Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эми Миндел_Психотерапия, как духовная практика.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
707.58 Кб
Скачать

10. Творчество

В этой главе мы посмотрим на наши повседневные переживания как на пробивающиеся ростки творчества. Специалист по процессуальной работе пытается раскрыть энергию телесных проблем, взаимоотношений или снов и обнаружить их творческое начало. Терапия — это не только средство для разрешения проблем или самопознания, она еще и облегчает доступ к нашему творческому потенциалу. Признавая и сливаясь с энергетическим потоком переживаний, терапевт становится как бы сотворцом жизни. Он преобразует энергию процесса в танец, живопись, музыку или какой-то другой вид творчества. Жизнь в целом превращается в возрождающийся творческий процесс, а терапия приобретает легкость и артистизм.

Помните момент в восьмой главе, когда Сью перевела энергию своей мигрени в движение? Арни помогал ей почувствовать энергию и головной боли, и отталкивающих движений и обратить ее в творчество. Она танцевала, и в этом танце ощущалась неукротимая сила бушующего ветра — так терапия превратилась в искусство.

Более того, Арни и сам не был статистом в этом терапевтическом действе, он ощущал свободу быть жизнерадостным творцом. Он откликнулся на движения Сью, и этот дикий, неистовый танец стал их совместным творчеством. Это и есть метанавык творчества. Направляя клиента к максимально возможному самовыражению, терапевт, оставаясь свободным, моделирует способность следовать своим творческим импульсам.

Творчество: когда психология становится искусством

Использование движения, живописи, музыки в психотерапии показывают, насколько важен артистизм в помогающих профессиях. Акцент на творчестве предполагает новую парадигму в терапии, которая пересматривает ее границы.

Арни говорит, что он больше не занимается психологией; психология — это нечто такое, чем он занимался раньше. Теперь он специалист по процессуальной работе, идущий вслед за происходящими событиями. Он пишет:

"... Предполагая оздоровление, терапия и медицина продолжают играть важную, но ограниченную, роль в наших взаимодействиях с людьми. Чтобы быть более полезными и значимыми, они должны сочетаться с живописью, музыкой, клоунадой, политикой, групповыми или религиозными отношениями. Давайте примем это. Все, что не приносит удовольствия приводит к выгоранию терапевта, надоедает ему, и заставляет их бросить профессию, которая может быть поистине вдохновенной!"1

Следуя за энергетикой своей внутренней жизни, терапевт может рисовать, петь или танцевать. Если он призывает своего клиента быть, насколько это возможно, свободным и проявить свои творческие способности, то как может он сам оставаться чопорным и неподвижным?

Свободный ум, творческий ум

Как возникают творческие отношения между терапевтом и клиентом? Что лежит в их основе? Учитель Дзэн Кейдо Фукусима дает свою интерпретацию термину “му-шин" (mushin), назвав его “свободный ум” или “творческий ум”, в противоположность традиционному переводу “без ума”. Его концепция “свободного ума” очень близка метанавыку творчества.

Свободный ум — тот, который не связан конкретными идентичностями, но достаточно открыт и свободен устанавливать новые, сообразуясь с течением Дао. Наш учитель Дзэн говорил, что если хочешь знать, кто ты есть, глядя на горы — стань горой. В дождливый день стань дождливым днем. На обложке замечательной книги "Образ жизни по Дзэну: воспоминания Д.Т.Судзуки" (A Zen Life: D.T.Suzuki Remembered) мы прочитали слова Судзуки:

"... Человек мыслит, однако мысли его подобны ливню, подобны волнам, мчащимся по океану, подобны звездам, освещающим ночное небо; его мысли подобны пробивающейся зеленой листве, овеваемой свежим весенним ветром. В действительности он и есть ливень, и океан, и звезды, и листва".

Метанавык "творческого разума” позволяет нам присоединиться к тому, что мы переживаем, стать этим переживанием и действительно созидать вместе с ним. Мы больше не пассивные наблюдатели, но живая, творческая сила самой природы. Сью испытывала стремление к вихреобразным движениям и, идя вслед за этим настроением, сама превратилась в бушующую стихию. Ее процесс вышел за рамки известного ей переживания, раскрыв недюжинные творческие способности.

Таков художник: он способен заметить движение природной энергии и, окунувшись в ее поток, обратить эту энергию в свое творчество. Художник не жертва своей судьбы, но полноправный творец жизни. Свободный и творческий разум не замыкается в привычных идентичностях, первичных или вторичных проявлениях или решениях проблем, но присоединяется к течению сновидящего процесса.