Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эми Миндел_Психотерапия, как духовная практика.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
707.58 Кб
Скачать

Часть 3. Становление

ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ

13. Изучение метанавыков

Когда вы используете метанавыки и привносите свои сиюминутные чувства и состояния в повседневную жизнь и работу, вы становитесь духовным учителем, который моделирует способность жить собственными глубочайшими верованиями и убеждениями во всем, что бы вы ни совершали.

Может ли человек научиться быть духовным учителем? Это зависит от того, научится ли он следовать за непрерывным потоком своих чувств. Хотя описанные во втором разделе метанавыки желательны для терапевта, как впрочем и для каждого из нас в частной жизни, на деле же, за редким исключением, мало кто проявляет гибкость или отстраненность. Мы бы хотели быть даосами, однако ловим себя на том, что цепко держимся за каждую мысль или идентичность, появившуюся в поле нашего зрения. Некоторые люди уже давно развивают в себе духовное мастерство, в то время как другие только начинают это делать.

Что же представляет собой процесс обучения? Для начала давайте посмотрим, в чем заключается процесс обучения практикующих терапевтов.

Дилемма новичка: гора — не просто гора

Дорога к знаниям не усыпана лепестками роз, скорее она напоминает крутую горную тропу, которая бросает тебе вызов и таит за поворотом неожиданные спуски и подъемы, но вместе с тем дарует минуты удивительного просветления и восторга. Китайский учитель Дзэн как-то сказал:

"Для человека, не знакомого с учением Дзэн, горы — это просто горы, а реки — просто реки; но если к постижению истины Дзэн его ведет хороший учитель, то он увидит, что горы перестали быть просто горами, а реки — просто реками; и только после того, как он обретет полный покой и умиротворение, горы станут опять просто горами, а реки — просто реками"1.

Не знаю сколько раз я задумывалась над этой фразой за последние годы. Эти слова имели непосредственное отношение к моему собственному профессиональному развитию.

Какой смысл был заложен в этих любопытных словах? Пока я не начала учиться, жизнь казалась мне очень простой. Люди были просто людьми. С проблемами или без. А горы были всего лишь горами.

Несколько лет назад, когда я начала практиковать как терапевт, мой взгляд на людей совершенно изменился. Обычный человек превратился в конгломерат частей и процессов, которые я едва могла расшифровать. Жизнь усложнялась с каждым днем. Мой список теорий и приемов все удлинялся. Были качества, которые я только надеялась обрести, а также те, которые портили мне всю работу. Мне казалось, что я никогда не смогу одолеть даже сотой доли тех знаний, навыков и чувств, которые необходимы, когда имеешь дело с разнообразнейшими человеческими переживаниями. Я была в полном восторге и в то же время совершенно растеряна!

Я замечала, что старание работать с людьми вдруг становится важнее, чем сами люди! Арни так описывает начинающего терапевта:

"Новичок в процессуальной работе обычно сталкивается с двумя основными проблемами. Во-первых, он чувствует ответственность за все происходящее и пытается выступать в роли творца. Затем он "давит": пытается рекомендовать новые идеи и способы, чтобы подтолкнуть развитие процесса. Или же, когда все-таки долгожданное событие происходит, он теряет терпение и не дает ему никакого шанса раскрыться. Если он игнорирует настойчивые сигналы, он не научится у самих событий, что и как надо усиливать. В этом случае он компенсирует недостаток наблюдательности и терпения применением стандартных процедур, которые не всегда приспособишь к индивидуальной ситуации. Поэтому его работа становится беспорядочной и изнурительной. В любом случае этот новичок страдает от ощущения своей огромной важности"1.

Другими словами, многие обучающиеся терапии, кажется, не могут следовать за состяниями, которые возникают в их душе, и вместо этого используют техники, пытаясь искусственно "произвести" событие.

Итак, сейчас мы находимся как раз на той стадии, когда горы все больше и больше напоминают лабиринт, и очень трудно найти дорогу! Что нам делать теперь?

Может, было бы лучше не ввязываться во все это? Между тем, работа многих начинающих терапевтов превосходна именно благодаря этому дилетантскому подходу. Для них горы — это горы. Некоторые люди от природы наделены способностью облегчать страдания других, и неловко учить их из-за страха потерять этот дар. У них уже есть все необходимые навыки, чтобы стать целителем.

Однако, если мы вернемся к нашему первоначальному определению психотерапии как комбинации метанавыков и приемов, то поймем, что для их развития нам необходимы знания. Как и в любой художественной дисциплине, сначала нужно научиться техническим приемам своей профессии и одновременно развиваться и преображаться самим.

Из чего должно состоять это обучение? Я не знаю точно. На всякий случай, давайте рассмотрим сначала, что же удерживает нас от этого шага.