Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
VED_Kurs_lektsy_osn.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
743.94 Кб
Скачать

1.2.Формирование понятия внешнеэкономической деятельности

При унификации права международной торговли к международной продаже были отнесены все те случаи, когда:

а) стороны, совершающие сделку, находятся в разных странах и

б) товар перемещается через границу.

Таким образом, еще в первой половине прошлого века было предложено считать международной такую сделку, в которой наличествуют два иностранных элемента: субъект (по признаку домициля - местонахождения) и объект (предмет) коммерческой сделки. Разработки УНИДРУА по определению международной коммерческой сделки на основе двух элементов легли в основу послевоенных конвенций, принятых Гаагской конференцией в 1964 г. (Гаагские конвенции относительно "Единообразного закона о международной продаже движимых материальных вещей" и "Единообразного закона о совершении контрактов по международной продаже движимых материальных вещей").

Гаагские конвенции 1964 г. широкого применения не получили. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что определение международной сделки в этих конвенциях было весьма сложным и заключалось не только в обязательности выделения признака местонахождения сторон сделки в разных государствах, но и в сопровождении этого признака дополнением в виде пересечения товара через границу, или совершения оферты или акцепта на территории разных государств, или передачи товара на территории другого государства, чем то, где совершалась оферта или акцепт.

Все эти дополнительные признаки, такие верные на первый взгляд, приводили к тому, что очень многие международные экономические операции не признавались международными сделками. Например, не могла быть признана международной сделкой поставка товара в другое государство и перепродажа его в этой стране третьим лицом. Перепродажа иностранного товара уже не обладала ни одним из дополнительных признаков, что приводило к исключению универсального международного регулирования такой сделки, как следствие, подчинению ее исключительно национальному праву и, следовательно, конфликту юрисдикций.

Таким образом, первая попытка нормативного выделения признаков международной коммерческой сделки не привела к появлению эффективного регулирующего механизма. Но работа по выработке таких механизмов, начатая Римским институтом еще в 1926 г., не была приостановлена, а с 1966 г. велась уже в рамках структур ООН, в частности в Комиссии по праву международной торговли (UNCITRAL).

Примерно в это же время и национальное законодательство некоторых государств вводит в свой оборот понятие сделки международной торговли, основанное на одном признаке - наличии в сделке иностранного элемента в виде местонахождения (домициля) сторон сделки в разных государствах.

Данный признак лег в основу определения международной коммерческой сделки в Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.) и в Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" (1980 г.). Так, п. "а" ст. 2 Конвенции 1974 г. гласит: "Договор купли-продажи товаров считается международным, если в момент заключения договора коммерческие предприятия покупателя и продавца находятся в разных государствах...". Признак разногосударственного домициля (местонахождения) сторон в сделке с этого времени становится основополагающим для отнесения коммерческой сделки к категории международной. При этом не имеет значения другая основа личного закона субъектов сделки - их гражданство или национальность: применение обеих Конвенций не зависит от гражданства (национальности) сторон коммерческого договора. Признак местонахождения коммерческих предприятий в разных государствах становится основополагающим для определения коммерческой сделки в качестве международной как в национальных законодательствах, так и в международно-правовых документах.

Несколько иное положение по этому вопросу складывается в законодательстве Российской Федерации. Во-первых, в действующем российском праве не используется термин "международная коммерческая сделка", но закрепляется его аналог "внешнеэкономическая сделка" (ст. 166 Основ гражданского законодательства Союза ССР 1991 г., ст. 162 ГК РФ). Возможно, внедрение термина "внешнеэкономическая сделка" в российское право связано с особенностями национального развития экономики в Российской Федерации в двадцатом столетии, а точнее, с государственной монополией внешней торговли. На это обстоятельство указывает и тот факт, что до 1991 г. в праве имело закрепление понятие "внешнеторговая сделка", подчеркивающее, что такие сделки совершало государство, владеющее монопольным правом на внешнюю торговлю.

Сегодня ситуация изменилась, монополия на внешнюю торговлю осталась в прошлом: субъекты коммерческой деятельности в Российской Федерации имеют право заключать разнообразные международные коммерческие сделки в области торговли, строительных, научно-исследовательских, проектных работ, передачи технологий, аренды оборудования и т.д.

Следует отметить, что российские законы частного характера именно признак разногосударственного домициля субъектов коммерческой деятельности выделяют как основной для определения сделки в качестве международной. Например, в Законе РФ от 07.07.93 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" в п. 2 ст. 1 сказано, что рассмотрению в арбитраже подлежат споры, "если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей". Этот признак следует считать основным и в силу того обстоятельства, что Россия является участницей Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" 1980 г., также использующей данный признак. Поэтому применение этого критерия, по крайней мере для сделок международной торговли, уже является юридически обязательным.

Таким образом, современное российское законодательство использует два критерия международной сделки:

1) разногосударственный домициль субъектов сделки;

2) передачу объектов сделки через границу РФ. При этом первый критерий используется в частноправовых нормативных актах, второй - в законодательстве РФ публичного характера.

Таким образом, можно сделать вывод, что для отнесения коммерческой сделки к международной целесообразно выделение двух признаков: частноправового - местонахождение (домициль) субъектов коммерческой деятельности в разных государствах и публично-правового - осуществление этими субъектами трансграничных (международных) обменов продуктами своей предпринимательской деятельности.

С учетом вышеизложенного к международным коммерческим сделкам можно отнести сделки, являющиеся формой осуществления предпринимательской деятельности, совершаемые коммерческими предприятиями (предпринимателями), находящимися на территории разных государств, и направленные на осуществление трансграничных обменов продуктами (предметами, объектами) предпринимательской деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]