Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
итоговая шпора по нем лит.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
422.4 Кб
Скачать

25. Историческая дилогия г. Манна о короле Генрихе IV.

Сближение писателя с идеями социализма, переход его на позиции революционного демократизма оказали благотворное влияние на его художественное творчество. Свидетельство этого — историческая дилогия Г.Манна о Генрихе IV — «Юность короля Генриха IV» (1935) и «Зрелость короля Генриха IV» (1938).

В этих романах писателю впервые удалось создать образ героя-борца, идущего к осуществлению великих идеалов. Как замечал сам автор в своем обращении к советским читателям, его герой из числа тех, «которые защищают свои цели на коне, с мечом в руке. Никакое сопротивление, никакие разочарования не способны сломить его».

Действие романа происходит в одну из драматических эпох французской истории, в период невероятно жестоких, кровавых религиозных войн католиков и гугенотов в XVI в. Обращение к исторической тематике не означало ухода от острых проблем современности. Глубоко прав был А. Цвейг, писавший по поводу выхода дилогии: «Когда Г. Манн писал эту книгу, он видел современность и дальше сквозь нее — конец схватки, которая еще продолжается. С огромным талантом, к тому же на великолепном немецком языке рассказывая об эпохе XVI века и только о ней, он обращается к эпохе XX века, в ко­торой мы живем, и на нее воздействует».

Писатель с большой правдивостью и разносторонне вос­производит Францию XVI в., показывая жизнь различных слоев общества того времени. Он не модернизирует прошлое. Перед читателем воочию встает мрачная, кровавая эпоха дворцовых заговоров, интриг, убийств, социальных потрясений.

В особом положении находится образ главного героя — Генриха IV. При создании его Г. Манн следовал не столько историческим данным, сколько народным легендам, дававшим несколько идеализированное истолкование Генриха IV как «народного короля». Писатель не создавал исторического иссле­дования о Генрихе IV, поэтому образ, нарисованный им, далеко не во всем походил на своего реального, исторического прото­типа. Своим образом автор во многом отвечал на проблемы современности, в частности, на вопрос о том, каким должен быть настоящий государственный деятель. В годы господства гитле­ровцев этот вопрос имел самое актуальное значение.

Г. Манн прослеживает историю жизни Генриха, начиная с детства и кончая его гибелью, при этом он уделяет особое внимание его взаимоотношению с народом. Герой растет в про­винции в близком общении с простыми людьми. Он видит много зла, насилия, несправедливости. Жертвой царящего обществен­ного зла стала и его мать, отравленная фактической правитель­ницей Франции Марией Медичи. Много несправедливости было совершено по отношению к гугенотам, веры которых он придер­живался. Генрих не сразу приходит к пониманию жизни, его гуманистические взгляды выстраданы им. Лишь со временем его личные невзгоды отходят на задний план, главным стано­вится благо государства, народа, измученного и разоренного религиозными войнами.

Став прогрессивным государственным деятелем, Генрих IV с оружием в руках борется за создание единого централизован­ного государства, искореняя феодальные усобицы и распри.

У короля много врагов, он сражается с ними в открытом бою и распутывает нити заговоров. Больше всего он опасается того, что рука тайного убийцы помешает ему довести до конца дело умиротворения Франции, создания сильного централизо­ванного государства.

Генрих IV — не схематичный образ идеального героя. Он живой человек, не лишенный слабостей. Обстоятельства вы­нуждают его лукавить, лицемерить. Автор не оправдывает его чрезмерного увлечения плотскими соблазнами.

Народ в дилогии изображен писателем носителем здоровых начал нации. Он — первооснова жизни. Долг истинного прави­теля— содействовать благу народа, быть строгим, но заботли­вым отцом, а не тираном. Генрих IV не забывает слов, сказан­ных его другом, гуманистом Агриппой д'Обинье: «Ты, принц, являешься только тем, чем тебя сделал наш добрый народ... Горе тебе, если ты станешь тираном».

Но горячее сочувствие народу не имеет ничего общего со слащавым, идиллическим изображением его представителей.

Однако подчеркивая решающее значение народного начала, писатель не смог до конца воплотить эту идею в художествен­ных образах. Представители народа изображены не сами по себе, а лишь исходя из того, какую роль они играли в жизни Генриха IV, в формировании его характера, взглядов. В романе нет образов простых людей, которые играли бы общественно активную роль.

Наряду с образом Генриха IV в романе выведено много других персонажей, исторических и вымышленных, выходцев из самых различных слоев общества. Они живые, полнокровные характеры.

Стремление к реалистическому воссозданию эпохи прояв­ляется и в языке романа; некоторые страницы его стилизованы в духе французских исторических хроник.

Каждая из глав первого романа дилогии заканчивается кратким поучением на французском языке, которое содержит или нравственные сентенции, или объективную оценку проис­ходящего, поступков героев.

Как правило, в дилогии нет прямого обращения автора к своим читателям, нет прямого сопоставления прошлого и настоящего. Однако некоторые сцены написаны таким образом, что напоминают о злободневных явлениях современности. Лишь последние заключительные страницы дилогии написаны в форме обращения Генриха IV к своим потомкам, являющимся, по его словам, продолжателями его дела.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]