Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эми Миндел_Психотерапия, как духовная практика.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
707.58 Кб
Скачать

Медитация в движении тела

В искусстве боевых единоборств мы находим дополняющие друг друга состояния: гибкость и спокойствие. Основатель айкидо Уэшиба говорит:

"В гибкости движений айкидо всегда ощущается присутствие жесткого ядра. Каждое движение руки и ноги сбалансировано, они плавно скользят, как в танце, поскольку движение всего тела — ничто иное, как спокойное движение этого ядра. Я убежден, что отправная точка айкидо — это осознание сильного, жесткого ядра"1.

Комбинация гибкости и спокойствия проявляется во многих традициях. Однажды мы уже упоминали состояние “контролируемой глупости” дона Хуана. Это особое состояние, когда воин “отпускает” себя, оставляя лишь свой центр безмолвия, спокойствия.

В процессуальной работе есть термин метакоммуникатор2; другими словами, это неусыпное сознание, которое постоянно контролирует процесс, разворачивающийся вокруг нас, или та часть нашего "я", которая комментирует происходящие события. Метакоммуникатор занимает нейтральную позицию, находясь вне и вместе с тем внутри бурлящего потока. Мы погружаемся в процесс, оставляя снаружи пункт наблюдения, чтобы облегчить его раскрытие.

"... Если, входя во вторичный процесс, вы можете вести себя осмотрительно, вместо того, чтобы беспомощно барахтаться в его потоке, то вы обуздаете его энергию, не теряя при этом своей идентичности."3

Лао Цзы говорит, что ”десять тысяч вещей восстанут и падут, пока "Я" внимает их возвращению”4. Мы встречаем концепцию центра спокойствия и в практике “мгновенной концентрации” в випассана-медитации, а также в сосредоточенности двигательной випассана-медитации5.

Не терять бдительности в измененных состояниях сознания

Оставаться бдительным в среде бесконечных перемещений и хаоса особенно трудно, когда имеешь дело с сильно измененными состояниями сознания, такими, как, например, ярость, депрессия, экстаз или мания. Подхваченные безудержным потоком, мы не в состоянии найти обратную дорогу к нашему центру спокойствия. Помню, я работала с клиенткой, которая была раздражена своим партнером. Вдруг она набросилась на меня с кулаками. Я не была к этому готова, но как-то сумела подстроиться к ее движениям. В этой схватке я обратила внимание, что она не столько борется, сколько едва уловимо тянет меня к себе. Я рассказала ей об своем открытии, и она, осознав этот неожиданный поворот событий, вдруг заплакала. Она говорила, что на самом деле не злится, просто ей не хватает смелости признаться своему партнеру, как сильно она его любит. Ее настроение явно изменилось, и наше внимание обратилось к серьезности и глубине этих чувств.

Пожалуй, самая трудная задача — сохранять осознанность во время работы с движениями. Многие терапевты лишь отчасти умеют отдать себе отчет в том, что происходит, когда они двигаются, и не умеют маневрирвать и фокусировать свое внимание в таких измененных состояниях сознания. Упуская вторичные двигательные сигналы и барьеры, мы обрекаем процесс описывать бесконечные круги по поверхности и не добраться до своей сути. Поэтому очень важно научить таких людей работать с движением.

Метанавыки гибкости и спокойствия в работе с движением имеют решающее значение во всей процессуальной практике. С чем бы мы ни работали, будь то групповые конфликты, трудности взаимоотношений, хронические симптомы или внутренняя работа, от нас требуется плыть по реке перемен, оставляя неизменным центр спокойствия, вокруг которого могут разворачиваться процессы.