Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по Новому Завету.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
767.49 Кб
Скачать

Билет № 21

1). Евангелие от Марка. Цель написания: литургическая, апологетическая, пастырская, редакторская. Цель написания Евангелия от Марка открывается уже из первых слов этой книги: "Начало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия" — это надпись, в которой ясно обозначены цель и содержание Евангелия от Марка. Как евангелист Матфей словами "книга бытия (на русский переведено неточно: "родословие") Иисуса Христа, Сына Давидова" хочет сказать, что он намерен изложить "историю Христа", как потомка Давида и Авраама, Который в Своей деятельности осуществил древние обетования, данные народу Израильскому, так и евангелист Марк первыми пятью словами своей книги хочет дать понять своим читателям, чего они от него должны ожидать.

В каком же смысле евангелист Марк употребил здесь слово "начало" и в каком слово "Евангелие"? В соединении с выражением "начало" слово "Евангелие" у Марка больше не встречается. На помощь тут нам приходит апостол Павел. В послании к Филиппийцам (4.15) он употребляет это же выражение в смысле начальной ступени евангельской проповеди, которую он предлагал в Македонии. Это выражение может здесь иметь только тот смысл, что филиппийцы знали тогда только самое необходимое о Христе — Его слова и дела, предмет первоначальной проповеди благовестников о Христе. Так и Евангелие от Maркa представляет собой попытку дать элементарное описание жизни Христа, что было необходимо на тот момент для тех лиц, для которых было написано Евангелие. В послании к Евреям апостол Павел различает "начала слова Божия" как "молоко" от твердой пищи для совершенных (Евр. 5.12). Евангелие от Марка или проповедь апостола Петра и представляли собою эту первоначальную стадию евангельского научения фактам из жизни Христа, предложенную римским христианам, только что вступившим в Церковь Христову.

Таким образом, "начало Евангелия Иисуса Христа" — это краткое обозначение всего содержания, предлагаемого далее повествования, как наиболее простого изложения евангельской истории. С таким пониманием цели написания Евангелия от Марка согласуется та краткость, сжатость этой книги, которая делает ее похожей, можно сказать, на "сокращение" евангельской истории.. В этом Евангелии вообще обращается больше внимания на те факты из жизни Христа, в которых выявляется Божественное могущество Христа, Его чудесная сила, и притом довольно обстоятельно сообщается о чудесах, совершенных Христом над детьми и отроками, тогда как об учении Христа говорится сравнительно немногое. Даже то обстоятельство, что евангелист любит останавливаться на подробностях событий и притом разъясняет почти все детально, может свидетельствовать о том, что он намеревался предложить именно первоначальное, элементарное изложение евангельской истории для людей, нуждающихся в такого рода наставлениях. Это попытка представить личность и деятельность Христа народу как благую весть, "Евангелие", не рассчитывая на наличие великих знаний богословия или ветхозаветного учения у слушателя или читателя.

В первом же предложении Евангелия Марк говорит о своем намерении написать то, что он называет Евангелием, т.е. благовестие Иисуса Христа, Сына Божия. Он несколько раз употребляет этот термин в своей книге. В 13.10 и в 14.9 он объясняет содержание проповеди, и это полностью соответствует употреблению этого термина Павлом (1 Кор. 15.1), что сразу же отличает его от биографии и объясняет то большое место, которое в нем отводится последним трем неделям жизни Иисуса Христа. Распятие и Воскресение были основными чертами христианского Евангелия. События и учение, приведшие ко Кресту, были подготовительными. Развитие повествования подчинено рассказу о Страстях, но в Евангелии от Марка действие усиливается относительным отсутствием большого материала поучений.

Основная цель евангелиста определяет отсутствие очень жестких хронологических рамок. Марк вводит только те исторические события, которые непосредственно отвечают его цели. Он опускает повествование о Рождестве и первых годах жизни Иисуса Христа. С первых же слов Иисус Христос, Сын Божий, предстает перед читателем как историческая Личность. Марк предполагает, что его читатели сразу же поймут, о Ком он говорит.

В западной науке относительно цели написания Евангелия от Марка существует много гипотез.

Расположение некоторого материала по тематическим группам, например, притчи (Мк. 4) и миссионерские наставления (Мк. 6), считается подтверждением того, что Евангелие было предназначено для катехизических, целей. Такое расположение облегчило бы запоминание материала. 1 Существует также теория, что Марк преследовал литургическую цель, и материал Евангелия был расположен по образцу еврейских лекционариев, принятому христианской общиной. Последовательность повествовательного материала, по этой теории, отражает в основном праздники еврейского календаря. Если эта теория правильна, то Марк должен был обладать исключительным литературным талантом. Но Евангелие не создает впечатления литургического расположения материала, и эта теория не нашла много сторонников. Более того, так как Евангелие от Марка почти не употреблялось в раннехристианской практике, трудно объяснить, почему оно могло использоваться в литургических целях.

Другая гипотеза такого же рода предполагает, что Евангелие предназначалось для чтения во время Великого поста в Риме. Она основывается на том, что Марка якобы особенно интересовало крещение в связи с ученичеством; что некоторые отрывки связаны непосредственно с крещением (1.4 и далее; 10.38); что Евангелие от Марка является драмой, призывающей христиан следовать Христу вплоть до смерти; и что в прологе говорится о крещении Иоанна, а в эпилоге — о крещении после Великого поста. Согласно другой гипотезе Евангелие основано на стихах о четырех ночах, которые связывались с Пасхой. Еще более сомнительная гипотеза предполагает, что эпизод в Гефсимании и Малый апокалипсис (Мк. 13) указывает на Великий пост. Явная слабость этой теории в том, что мы почти ничего не знаем о литургической практике первохристиан.

Было выдвинуто предположение, что Евангелие от Марка является апологией против других взглядов. Такого рода теория имела несколько форм. Одна из них основывается на социально-историческом подходе, который считает книгу Марка призывом к читателям держаться до конца, предполагая, что общину составляла группа странствующих харизматов апокалиптического направления.

Существует гипотеза, что призыв Марка следовать за Христом является ключом к пониманию цели его Евангелия. Эта гипотеза предполагает, что Марк считает учеников выразителями богословия славы, связанного с эллинистической идеей божественного человека; что в Мк. 1-8 Иисус Христос предстает как торжествующий чудотворец, а в остальной части Евангелия — как Страдающий раб; что Марк выступал против двенадцати апостолов, потому что боролся с их неправильной христологией. Но такого рода теория была подвергнута сильной критике.

Гипотеза, что Марк преследовал доктринальную цель, основывается на предположении, что основой понимания Евангелия многими христианами была идея божественного человека, находившаяся под влиянием эллинистической литературы того времени. Но некоторые противники идеи об ученичестве и о божественном человеке, тем не менее, признают, что существовало два соперничающих учения о Христе, одно представляло собой христологию власти, другое — христологию страдания, и что Марк хотел разрешить между ними конфликт.

Несколько иная гипотеза предполагает, что Марк дает противоядие против докетических тенденций. Считается, что во время написания Марком Евангелия существовало три различных взгляда на Иисуса Христа. Еврейских христиан интересовали главным образом слова Иисуса Христа. Церкви апостола Павла подчеркивали Крест и Воскресение, и их не интересовала земная жизнь Иисуса Христа. Эллинистические общины, по-видимому, сирийские, больше привлекал культ богочеловека, и поэтому они с такой точки зрения рассматривали Иисуса Христа. Однако ошибочно думать, что еврейских христиан, как и Церкви Павла, не интересовала земная жизнь Иисуса Христа. Теория богочеловека не дает позитивных данных считать это основой Евангелия от Марка. Тем не менее, надо признать, что Марк, показывая историчность Иисуса Христа, не делает это в ущерб Его Божественности. Евангелие от Марка могло быть противоядием для полностью отрицавших человеческую природу Иисуса Христа, но едва ли оно преследовало такую цель.

Согласно еще одной теории, Марк хотел реформировать Церковь того времени. Согласно представителю этого направления, автор не считал фарисеев главными врагами Иисуса Христа. Когда Господь критикует их, Он фактически критикует иерусалимских церковных вождей. Марк обвиняет Церковь в отсутствии миссионерской цели, показывая энергичную и активную деятельность Иисуса Христа. И повествование о Страстях, по этой теории, было не центральным, а дополнительным, заслонившим первоначальную цель. Марка интересует христология не как учение о личности Христа, а только в смысле принятия страданий ради Христа.

Если считать, что цель Марка была пастырской, то это не исключает возможности, что он хотел исправить какие-то заблуждения в общине, так как борьба с заблуждением всегда связана с пастырской деятельностью. Поэтому многие ученые придают особое значение пастырской цели Марка. А это значит, что основная цель была направлена на Церковь, а не вне ее. Считается, что учение Иисуса Христа предназначалось как апостолам, так и народу. Основной акцент ставится на ученичестве. В Евангелии учение дается не только для Двенадцати, которые описываются не в очень благоприятном свете, но также и для всех учеников вообще. Поэтому оно рассматривается как серьезный призыв к жизни следования за Иисусом Христом, которое означает принятие Его Креста в гонениях и следование за Ним даже в Страстях. Мы можем допустить, что Марк преследовал пастырскую цель в своем выборе и изложении предании об Иисусе Христе, но сама по себе эта цель не является достаточным мотивом для составления Евангелия. Тем не менее ее нельзя полностью отрицать. Самым верным будет считать, что у Марка было несколько целей при написании Евангелия.

2). Евангелие от Иоанна: структура, единство Евангелия. Проблемы источников. Пролог и его связь с основной частью. Что касается структуры Евангелия, оно, в отличие от синоптических, имеет введение. Пролог имеет особое значение из-за его богословского характера и важности, которую он придает делам Иоанна Крестителя. Мнения по поводу того, в какой степени Пролог является составной частью Евангелия, очень разноречивы. Одни ученые считают, что Пролог надо рассматривать как отдельную часть Евангелия, как если бы автор ввел повествование б воплощении Христа в эллинистической терминологии с целью привлечь внимание своих современников. Другие же считают, что автор включил гимн Логосу и старался сделать его целью всего Евангелия в целом. Но можно также предположить, что главной целью Пролога было подготовить читателей к историческому описанию жизни и учения Иисуса Христа.

Изучение всего евангельского материала показывает, насколько трудно определить метод, которым автор пользовался при расположении своего материала. Структура Евангелия свободная, Исследователи предлагают различные системы деления материала в Евангелии. Одни связывают 1.19-51 с Прологом и считают темой этого отрывка свидетельство, которое постепенно подготавливает читателя к тому, что называют книгой знамений (2-12). Эта книга содержит семь эпизодов и заключение. Каждый эпизод состоит из повествования и поучения, связанных одной главной темой. Хотя все эпизоды построены по разным образцам, исследователи считают, что они расположены так, что имеют между собой связь. Каждому эпизоду дается определенное название: новое начало (2.1 — 4.42); животворящее Слово (4.46 — 5.47); Хлеб жизни (6); свет и жизнь: откровение и отвержение (7-8); суд светом (9.1 — 10.21; 10.22-39); победа жизни над смертью (11.1-53); жизнь через смерть: значение Распятия (12.1-36). После этой книги знамений следует книга Страстей Господних (13-21).

Другие ученые считают, что структура Евангелия еще более свободная. Они разделяют основной материал Евангелия на две части: служение в Галилее, Иерусалиме и Самарии (1.19 — 4.6) и служение только в Иерусалиме (5.7 — 12,50). Третьи разделяют всю книгу на две основные части: откровение славы перед миром (2-12) и откровение славы перед Церковью (13-20).

Еще одно деление Евангелия от Иоанна: Пролог (1.1-18). Первый отдел: Свидетельство о Христе Иоанна Крестителя до первого проявления величия Христа (1.19 — 2.11). Второй отдел: Начало общественного служения Христа (2.12 — 4.54). Третий отдел: Иисус жизнодавец в борьбе с иудейством (5.1 — 11.57). Четвертый отдел: Из последней недели перед Пасхой (12 гл.). Пятый отдел:

Иисус Христос в кругу Своих учеников накануне Своих страданий (13-17 гл.). Шестой отдел: прославление Иисуса Христа через смерть и Воскресение (18 — 20 гл.). Эпилог (21 гл.).

Несмотря на то, что четвертое Евангелие создает впечатление целостности, многие ученые находят в нем перестановку материала. В некоторых случаях связь между рядом стоящими разделами столь слабая, что это привело к появлению гипотезы механической перестановки оригинального материала в ходе устной передачи. Основным возражением против такой гипотезы является существование множества различных теорий, что в значительной мере ослабляет достоверность всей идеи в целом. Такого рода теория основывается на слишком многих сомнительных предположениях, чтобы с ней можно было согласиться, а дошедший до нас текст Евангелия совершенно понятен.