Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпора по психопатологии.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
1.39 Mб
Скачать
  1. Искажение восприятия.

Психосенсорные расстройства.Метаморфопсии проявляются в нарушении восприятия перспективы (предметы приближаются, удаляются, смещаются со своего места), в увеличении числа предметов, в искажении их формы (удлинении, укорочении, искривлении, перекручивании, скашивании, расширении) и изменении размеров (неестественном увеличении, уменьшении).

Оптиковестибулярные расстройства — это такие нарушения, при которых кажется, что стены валятся, качаются, наклоняются, пол проваливается, поднимается, вибрирует, под больным двигает­ся, приподнимается кровать.

Расстройства «схемы тела» — искаженное восприятие собст­венного тела:

  1. расстройства восприятия формы, величины и положения частей тела в пространстве: увеличивается или уменьшается все тело, язык, уши, голова, руки, ноги; масса тела или отдельные ее части воспринимаются необычно тяжелыми (голова, тяжелая, как слиток свинца, проваливается сквозь тело) или крайне легкой (больной боится, что, будучи легким, как лист, он может быть унесен сквозняком);

  1. распад тела на части (восприятие своего тела и конечно­стей отдельно друг от друга);

  1. ощущение ложных конечностей (третьей ноги), чувства двой­ника (восприятие рядом с собой в кровати своего другого «Я»);

  2. невосприятие собственного дефекта — например, при уда­ленной конечности.

Расстройства схемы тела и метаморфопсии у детей обычно на­блюдаются после 6—7 лет при органических пораженияголовного мозга

Галлюцинации - ошибочные восприятия отсутствующих в ре­альности предметов и явлений, в существовании которых больной убежден (мнимовосприятие, восприятие без объекта). Галлюцина­ции систематизируются по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, общего чувства (висцераль­ные, мышечные). Вне зависимости от их отношения к тому или иному из органов чувств их делят также на истинные и псевдогал­люцинации.

Истинные галлюцинации проецируются вовне, обладают чувст­венной живостью, субъективно воспринимаются как нечто чуждое личности и не поддающееся контролю.

Псевдогаллюцинации лишены конкретности, чаще проецируют­ся во внутреннее пространство больного (в голову, тело и т. д.), возникают помимо воли больного, не признаются им объективной реальностью, осознаются как нечто аномальное, отличное от об­разов воспоминаний и фантазий. Обычно сопровождаются ощуще­нием их сделанности с помощью воздействий извне: «Голоса пере­дают, заставляют вспоминать, вызывают образы, делают сновиде­ния и т. д.».

Галлюцинации не осознаются как принадлежащие личности и потому относятся к психотическим симптомам. У психически здо­ровых встречаются редко и при обстоятельствах, способствующих их появлению: просоночных состояниях (при пробуждении), силь­ном аффекте, голодании, переутомлении и т. д.

Элементарные галлюцинации — в форме отдельных звуков или беспредметных образов: стуки, звон, искры, линии, круги.

Сложные галлюцинации — разговоры, образы людей, живот­ных. Сценические галлюцинации - тематические, сюжетно взаимосвязанные картины и эпизоды развивающихся событий.

Типнагогигеские галлюцинации возникают перед засыпанием при закрытых глазах.

Слуховые галлюцинации у взрослых встречаются чаще, а в дет­ском возрасте - реже зрительных. Они имеют большое значение для содержания сознания, развития бреда, нарушения трудоспо­собности и поведения. Галлюцинации императивные могут быть опасными для окружающих и для больного, они приказыва­ют совершить те или иные поступки: убить себя, напасть на дру­гого, убежать, не разговаривать, не есть, не подчиняться врачу или родным, прекратить активность и т. д. Галлюцинации ком­ментирующие обсуждают поступки и высказывания больного оценивают то, что он говорит и делает. Голоса могут быть эпизо­дическими или постоянными, громкими или тихими, ласковыми или неприятными. Если с больным нет контакта, то слуховые гал­люцинации обнаруживаются по тому, как он затыкает уши, прячет голову под подушку, прислушивается, т. е. по объективным при­знакам. Чаще всего слуховые галлюцинации наблюдаются на фоне непомраченного сознания при шизофрении, алкогольном галлю­цинозе, последствиях органического (травматического, постэнце-фалитического) поражения мозга.

Слуховые галлюцинации возникают перед припадками.

Зрительные галлюцинации бывают у взрослых реже, чем слухо­вые, тогда как у детей они встречаются чаще. Они могут быть од­нообразными: в виде повторно появляющейся фигуры, пятна, бли­ка (например, при эпилепсии) — или разнообразными, красочны­ми и очень подвижными. Галлюцинации возможны и при слепоте, если поражены первичные поля зрительного восприятия, но функ­ционируют вторичные. Зрительные галлюцинации обычно возни­кают в структуре расстроенного сознания при острых токсических (белая горячка), инфекционных (гриппозных, коревых), сомато­генных (при почечной недостаточности) и психогенных (истери­ческих) психозах.

Тактильные (осязательные) галлюцинации ощущаются как бо­лезненное прохождение тока, неприятное ползание живых существ (насекомых, червей, мелких животных, змей) или раздражающее прикосновение каких-то неживых объектов (стекло, металл, песок, жидкость) на поверхности кожи, под кожей. При этом не только взрослые, но и дети довольно точно описывают жучков, гусениц, указывая их размеры. Разновидность этих галлюцинаций - ощу­щение холода, тепла, жара, влажности на поверхности тела. Так­тильные галлюцинации бывают при белой горячке, шизофрении и при кокаинизме.

Обонятельные галлюцинации ощущаются в форме реально от­сутствующих запахов: неприятных, резких (запах гнили, мочи, го­релого), тяжело воспринимаемых больными, или реже приятных (запах цветов, духов). Эти галлюцинации встречаются как при острых, так и при хронических психозах.

Вкусовые галлюцинации — ощущение во рту непривычного и иногда неприятного вкуса (горького, кислого, соленого) в отсутст­вие пищи или жидкости. Обычно сочетание вкусовых и обоня­тельных галлюцинаций.

Возрастные особенности. При психических расстройствах у де­тей, особенно дошкольников и младших школьников, преоблада­ют зрительные галлюцинации. Это хорошо видно на примере ши­зофрении, при которой у взрослых наиболее часто встречаются слуховые. Наряду со зрительными наблюдаются тактильные, слу­ховые и значительно реже обонятельные, вкусовые. Чаще всего галлюцинации, отличающиеся динамичностью, яркостью и образ­ностью, наблюдаются' на фоне помраченного сознания при токси­ческих и инфекционных поражениях головного мозга. Обычно это животные, насекомые или герои мультфильмов, сказочные персо­нажи, страшные существа, которых ребенок боится, бежит, пря­чется, просит помощи и защиты у близких. Могут быть также го­лоса, зовущие ребенка или — реже — пугающие его. При шизофре­нии слуховые галлюцинации обычно элементарны (в виде одиночных стуков, окликов). При энцефалитах могут наблюдаться все виды обманов чувств. Иногда они единичны, но чаще множе­ственны. У подростков при острой шизофрении преобладают зри­тельные галлюцинации, хотя имеются и другие виды обманов чувств. Все они очень ярки, отчетливы, реальны для больного и нередко неприятны и страшны (фантастические животные разного размера, толпы карликов и уродов, бесчисленные насекомые). Псевдогаллюцинации наблюдаются при психических расстройст­вах и у детей, и у подростков. У неустойчивых, впечатлительных и внушаемых детей могут возникнуть и при отсутствии психоза, на­пример при засыпании или серьезном утомлении. При психозах у детей во время онейроидного состояния появляются сцены из жизни римлян, оргии пиратов, сражения мушкетеров, картины из сказок, эпизоды из фантастических романов. Больной переживает события так, как будто он участник происходящего, хотя при этом и остается неподвижным. О его переживаниях можно судить по пристальному взгляду, по мимике страха, восторга или огорчения. Разграничение псевдогаллюцинаций и галлюцинаций необходимо для диагностики. Первые, как правило,— показатель длительного и нередко неблагоприятного течения, вторые встречаются при острых кратковременных психозах. Однако распознавание псевдо­галлюцинаций и галлюцинаций у детей - трудная задача. Помога­ет то, что последние возникают на фоне более ярких аффектов и сопровождаются значительной активностью, отображающей их со­держание. Галлюцинирующий ребенок мимикой, жестами, поступ­ками и в целом всем своим поведением отображает содержание переживаемого.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]