Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БУСОВ С.В. ЛЕКЦИИ Человек и Общество. 2012.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
521.73 Кб
Скачать

3.6. Человек и общество

Общие проблемы: Антропо- и социогенез. Механизм социальной эволюции. Влияние общества на индивида. Влияние индивида на общество. Социальная иерархия и стратификация. Проблема социализации. Роль социальных институтов в формировании человека. Индивидуализм и коллективизм. Роль великой исторической личности. Открытое и закрытое общество и судьба индивида. Тоталитаризм, культ личности. Культ массового человека. Общество потребления и индивидуальность. Проблема бездуховности.

Человек, согласно К.Марксу, ведет себя в соответствии с потребностями и интересами, которые формируются в зависимости от разнообразных условий его жизни. Важно то, что каждый из нас, приходя в этот мир, встречает структуру общественных отношений уже готовой и вынужден приноравливаться к ней, подчиняться ей, усваивать ее как единственно возможную, не предполагая, что общественное бытие, как и сами люди, его составляющие, как и мысли их, способно изменяться под воздействием самих же людей, повинуясь определенным историческим закономерностям.

Однако при всех новаторских интенциях в анализе сущности человека и общества в марксизме, как и в немецкой классической философии, довлело представление о «железной» логике истории, которой подчиняется субъект, какие бы желания и помыслы им ни владели.

В классическом эволюционизме наиболее продуктивна гипотеза Чарльза Дарвина (1809-1882)

о естественном отборе как механизме эволюции.

Человек – продукт эволюции и естественного отбора с его знаменитой «триадой»: изменчивость – наследственность – отбор.

Последарвиновский этап эволюционной теории начался с исследований проблем биологической наследственности. Ген способен измениться, в частности, превратиться в другой ген, — следовательно, организмы приобретают новые наследственные признаки. Таким образом существуют, как минимум, две основные причины эволюции органического мира: мутация и отбор.

С эволюцией человека и общества все происходило сходным образом. Они унаследовали основные естественные механизмы эволюции и развивались как органические системы с присущими им свойствами обмена, изменчивости и целостности (начало и конец жизни органически связаны).

ОБМЕН (МЕТАБОЛИЗМ) – способность системы использовать для воспроизводства свободную энергию и вещество называется метаболизмом. Кстати, необходимость поддержания системой состояния далекого от равновесия за счет компенсации производимой энтропии была осознана Э.Шредингером одним из первых.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ (МУТАБИЛЬНОСТЬ) – ограниченная точность воспроизводства состояний системы и ее целостности в виду «теплового шума» (энтропии). Так, действие шума заметно, когда копирование идет быстро. Быстрота и шум находятся в зависимости (корреляции). Ошибки копирования – источник новой информации. Для темпа мутаций существует пороговое значение, при котором скорость эволюции максимальна, но которое не может быть превышено без риска – потери всей информации, накопленной в ходе эволюции.

КОНЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ (СМЕРТЬ) – элиминация организмов и видов (людей и культур).

Продуктивной становится идея ноосферы Вернадского, которая заключается в наличии определенной связи (корреляции) общего процесса эволюции материального мира с частным процессом социо- и антропогенеза, высшей формой которого выступает ноосфера. Эволюция Вселенной имеет направленный характер, связанный с процессом усложнения форм организации материи, а ноосфера – неизбежный этап эволюции человечества, Земли и космоса.

Эту идею сам В.И.Вернадский выразил через совокупность зафиксированных наукой и философией следующих фактов: человек, как и все живые организмы, есть определенная функ­ция биосферы, в определенном ее пространстве-времени. Потенциальная возможность захвата одним видом всей поверхности планеты путем размножения одним видом присуща всем организмам, а для человека это начинает проявляться в наше время. Энергия, доступная человечеству, не есть величина безграничная, так как она определяется размерами биосферы. Этим определяется и предел культурной биогеохимической энергии. Эволюция ноосферы имеет взрывной характер (убыстрение темпов эволюции).

«Коэволюция» означает такое поведение человека, которое имело своим результатом не деградацию биосферы, а ее разви­тие, т. е. усложнение самой системы за счет роста числа ее элементов, развития связей и разнообра­зия организационных форм существования живого вещества.

Отношение между человеком и обществом вплетено во взаимоотношения общества и природы и может быть выражено только эволюционно. Однако концепция универсального эволюционизма и теория ноосферы оказываются не в состоянии объяснить антропо- и социогенез. Причиной этого является то, что они ограничиваются по­нятием отбора в качестве фундаментальной «движущей силы» развития, тогда как следует обобщить и поднять обычное понятие отбора до понятия суперотбора, который, собственно, воплощен в механизме социального отбора. Социальный отбор – внутренний механизм и сущность самоорганизации социума. Чем отличается отбор от суперотбора, явленного в виде социального отбора? Тем, что в механизме последнего присутствует свободная воля человека, наделенного разумом. Потому отбор усложняется выбором, осуществляемым человеком, а сам отбор становится суперотбором. Выбор детерминирован двояко: действием социального отбора (реальность общественного бытия) и действием воли субъекта (реальность субъективного, личностного бытия), которые всегда в конфликте. Итак,

с одной стороны, существует объективный закон – социальный отбор, а с другой – субъективный закон – воля человека.

Соотношение этих законов приводит к конфликтам, к хаосу в обществе. Хаос путем самоорганизации сменяется новым порядком. Череда хаоса и порядка в развитии общества говорит о том, что система «человек и общество» – открытая, обменивающаяся с природой веществом, энергией и информацией. Таким системам присущи «потребности», определяющие каналы обмена (метаболизма). Именно потребности обозначают нужду или недостаток в чем-либо для нормальной жизнедеятельности. Следовательно,

потребность фокусирует в себе зависимость человека от среды и необходимость приспособиться к ней, как животное или как существо, способное изменить среду под свои потребности.

Удовлетворение потребностей требует соответствующих способностей, делающих каналы обмена оптимальными. Способность свободно пользоваться набором возможностей – одна из главных в арсенале человека. Отношения системы со средой, как и отношения потребностей и способностей, могут исследоваться лишь в аспекте нелинейных связей (их неоднозначности, диспропорциональности и реактивности62). Отсюда проистекают: 1. многовариантность эволюции системы «человек-общество», 2. наличие выбора из альтернативных путей, 3. определенного темпа ее эволюции, а также 4. необратимость развития.

Синергетическая парадигма позволяет увидеть, что свобода индивида наиболее отчетливо проявляется лишь в зоне социальных бифуркаций, в условиях количественных переходов за границы меры и возникновения новых качеств внутри социума. Бифуркационный взрыв можно интерпретировать как качественный скачок. Свобода предполагает выбор в точке бифуркации одного из множества возможных путей развития общества.

Общественное воспроизводство следует представить в качестве диссипативной структуры, которая претерпевает множество бифур­каций, как бы «балансируя» (В.П.Бранский) между простыми и странными аттракторами63. Ограничение свободы на микроуровне общества (на уровне индивидов) дает стабильное разнообразие на его макроуровне (группы, организации). С одной стороны, стремление к простому аттрактору (иерархизация, вертикаль власти, управления, ограничивающая свободу микроуровня) приводит к производству нового. Однако превышение уровня меры производства новизны на микроуровне социума (в результате свободы творчества, хаотизации деятельности), в конце концов, с неизбежностью вызовет распад его устойчивой макроструктуры.

С проблемой самоорганизации общества через хаотизацию тесно смыкается проблема соотношения смысла индивидуальной жизни и смысла истории человечества. Обнаруживается бессодержательность и бессмысленность индивидуальной свободы вне общечеловеческого исторического процесса. Человек, реально не влияющий на собственное будущее и будущее социума, не имеющий необходимой для этого свободы, теряет смысл жизни, который воплощен в его индивидуальной исторической миссии, в создании неповторимости своей судьбы.

Сквозь синергетическую парадигму можно рассмотреть все выше заявленные проблемы: Социальная иерархия и стратификация. Проблема социализации. Роль социальных институтов в формировании человека. Индивидуализм и коллективизм. Роль великой исторической личности. Открытое и закрытое общество и судьба индивида. Тоталитаризм, культ личности. Культ массового человека. Общество потребления и индивидуальность. Проблема бездуховности.