Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Учебный год 2024 / Давыдов_В_А_,_Ершов_В_В_Основы_угол.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.51 Mб
Скачать

29.1. Производство по уголовным делам в отношении отдельных

категорий лиц в системе уголовного судопроизводства

К одной из ведущих тенденций развития современного российского уголовного судопроизводства относится постепенная дифференциация процессуальной формы, в результате которой создаются определенные системы регулирования общественных отношений и вырабатывается новая правоприменительная практика.

Дифференциация уголовно-процессуальной формы - процесс обособления в пределах единой уголовно-процессуальной формы отдельных правовых институтов, регулирующих правоотношения, связанные с особенностями производства по уголовным делам и направленные в целом на более эффективное разрешение дела в рамках норм действующего законодательства.

Процесс дифференциации уголовно-процессуальной формы может предполагать как ее упрощение (таким примером может послужить особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением), так и ее усложнение. Так, нормы гл. 52 УПК РФ, посвященной особенностям производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, представляют собой результат дифференциации уголовно-процессуальной формы в сторону ее усложнения и являются определенными изъятиями из общего порядка производства по уголовным делам, предусмотренными для указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ лиц.

Конституционный Суд РФ в Определении от 14 июля 2011 г. N 962-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Довгия Дмитрия Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 6.2 части первой статьи 447 и пунктом 10 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" раскрывает значение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в системе уголовно-процессуального законодательства и отмечает, что нормы гл. 52 УПК РФ в целом предусматривают специальный - усложненный - порядок возбуждения уголовных дел и производства по ним в отношении указанных категорий лиц, предоставляющий им дополнительные процессуальные гарантии, которые, не исключая уголовной ответственности за совершенные преступления, посредством определенного усложнения процедур уголовного преследования обеспечивают их защиту при осуществлении публичных профессиональных обязанностей.

Данные особенности или изъятия представляют собой один из видов правового института, получившего название "правовой иммунитет".

Правовой иммунитет - совокупность правовых норм, гарантирующих лицам, определенным законодателем в качестве субъектов, нуждающихся в предоставлении защиты их личности, а также обеспечении условий для их деятельности, специального порядка привлечения к юридической ответственности либо особого режима исполнения обязанностей, предусмотренных национальным или международным законодательством.

Правовой иммунитет охватывает и "свидетельский иммунитет": в случаях, установленных уголовно-процессуальным законом, лицо освобождается от необходимости в даче показаний (ч. 4 ст. 56 УПК РФ). О правовом иммунитете можно говорить и в случаях применения принципов неприкосновенности личности (ст. 10 УПК РФ), неприкосновенности жилища (ст. 12 УПК РФ), а также применения норм гл. 52 УПК РФ, предусматривающей особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц и специальный порядок привлечения их к уголовной ответственности.

Юридическая природа иммунитета предопределяется целями, поставленными перед институтом, и его общим политическим и социальным значением. Специальные изъятия в порядке исполнении правовых норм (в том числе и процессуальных), распространяющие своей действие на определенный круг лиц, устанавливаются в законодательстве государства для защиты общественной безопасности, а не для создания привилегированного положения каким-либо индивидам. То есть иммунитет выступает не как привилегия в узком понимании слова, а как особый институт публичного права, занимающий свою нишу в общей правовой системе конкретной страны.

В УПК РФ понятие "иммунитет" напрямую не соотносится с особенностями производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, закрепленных гл. 52 УПК РФ. Однако, исходя из решений Конституционного Суда РФ, появляется возможность установить его связь с уголовно-процессуальными нормами. Так, в отдельных определениях Конституционного Суда РФ встречаются два понятия - "иммунитет" и "неприкосновенность" <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Законодатель использует понятие "неприкосновенность" в законодательстве РФ, в то время как "правовой иммунитет" не встречается в "чистом" виде в нормативных правовых актах. Термин "неприкосновенность" используется в Конституции РФ: в нормах, регламентирующих неприкосновенность Президента РФ (ст. 91), депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 98) и судей (ст. 122). Кроме того, в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих деятельность таких субъектов, как правило, дополнительно раскрывается содержание гарантий лиц, обладающих неприкосновенностью, например, в ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Неприкосновенность не является свойством или элементом правового иммунитета, а представляет собой его особый вид, чье содержание во многом выходит за пределы уголовно-процессуального права. К примеру, в указанной ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" неприкосновенность предусматривает не только специальный порядок привлечения судей к уголовной ответственности, но и особый порядок привлечения к административной ответственности, то есть понятие "неприкосновенность" имеет межотраслевой характер.

Выступая видом правовых иммунитетов в уголовно-процессуальном праве, неприкосновенность не является привилегией лица, которому она предоставляется, и в то же время выступает в роли исключения из принципа правового равенства. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 марта 1996 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша", анализируя неприкосновенность судей, указывает: "Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (статья 22 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия". Кроме того, в этом же решении констатируется, что "судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия".

Понятия "правовой иммунитет" и "неприкосновенность" в уголовном судопроизводстве России можно соотнести как общее с частным. "Правовой иммунитет" - более широкое комплексное понятие, в то время как неприкосновенность является его видом, т.е. производной от него. Неприкосновенность как вид правового иммунитета установлена Конституцией РФ для Президента РФ, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также судей. В связи с этим можно дать следующую характеристику неприкосновенности.

Неприкосновенность - правовой иммунитет, предусмотренный Конституцией РФ для Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и судей, являющийся определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом и призванный оградить их от неправомерного вмешательства в их деятельность по осуществлению своих полномочий или попыток оказать на них давление путем привлечения или угрозы привлечения к установленной законодательством ответственности.

Кроме того, следует учитывать, что нормы гл. 52 УПК РФ являются одним из важнейших элементов в реализации данного правового иммунитета по отношению к указанным лицам в ходе правоприменения.

На основании ч. 2 ст. 447 УПК РФ порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, устанавливается УПК РФ с изъятиями, предусмотренными гл. 52 УПК РФ. В данном случае это особенности: возбуждения уголовного дела; задержания; избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий; направления уголовного дела в суд.

Если в гл. 52 УПК РФ не содержится специальных изъятий, предусматривающих особенности производства по уголовным делам в отношении субъектов, выделенных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, то в отношении данных категорий лиц применяются общие правила производства по уголовным делам, установленные УПК РФ. Также следует обратить внимание на то, что в УПК РФ предусмотрены и иные нормы, связанные с гл. 52 УПК РФ, предусматривающие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. В частности, к ним относятся п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (основание отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела), п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (основание прекращения уголовного преследования), п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ (подсудность), подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (подследственность) и другие нормы.

Кроме того, необходимо отметить, что в федеральном законодательстве, регламентирующем правовой статус и иные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью таких специальных субъектов, часто содержатся нормы, предоставляющие дополнительные гарантии их защиты при уголовном преследовании и не нашедшие своего отражения в УПК РФ. Например, зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления или кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован без согласия прокурора субъекта РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: абз. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, утв. Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".