовал термины «консультант» или «психотера­ певт», подразумевая работу всей психотерапевтической бригады в целом.

Сам факт направления ребенка на консультацию в психиатрическую клинику необязательно означает, что причина обращения связана с самим ребенком, у которого может и не быть никаких проблем. В первой главе описаны принципы диагностики психических нарушений у детей и выяснения природы обнаружен­ ных расстройств. В следующих четырех главах деталь­ но описывается ряд факторов, которые важно прини­ мать во внимание при диагностике. К их числу отно­ сятся: закономерности детского развития, индивидуаль­ ные особенности ребенка, особенности семьи, а также более широкого социального окружения ребенка — шко­ лы и компании друзей. Далее три главы посвящены описанию распространенных осложнений психического развития у детей, и, наконец, в последней главе обоб­ щаются наиболее важные моменты, необходимые для правильного планирования терапевтического воздей­ ствия. Читатели часто жалуются, что психиатрическая литература переполнена научным жаргоном, недо­ казанными положениями и слишком туманными обоб­ щениями. Я постарался избежать этих недостатков и по мере возможности пользовался простым языком, общеизвестными фактами и примерами из практики. Все встречающиеся в книге имена детей придуманы, также изменены описания их семейных обстоятельств, в которых сохранена лишь психологическая реальность ситуации психического развития ребенка.

Большое количество библиографических ссылок подтверждает, на мой взгляд, правильность высказывае­ мых в книге положений. Мне представляется также существенным требование, чтобы практика опиралась не на субъективные мнения и предположения, а на

твердые знания.

Апрель 1974

20