Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы какие-то.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
718.34 Кб
Скачать

40. Феноменологическая социология о сущности социального взаимодействия и социального порядка (По Шюцу, Бергеру и Лукману).

Щюц

Противопоставление позитивизма феноменологии (понимающей социологии). Позитивисты полагают что фен. школа понимает понимание как интерпретацию. Нет! Позит – точное знание. Понимающая – понять смысл социального, действия. Поведенчиская социология. Понять, но не каждую голову в отдельности, у нас есть типы. Понимание – НЕ в интерпритаци (постановка себя на место исследуемого).

Понимаюзщая соц-я – общество очень специфично, не стоит брать методы других наук, необходимы свои. Например социальное действие – сопоставить с идеалом. Причина проблемной ситуации общественных наук – была 1 теория-догма, у методологов не было выбора, а те, кто всё же выберал – с трудом обобщали.

Принципы феноменологии по Ш.:

1. основная задача общественных наук – понять социальную реальность. Социальная реальность – вся совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как обыденного опыта. Важна социальная реальность, сознание людей.

Интерсубъективный мир – общий, всем потенциально данный, но у всех свой.

2. Есть интерсубъективный мир, предме – не описан, он как проблема, как он существует, как мы понимаем друг друга, ведь он у всех свой. Каковы наши личные методы связей? Выводв делаются на основе предыдущего опыта.

Бергер и Т. Лукман о социальном конструировании реальности

Проблемы социологии знания

Бергер и Лукман поставили следующий вопрос: Каким образом знание, которое вырабатывает, опосредует и сохраняет общества, является для любого человека несомненной “действительностью”? Каким образом существует так называемое обыденное знание? Ответом на этот вопрос является тезис о “социальном конструировании реальности”.

Реальность мира повседневности

Реальность мирра повседневности мира объективируется еще до того, как человек появляется на свет. Язык повседневной жизни устанавливает порядок, в котором объективируется смысл и повседневный мир является осмысленным.

«Реальность повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер. Она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Я знаю, что она реальна. Хотя у меня и могут возникнуть сомнения в ее реальности, я должен воздержаться от них, поскольку живу в повседневной жизни согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчиво, что, для того, чтобы воздержаться от него, как мне хотелось бы, скажем, в процессе теоретического или религиозного размышления, я должен совершить резкий скачок. Мир повседневной жизни декларирует себя, и если я хочу бросить вызов этой декларации, то должен приложить немало усилий.»3[1]

Реальность повседневного мира является принудительно современной. Она представляет собой действительность, в которой все упорядочено. До тех пор, пока рутина повседневной жизни не нарушена, она воспринимается как беспроблемная.

Общество как объективная реальность

Институционализация

Каждое часто повторяющееся действие становится моделью поведения. Бергер и Лукман называли это явление возникновением привычки. “Институционализация имеет место, поскольку привычные действия взаимно типизируются типичными деятелями”. Институты осуществляют контроль над действиями людей. Институционализация делает человеческие действия взаимно предусматриваемыми. Происходит психическая разгрузка. Рутина облегчает совместную жизнь людей. В повседневной жизни люди полагаются на институционализированный мир. Влияние институтов основывается на их общественном признании в качестве “непрерывного” решения “непрерывных проблем”.

Легитимация

Институционализация социального мира обнаруживается только когда не все члены общества обладают одинаковым социальным опытом. Общество постоянно находится в такой ситуации, так как в нем происходит смена поколений. Поэтому каждое общество вырабатывает способы легитимации социальной реальности. Бергер и Лукман выделяют 4 уровня легитимации социальной реальности.

Первичное знание

Ссылки на очевидность, на “то, что известно всем” о социальном мире - это совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования, мифы и тому подобное...”

Теоретические постулаты в рудиментарной форме

Прагматичные схемы конкретных действий: пословицы, нравственные императивы, народная мудрость, сказки, легенды, часто передаваемые в поэтической форме.

Явные теории легитимации

Относятся к “институциональным секторам” социального действия и представляют собой “дифференцированную систему знания”. Из разработка часто поручается “специальному персоналу, который передает их с помощью формализованных структур посвящения”.

Символические универсумы смысла

Упорядочивает социальную реальность, интегрирует все ее части. Например: «социальная рыночная экономика», «реально существующий социализм», “христианская западноевропейская культура”, «гражданское общество». Модные обоснования в форме “постсовременности” или “рациональности”, которые выступают с претензией на всеобъемлющее объяснение всего и вся.

Социальный порядок

Социальный порядок возникает путем институционализации способов поведения. Он обусловлен передачей обязательных знаний в процессе социализации, которые закрепляются повседневными социальными взаимодействиями.