Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сарбаш книга.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
12.35 Mб
Скачать

15. Природа правоотношения нотариуса (суда),

должника и кредитора

Исследуя права кредитора на получение депонированного, равно как и отношения должника с нотариусом (судом), необходимо дать характеристику правоотношению между ними. В литературе подчеркивается, что с момента депонирования обязательство по передаче денег кредитору возникает соответственно у нотариуса или суда <3>. При этом судебная практика исходит из того, что действующее законодательство не предусматривает ответственности должника, внесшего сумму долга в депозит нотариуса, за действия нотариуса <4>.

--------------------------------

<3> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник. С. 446 (автор главы - Л.В. Андреева).

<4> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.2004 N КГ-А40/419-04.

Действительно, есть основания полагать, что с момента внесения денежных средств нотариусу (суду) у него возникает обязанность по выдаче (перечислению) этих средств кредитору. Если эта обязанность - гражданско-правовая, то основанием ее возникновения является, видимо, такой юридический факт, как принятие в депозит соответствующих объектов. Результатом этого обстоятельства с учетом прекращения обязательства должника является по сути замена одного первоначального обязательства между кредитором и должником, которое прекратилось исполнением в депозит, новым долговым обязательством по уплате денег или передаче ценных бумаг, в котором должником является иное лицо (нотариус или суд). На это указывает М.И. Брагинский: "Прекращение обязательства при таком способе исполнения, как следует из п. 2 ст. 327 ГК, наступает в момент внесения денег нотариусу (суду). По этой причине вызывает некоторые возражения то, что в арбитражной практике иногда неполучение кредитором денег, находящихся в депозите, рассматривается как уклонение от принятия исполнения. Именно так были расценены в одном из рассмотренных арбитражем дел действия продавца: несмотря на письменное уведомление нотариусом о наличии в депозите денег, которые внес покупатель, продавец не сообщил нотариусу данные, необходимые для перечисления на его расчетный счет внесенной в оплату за проданное недвижимое имущество суммы. Между тем в действительности к моменту, когда нотариус принимал меры к отысканию кредитора, обязательство покупателя уже прекратило свое действие и было заменено обязательством нотариуса выплатить находящуюся в депозите сумму покупателю" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Изд. 2-е, испр. С. 433. См. также: Доренкова Ю.М. Исполнение договорного обязательства в гражданском праве России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. С. 23 - 24.

В цитируемом фрагменте автор не дает юридической характеристики обязательству нотариуса. Если признать, что обязательство нотариуса является обычным гражданско-правовым обязательством, то для описанной ситуации, когда кредитор уклоняется от принятия исполнения от депозитария, можно было бы прибегнуть к применению ст. 327 ГК РФ в том смысле, что нотариус в свою очередь на основании данной нормы имеет право внести причитающуюся кредитору сумму в депозит другому нотариусу. Однако последнее видится практически бессмысленным и способным породить так называемую дурную бесконечность, при которой денежная сумма может бесконечно "путешествовать" по нотариусам, каждый раз уменьшаясь на сумму соответствующих платежей, причитающихся каждому нотариусу.

По нашему мнению, обязательство депозитария перед кредитором не является гражданско-правовым. Оно носит особый характер, возникающий в связи с публичным элементом в деятельности нотариуса и целями этой деятельности. Последнее должно исключать применение ст. 327 ГК РФ к обязательству нотариуса при наличии обстоятельств, дающих право на исполнение в депозит. Иными словами, при уклонении кредитора от принятия причитающегося из депозита депозитарий не имеет права произвести исполнение в депозит.

Анализируя отношения нотариуса (суда) и кредитора, следует заметить, что ГК РСФСР 1922 г., предусматривая судебную депозицию, устанавливал, что извещение кредитора осуществляется судом повесткой или публикацией, а в примечании к ст. 114 значилось, что порядок внесения в депозит суда определяется особым положением. Представляется, что данный подход может указывать скорее на публичный, чем на частный характер взаимоотношений суда и кредитора. Впоследствии данное примечание было отменено, а суд заменен на нотариальную контору <1>.

--------------------------------

<1> Кодификация российского гражданского права: Свод законов гражданских Российской империи, проект Гражданского уложения Российской империи, Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. С. 642 - 643.

В литературе не без оснований отмечается, что по организации, функциям, формам их реализации, характеру контроля и основным составляющим нотариальная деятельность носит публично-правовой характер. При этом публичный характер органически присущ нотариату любой страны независимо от конкретного исторического периода существования нотариата. Нотариальные действия осуществляются в рамках нотариального производства, интегрирующего в своем составе всю совокупность действий, совершаемых нотариусом. Основа взаимоотношений нотариуса и заинтересованного лица - не договорная, а публичная. Нотариус действует от имени государства <2>.

--------------------------------

<2> Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. Екатеринбург; Москва, 1999. С. 244 - 247 (автор главы - В.В. Ярков).

Приведенные доводы действительно дают основания заключить, что взаимоотношения нотариуса, должника и кредитора, связанные с депонированием исполнения, не являются частноправовыми <3>. Однако если нотариус совершает какое-либо правонарушение, которое затрагивает права и интересы того или иного лица (кредитора или должника, их правопреемников), возможно возникновение деликтного по природе правоотношения по возмещению вреда, которое уже подпадает под регулирование гражданским правом.

--------------------------------

<3> См. также: Larenz R. Lehrbuch des Schuldrechts. Bol. I. Allgemeiner Teil. 14, neubearb. Aufl. S. 252.

В немецком праве применительно к природе взаимоотношений суда и кредитора указывается следующее. Параграф 372 ГГУ и следующие предоставляют должнику право депонировать в определенном публичном учреждении деньги, ценные бумаги и иные документы, драгоценности, если кредитор просрочил принятие обязательства или имеются иные обстоятельства, связанные с личностью кредитора, делающие невозможным исполнение или уверенное исполнение обязательства. Официальным учреждением является в соответствии с нормативным актом, определяющим порядок депонирования, суд (Amtsgericht). При этом необходим административный акт о приемке в депонирование, после чего и суд вступает с кредитором в публичные отношения по сохранению депонированного <1>.

--------------------------------

<1> Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. С. 347.

Коль скоро деятельность нотариуса является публичной, необходима ее детальная регламентация для предотвращения злоупотреблений и неопределенности в отношениях. В частности, такая регламентация требуется и для отношений, связанных с депонированием средств. Законодательство о нотариате, особенно после отмены упоминавшейся ранее Инструкции Министерства юстиции, крайне скупо регулирует эти отношения. Оно не содержит ответы на вопросы о сроках и месте выдачи и принятия исполнения в депозит, о порядке выдачи средств из депозита, о праве на проценты, полученные за счет депонированных средств, о последствиях нарушения нотариусом сроков выдачи депонированных средств или порядка их выдачи и ряд других. В связи с этим перед наукой и законодателем стоит задача разработки и установления соответствующего детального регулирования данных публично-правовых отношений. Думается, что такое регулирование следует установить в Основах РФ о нотариате и соответствующих подзаконных актах.