Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нейропсихология_Корсакова и другие.doc
Скачиваний:
261
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
960.51 Кб
Скачать

2.5. К вопросу о типологии непатологических вариантов психического развития

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Занимаются проблемой от­клонений в развитии специалисты в области педагогики, психологии, психиатрии, невропатологии. Это определя­ет различия в используемых подходах к определению ос­новных вариантов нарушений психического развития и их классификации.

Для дефиниции отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умствен­ной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используется термин «задержка психического развития» (ЗПР). Пред­полагается, что у этих детей имелась потенциальная спо­собность к обучению и развитию, но по разным причи­нам она не была реализована и это привело к появлению новых проблем в учебе, поведении, здоровье.

Диапазон определений ЗПР достаточно широк - от «специфической неспособности к обучению», «медлен­ная обучаемость» до «пограничная дебильность». В то же время обычно подчеркивается пограничный характер на­блюдаемых нарушений.

В основе различных вариантов ЗПР могут лежать разные причины: повреждения и функциональная незрелость нервной системы, педагогическая запущенность. В этиологии нарушений психического развития называют наследственные и экологические факторы, патологию беременности и родов, черепно-мозговые травмы и бо­лезни первых лет жизни, недоедание, неблагоприятные социальные и микросоциальные факторы, педагогиче­скую запущенность, депривацию, двигательные и эмо­циональные расстройства и т.д. Более подробный обзор различных подходов к проблеме ЗПР можно найти в ра­боте И.Ф. Марковской (1993).

Клинические варианты ЗПР рассматриваются с точ­ки зрения психоорганического синдрома, как правило, так называемого «резидуально-органического» генеза, что подразумевает в качестве причины ЗПР какое-то на­рушение работы мозга.

Для этих вариантов употребляется также термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), предло­женный Э. Деноффом в 1959 году, для обозначения не­скольких важнейших симптомов, возникающих в резуль­тате поражения мозга: трудности обучения в школе, трудности у ребенка с контролем собственной активно­сти и поведения в целом. В разных странах существует более 32 терминов, обозначающих это состояние, но ни одно из них не описывает полностью все нарушения, имеющиеся у этих детей.

В 1969 году в Национальном институте неврологиче­ских заболеваний и слепоты (NINDS) были опубликова­ны работы: «Минимальная мозговая дисфункция у де­тей» и «Дисфункция процессов обработки информации в ЦНС», где были освещены научные аспекты проблемы. Г.Б. Леви считает, что существо дела лучше всего отра­жает термин «дисфункция процесса обработки информа­ции в ЦНС», однако термин ММД слишком широко ук­репился в практике, чтобы его менять.

В работах таких авторов, как Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев, В.В. Лебедин­ский, А.И. Захаров и др. рассматриваются классифика­ции различных форм ЗПР.

Например, В.В. Лебединский выделяет такие вариан­ты психического дизонтогенеза или аномалий развития, как: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. В этой классификации, как и во многих других, основным является выделение форм нарушений психического развития, которые носят стой­кий, часто необратимый характер.

В то же время следует выделить ряд отклонений пси­хического развития, которые можно было бы располо­жить в диапазоне «норма - пограничные состояния» и ко­торые только по некоторым своим характеристикам при­ближаются к наиболее легким формам ЗПР (В ряде случаев для обозначения этих форм ЗПР применяется термин ЗТПР (задержка темпов психического развития.).

В основе одних из них может лежать дефицит, обу­словленный недостаточной сформированностью (свой­ственной определенному возрастному периоду) психиче­ских функциональных систем. Причиной этому может быть отставание в темпах формирования нейрофизиологических функциональных систем, основной базы, на которой развертываются формирующиеся психические процессы («функциональные органы» по А.Н. Леон­тьеву). При нормальных темпах морфогенеза мозговых структур причина лежит за пределами «невостре­бованного» мозга и связана с недостатком педагоги­ческих и социальных воздействий. Этот дефицит не свя­зан с патологией мозга или психики ребенка и имеет обратимый характер при соответствующей работе с ребёнком. Выше приводились данные о том, что лишь 50% детей достигают уровня школьной зрелости в шесть лет.

Такое изменение в формировании функциональных систем в последующем будет обозначаться как «иррегулярность психического развития» ребенка (ИПР).

Смысл, вкладываемый в термин «иррегулярность психического развития», означает отклонение от нормы, неподчиненность определенному порядку, неравномер­ность, возникающая в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и несвязанная с какой-либо па­тологией мозга или психики ребенка.

Причиной других отклонений психического развития могут быть микрофункциональные нарушения мозга. Изменения в психическом развитии при таких наруше­ниях занимают особое и статистически значимое место в связи со школьной неуспеваемостью и соотносятся с «минимальными мозговыми дисфункциями» (ММД).

В этом случае происходит изменение функциониро­вания отдельных мозговых структур или мозга в целом. Формирование психических функциональных систем вследствие этого осуществляется специфическим обра­зом, нехарактерным для соответствующего возрастного периода и базирующемся нередко на стихийном включе­нии компенсаторных механизмов. В данном контексте рассматриваются такие спонтанно компенсированные формы ММД, за которыми не скрывается явно выра­женная патология, но есть своеобразно измененное, в силу компенсации, функционирование нейрофизиологи­ческих и психических функциональных систем, которое может быть зафиксировано и объективными методами обследования.

По данным различных авторов, количество детей с ММД составляет до 30% в популяции, и их количество возрастает. Так, медицинские обследования выявили до 21% детей с такими нарушениями в детских садах и до 53% - в детских домах.

Характерно, что ММД в дошкольном периоде онто­генеза достаточно часто не попадают в поле зрения ро­дителей и воспитателей детских садов в силу своей ми­нимальности и парциальности.

Переход к освоению нового для ребенка вида дея­тельности - обучению создает сенсибилизированные условия для психики. В это время может обнаружиться указанный выше дефицит, затрудняющий последующее полноценное усвоение школьной программы.

Не менее важно отметить, что у детей с ИПР или ММД в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь и такая форма декомпенсации, как регресс некоторых недостаточно сформи­рованных и закрепленных в индивидуальном опыте пси­хических функций.

Накопленные к настоящему времени данные позво­ляют говорить о том, что подобная декомпенсация обна­руживается и приводит к сбоям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6-7 лет, но и позднее - в возрасте 9 и 11-12 лет. В это время ребенок сталкива­ется с резким возрастанием школьных нагрузок, расши­ряется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, возникают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю пе­дагогов, преподающих разные предметы. К этому при­соединяются перестройки в деятельности систем орга­низма, обусловленные половым созреванием. Одновре­менно существенную нагрузку на психику и центральную нервную систему оказывает влияние смена ведущей дея­тельности в сторону приоритета общения, формирования самосознания и т.п.

Все эти факторы могут привести у детей с ИПР или ММД к снижению уровня функционирования «слабых» звеньев психических функциональных систем и возник­новению трудностей обучения именно на этом возрас­тном этапе. Следует отметить, что в группу риска при этом могут попасть дети, ранее справлявшиеся с учебной программой.

В завершение можно сказать, что в сферу внимания нейропсихологической диагностики детей должны войти не только дети с клиническими формами нарушения психического развития, но и здоровые дети, находящие­ся в диапазоне «норма - пограничные состояния».

Основной задачей нейропсихологического обследования в этом случае становится, с одной стороны, выяв­ление индивидуальных особенностей психического раз­вития детей, обусловленных индивидуальной специфи­кой их мозговой организации, т.е. получение данных, позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе обучения. С другой стороны - это выявление детей с субклиническими формами отклонений в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике или специальной (неврологической, логопедической и др.) помощи для предотвращения пере хода этих отклонений в клинические формы.