Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нейропсихология_Корсакова и другие.doc
Скачиваний:
260
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
960.51 Кб
Скачать

Гетерохронии в развитии психических функций

Л.С. Выготский сформулировал основные правила развития высших психических функций. Он отмечал, что в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены.

Во-первых, история развития каждой психической функции не является прямым продолжением и усовер­шенствованием соответствующей элементарной функции, а предполагает коренное изменение направления развития в совершенно новом плане, другими словами - каждая высшая психическая функция является специфи­ческим новообразованием.

Во-вторых, высшие психические функции не над­страиваются над элементарными процессами, как второй этаж, а представляют собой новые психологические сис­темы, состоящие из сложного сплетения элементарных функций, которые при включении в такую систему сами начинают действовать по новым законам. Таким обра­зом, каждая высшая психическая функция определяется не только своеобразным сочетанием ряда более элемен­тарных функций, но и новым уровнем их функциониро­вания.

В-третьих, при возникновении нарушений в разви­тии в первую очередь страдает связь элементарных и высших психических (натуральных и символических) функций. Это приводит к тому, что элементарные про­цессы начинают действовать как самостоятельные пси­хологические структуры, что вызывает возвращение к более примитивным формам поведения.

Психическое развитие в онтогенезе, таким образом, представляет собой ряд качественных переходов от од­ной ступени развития к другой, где каждая предшест­вующая ступень является генетической основой после­дующих ступеней или стадий развития. Возникает во­прос о том, как действует принцип гетерохронии в фор­мировании психических функций. Здесь следует обра­титься к понятию сензитивных периодов.

Н.С. Лейтес развивает идеи К.Д. Ушинского о свое­временности обучения в соответствии с назревающей возможностью детского развития и Л.С. Выготского о совпадении оптимальных сроков обучения с повышен­ной чувствительностью к определенным окружающим воздействиям в разные возрастные периоды (сензитивные периоды). Он считает, что понятие сензитивного периода является первостепенным для понимания воз­растного развития ребенка. Неодинаковость чувствитель­ности к определенным воздействиям в разные периоды детства выражается во временном повышении ее уровня и изменении ее направленности. Это приводит к тому, что в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития психики, психических функций в тех или иных направлениях, а затем такая возможность может постепенно или резко ослабевать.

Вопрос детерминации возрастной сензитивности сложен, но несомненно, что влияния окружающей сре­ды, в том числе и социальные, должны преломляться че­рез внутренние условия развития и в том числе через анатомо-физиологическое созревание мозга ребёнка.

Морфогенез мозга, неравномерное созревание раз­личных его структур может выступать, таким образом, наряду с влияниями среды, одной из составляющих ста­новления психических функций. Сензитивные периоды несводимы только к морфогенезу мозга или только к со­циальным влияниям - они являются продуктом взаимо­проникновения биологического и средового в целостном психическом развитии.

Гетерохронии в становлении психических функций на разных возрастных этапах могут проявляться в воз­никновении новых внутри- и межсистемных координа­ции, а также в опережающем развитии той или иной психической функции.

Меж- и внутрифункциональные отношения и связи задают специфические, особые. для данного возраста взаимодействия между различными элементами психиче­ских функциональных систем и между разными систе­мами (что приводит к возникновению психических но­вообразований) и могут быть разных типов.

Одним из них является временная независимость функций. Она характерна для ранних этапов онтогенеза и относится к начальным этапам формирования психи­ческих процессов и их компонентов.

Чисто ассоциативный тип взаимодействий (по Н.А. Бернштейну - цепочки) также характерен для ран­них этапов онтогенеза и позволяет объединить разномодальные ощущения в целое на основе пространственно-временной близости.

Более сложные иерархические связи устанавливают­ся в ходе предметной деятельности и общения и характе­ризуются наличием ряда уровней в построении психиче­ских функций - ведущих и фоновых.

В нормальном онтогенезе эти связи отражают гори­зонтальную и вертикальную составляющие иерархиче­ской системы функциональной организации психики.

Перестройки в этих связях и их усложнение проте­кают в определенной последовательности и обусловлены разным временем формирования психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая функция имеет свой цикл развития, сензитивный период своего быстрого развития и период относи­тельной замедленности формирования.

Так, например, в возрасте 2-5-ти лет наблюдается опережающее развитие восприятия и речи по отноше­нию к ранее интенсивно развивавшимся, но на этом этапе характеризующихся замедлением темпа развития, движениям и действиям. При этом первоначально вос­приятие занимает иерархически ведущую позицию по отношению к речи, которая, согласно Выготскому, на этом этапе строится по гностическому типу: то есть ре­бенок стремится назвать, обозначить словесно все, что он замечает вокруг себя.

Внутри самой функции речи ее различные состав­ляющие также имеют собственную динамику развития и иерархию построения. Так, слуховое восприятие развивается значительно раньше, чем речепорождение. На пер­вом этапе овладения речью ведущим является различе­ние на слух акустических признаков слов, а речедвигательный компонент следует за ним. Таким образом, вос­принимаемые на слух слова выступают в роли эталона, по которому формируется соответствие воспринимаемого звукового образа и артикуляционных схем этих слов.

В связи с этим, на первых этапах овладения словом акустическая оболочка имеет для ребенка самостоятель­ное значение (не связанное со смыслом слова). Извест­но, что отдельные признаки предмета могут замещать сам предмет. Это приводит к появлению звукоподражательных комплексов и слов, когда одним звуковым ком­плексом обозначается целый ряд предметов и действий.