Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
471_7_2010.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
351.74 Кб
Скачать

2.3. Квалификация специалистов и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом

В ходе работы над основной частью дипломной работы четко определились определение и правовой статус перевозчика по договору автомобильной перевозки, но, при этом, довольно расплывчатой остается квалификационная характеристика специалистов и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Действительно, какие квалификационные требования закон предъявляет к данным лицам? Проведя исследование трудов видных деятелей юридических наук, а также нормативно- правовой базы в сфере перевозок автомобильным транспортом, автор не обнаружил полноценного раскрытия выявленной проблемы. Явным упущением законодателя представляется отсутствие всякого упоминания в Гражданском кодексе РФ о подобного рода специалистах. В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в главе 5 «Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси» упоминается о специалистах, работающих у юридических лиц и индивидуальных предпринимателях в качестве обслуживающего персонала, в частности, в качестве водителей транспортных средств (ст.31), но очень сжато, а ведь именно от человека, управляющего автомобильным транспортом, во многом зависит сохранность перевозимого груза по договору автомобильной перевозки, а также жизнь и здоровье пассажиров, пользующихся услугами по перевозке автотранспортной организации (перевозчика), хотя специалисты и индивидуальные предприниматели, непосредственно управляющие транспортным средством не несут ответственности по указанному договору. Безусловно, требования к указанным специалистам содержатся в единственном нормативно – правовом акте, который так и называется: «Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 22 июня 1998г. за № 75, но, все же, на взгляд автора, этого недостаточно. Например, в главу 2 «Перевозки грузов» Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта можно было бы включить дополнительную статью под названием: «Квалификационные требования, предъявляемые к специалистам транспортных организаций, осуществляющим перевозки грузов», а п.2 ст.31 гл.5 «Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси» этого же Устава дополнить вторым параграфом, имеющим следующее содержание: «Водитель легкового такси, действующий от имени и по поручению фрахтовщика, а также водитель, являющийся индивидуальным предпринимателем и действующий от собственного имени, обязаны иметь профессиональный квалификационный уровень в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной категории специалистов и индивидуальных предпринимателей специальным нормативно – правовым актом».

Настоящие требования распространяются на специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом по лицензиям, получаемым в соответствии с Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.03.1997г. № 295 «Об утверждении Положения о лицензировании пессажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в РФ» и Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.1997г. № 322 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах РФ».

Согласно «квалификационным требованиям к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых и пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.

Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ».

Возникает вопрос: насколько правомерно требование законодателя о необходимости предоставления соискателем лицензии на право осуществления перевозочной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя диплома о высшем образовании автомобильного профиля?

Подобная проблема нашла отражение в судебной практике.

Например, в 2005 году Верховным Судом Российской Федерации рассматривалось дело по иску некоего гражданина К., который обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства транспорта РФ от 22 июня 1998 года № 75 (далее – Приказ). Оспариваемый Приказ, в части содержащегося в нем требования о необходимости предоставления лицензии на перевозку пассажиров и грузов диплома о высшем образовании по профилю автомобили и автомобильное хозяйство, противоречит Положению о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002г. № 402, федеральным законам по данному вопросу и Конституции РФ.

Гражданин К. полагает, что содержащееся в названном Приказе требование о необходимости предоставления соискателем лицензии диплома о высшем образовании без законных оснований ограничивает его права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Кроме того, данный Приказ не подлежит применению в связи с тем, что принят он Министерством транспорта РФ с превышением своих полномочий и в нарушение требований ст.15 Конституции РФ не был опубликован официально для всеоющего сведения.

В судебном заседании К. заявленное требование поддержал. Представители Министерства транспорта РФ Аксенов А.В. и Министерства юстиции РФ Ахвердиева Л.Р. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый Приказ принят Министерством транспорта РФ в пределах своей компетенции, с соблюдением требований действующего законодательства РФ и каких – либо оснований для признания его недействующим не имеется.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как было установлено судом, в целях формирования единой политики и совершенствования нормативной правовой базы по вопросам квалификации специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, Приказом Министерства транспорта РФ от 22 июня 1998г. № 75 были утверждены Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, согласно абз.2 раздела 1 которых профессиональная компетентность указанных выше лиц в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ».

По утверждению представителей заинтересованных лиц, Приказ Минтранса России от 22 июня 1998г. № 75 в установленном порядке прошел процедуру государственной регистрации в Минтрансе юстиции РФ и 17 августа этого же года был опубликован для всеобщего сведения в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, который в соответствии с п.9 Указа Президента РФ от 23 мая 1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» является официальным источником опубликования нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Оспариваемый Приказ в полной мере соответствует федеральному законодательству РФ о лицензировании и безопасности дорожного движения и устанавливает требования к квалификации перевозчика, к которым, в частности, относятся соответствующее образование и необходимая для перевозки пассажиров и грузов подготовка.

В Положении о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002г. № 402, также предусмотрено, что соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом, является одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Эти утверждения указанных представителей материалами дела опровергнуты не были.

Анализ содержания оспариваемых положений Приказа также свидетельствует об их соответствии требованиям действующего законодательства РФ и Положению о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что предусмотренных п.2 ст.253 ГПК РФ оснований для признания недействующими оспариваемых положений названного выше правового акта и всего его в целом не имеется.

Довод заявителя о том, что оспариваемый Приказ не был в установленном порядке опубликован для всеобщего сведения и в связи с этим не подлежит применению, не может быть принят во внимание, поскольку он не соответствует действительности. Как уже отмечалось, данный правовой акт был опубликован в соответствующем Бюллетене, публикация в котором приравнена к официальному опубликованию.

Суд не согласился и с утверждением заявителя о том, что утвержденные Приказом Квалификационные требования неправомерно возлагают на него обязанность по представлению не предусмотренных законом дополнительных документов для получения лицензии, так как оно ни на чем не основано и опровергается содержанием ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», из которой следует, что в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено предоставление иных документов для получения лицензии, необходимость предоставления которых предусмотрена соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено законом.

Принятие нормативного акта – Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом предусмотрено вышеназванным законом. Данным Положением предусмотрена необходимость предоставления соискателем лицензии документов, свидетельствующих о его квалификации в области перевозок пассажиров и грузов, что и нашло отражение в указанных выше Квалификационных требованиях.

Ссылка заявителя при этом на то, что документами, свидетельствующими о квалификации перевозчика, должны являться лишь водительское удостоверение и медицинская справка о состоянии здоровья, дающая право на управление транспортным средством, не может быть принята во внимание, поскольку указанные документы подтверждают только наличие специального права на управление транспортным средством той или иной категории и не свидетельствуют о соответствующей квалификации перевозчика в области перевозок пассажиров и грузов. Такими документами в этой области, как следует из указанного выше Положения, являются диплом о высшем образовании или удостоверение о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ».

Заявитель, по мнению суда, в целях реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности не лишен возможности сдать квалификационный экзамен и получить соответствующее удостоверение, необходимое для получения лицензии на занятие деятельностью в области перевозок грузов и пассажиров.

Не может служить основанием к удовлетворению заявления также и то обстоятельство, что впоследствии постановления Правительства РФ, в соответствии с которыми был принят оспариваемый Приказ, были отменены, поскольку последующее Постановление Правительства РФ от 10 июня 2002г. № 402 содержит аналогичные требования по этому вопросу, что и предыдущие постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 и пунктами 1 и 2 ст.253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ решил заявление оставить без удовлетворения.