Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
П-1.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
269.31 Кб
Скачать

3. Поэзия как деятельность

ПОЭЗИЯ, – развивал далее идею Гумбольдта Потебня, – не результат некоей деятельности, но сама есть непрерывная творческая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В чем тут развитие? Гумбольдт – прежде всего лингвист, точнее, лингвист-философ. Он разрабатывал свои идеи применительно к слову, языку, в основном в пределах этой сферы. Потебня развивает его идеи и переносит их также в сферу истолкования художественного словесного творчества, тем самым и переосмысливая сами эти идеи, и расширяя сферу их применения, и создавая новую теорию поэтического творчества.

Но что значит «поэзия есть деятельность»? Это значит, в данном контексте, что поэзия не иллюстрирует идеи; она сама их творит. Искусство не выражение какой-то до него существовавшей мысли, а средство создания особой мысли, иначе оно было бы не нужно. Поэтическая деятельность, с точки зрения Потебни, прямое продолжение и аналог деятельности языковой.

Это фундаментальнейшая идея, которая, как мы увидим далее, лежит в основе его поэтики, его теории словесности.

4. Язык и поэзия: прямая и обратная связь.

Как язык связан с мышлением, так поэзия – с законами языка. Это другой, высший уровень той же связи.

С одной стороны, поэзия – аналог слова, языка. С другой, поэтичность – свойство языка как такового на всех этапах его развития. Это очень важная мысль Потебни. (В этом отношении существует принципиальная разница между Потебней и формалистами. Для формалистов язык поэзии, поэтический язык – особый, другой язык. Для Потебни – это тот же общенародный, естественный язык, только с более концентрированной поэтичностью). С точки зрения Потебни, поэтичность – неотъемлемый генетический и структурный элемент языка вообще. Она (т.е. поэтичность) существует в сложном взаимодействии с другими качествами и элементами этого же языка, находящими выражение в отвлеченных понятиях и обобщениях.

Понять суть поэтичности, разобраться в её природе, в её движении, трансформации, увидеть причины, секреты её угасания и обновления далеко не просто.

Здесь неразрывно связаны и должны быть объяснены одно из другого поэтичность языка и поэтичность художественного произведения, литературы вообще, – вот основополагающая методологическая установка Потебни как теоретика словесности.

5. Динамичность языковых и поэтических процессов

Все явления языка и поэзии для Потебни есть чистая деятельность, – а стало быть, они находятся в постоянном, непрестанном движении. В движении – и процессы творчества слова, и процессы создания художественного произведения.

Где, в какой сфере можно обнаружить, так сказать, «местопребывание» художественного произведения (как и слова), где оно «живет»? – Не в книге, не на странице, не в «тексте», а в ГОЛОВЕ, т.е. в сознании (поэта и читателя). «Текст», совокупность букв – это всего лишь «нотная запись» художественного произведения.

Возьмите в руки книгу на чужом, незнакомом вам языке. В ней все на месте, и это может быть великий роман или гениальный научный трактат, но текст на чужом языке для вас мертв. Закрепленность слова или художественного произведения в «видимых знаках» (буквах, книгах), согласно учению Потебни, не действительное их существование, а только пособие для их воспроизведения (как нотная запись для музыканта).

Процесс создания и процесс восприятия художественного образа и слова происходит в сознании творца или читателя. Только в этом поле, или, как теперь модно говорить, «пространстве»!

И еще одна сторона того же самого тезиса, той же идеи: и слово, и художественное произведение – объекты не статические, а динамические, поэтому именно в динамике (или как минимум с учетом динамики сознания), в процессах творения и восприятия они должны изучаться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]