Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия 1+2.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
2.9 Mб
Скачать

Часть II. Самопознание личности как самопроектирование

(Проектное самопознание)

Г лава 10

Человек и время его жизни

«Всему свой час, и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать … время разрушать и время строить … время разбрасывать камни и время складывать камни … время молчать и время говорить» (Соломон, иудейский царь, представленный в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом. Конец XI – конец X в. до н.э.).

Самопознание человека, как отмечалось в первой части нашей монографии, включает познание им своего прошлого, настоящего и будущего. При этом самопознание человеком своего прошлого и настоящего или Я-реального является основанием, предпосылкой для познания им своего будущего, формирования им своего Я-идеального. «Есть в жизни всех людей порядок, таящий объяснение прошлых дней, его поняв, легко, почти наверно предсказывать течение событий» (В. Шекспир, английский поэт и драматург. 1564 – 1619). «На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое» (Моцзы, древнекитайский философ. Ок. 480 – 400 до н.э.). Так как каждый человек живет во времени и жизнь его имеет определенный срок, то прошлое, настоящее и будущее человека и его отношение к ним, это фактически есть сама жизнь и отношение к этой жизни. «Не во времени все возникает, а само возникновение есть время» (Г. Гегель, немецкий философ. 1770 – 1831). «Любишь ты жизнь? Тогда не теряй времени; ибо время – ткань, из которой состоит жизнь» (Б. Франклин, американский политический деятель, писатель, ученый. 1706 – 1790).

Но что такое время? «Из всего неизвестного, время, – отмечал еще древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.), – самое неизвестное». На вопрос о природе времени лучше других, пожалуй, ответил христианский писатель, философ и богослов Августин Блаженный (345-430). «Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; а если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не происходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибаемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремиться исчезнуть?.. Время существует только в нашей душе. Прошлое – в памяти, будущее – в ожидании. Его можно предвидеть по некоторым признакам, существующим уже в настоящем. Сущность настоящего времени составляет созерцание».

На наш взгляд, в высказывании А. Блаженного, с одной стороны, фиксируется объективный характер времени, а с другой – субъективный, связанный с отражением времени в сознании человека. Время – это последовательность и длительность сменяющих друг друга явлений. Кроме того, время необратимо, так как всякий процесс развертывается от прошлого к будущему. Именно в том, что время непрерывно и неумолимо течет и является необратимым, выражается власть времени над человеком. Поэтому не случайно время часто ассоциируется с образом реки. Стоя на берегу реки, китайский мудрец Конфуций (551 – 479 до н.э.) сказал: «Все течет также как вода. Время бежит не останавливаясь». «Время уносит все; длинный ряд годов и умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу» (Платон, древнегреческий философ. 427 – 347 до н.э.).

«Быстро с гор текут

В долину вешние воды

И невозвратные бегут

Дни, месяцы и годы»

(В.А. Жуковский, русский поэт. 1783 – 1852).

Вечное течение времени, непрерывная смена одних событий нашей жизни другими, имеющих разное жизненное содержание и их быстротечность определяют восприятие нами времени. «Счастливые считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами» (Ф. Купер, американский писатель. 1789 – 1851). «Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная стремительность времени. Не успели опомниться, как уже бледнеет молодость и тускнеют глаза. А между тем, ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг» (Г.К. Паустовский, русский советский писатель. 1892 – 1968).

«Время проходит! – привыкли вы говорить вследствие установившегося неверного понятия. Время вечно: проходите Вы» (М. Сафир, немецкий писатель-юморист, критик. 1795 – 1858). «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится» (Я. Корчак, польский писатель, педагог, врач. 1878 – 1942).

Одним из парадоксов восприятия времени является то, что «из всех вещей время всего менее принадлежит нам и всего более нам не достает его» (Ж. Бюффон, французский естествоиспытатель. 1707 – 1788). Существенно отметить то, что разные люди время воспринимают по-разному. Некоторые психологи считают, что эти различия определяются типом темперамента. Так, у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому холерик всегда устремлен вперед, в будущее, испытывает острый дефицит времени. Субъективно переживаемое им время сильно спрессовано, кажется летящим. Если на пути движения возникает препятствие, то оно может вызвать агрессию и даже ярость.

У сангвиника субъективно переживаемое время менее сильно опережает течение объективного времени. Постоянное стремление сангвиника вперед (в будущее) сочетается с боязнью опоздать, не успеть. Он тоже «спешит жить» и поэтому испытывает постоянный дефицит времени.

Для меланхолика нет ни опережения времени, ни отставания от него, к объективному времени он как бы «привязан», обездвижен и заторможен в нем. Образно выражаясь, меланхолик как бы «стоит во времени», и при отсутствии внутренних признаков движения времени для него не существует. Внешней обездвиженности во времени соответствует внутренняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: «Что-то должно произойти».

У флегматика субъективно время отстает от объективного времени, поэтому для него субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Его почти всегда хватает, есть даже некоторый избыток. Флегматик больше ориентирован в прошлое, поэтому к изменениям привыкает медленно и с большим трудом.

Из сказанного о связи темперамента со временем, очевидно, что каждый человек в процессе познания своего будущего, самопроектирования обязательно должен учитывать особенности своего темперамента, стремясь нейтрализовать его недостатки.

В чем особенность, специфика будущего человека как объекта самопознания? Будущее – это сфера нам неведомого и нами не наблюдаемого, оно фактически всегда покрыто тайной. Что нас ожидает в будущем? Успехи, удачи, удовлетворение тех или иных потребностей, радости или неудачи, неприятности, страдания? Этого мы чаще всего не знаем, так как будущее есть то, чего нет, но что только может быть. Но из этого, разумеется, не следует того, что наше будущее непознаваемо вообще. Вопрос о познаваемости будущего встал уже перед первыми мыслителями древности. Ученик китайского философа Мо-цзы Пэнцин сказал: «Прошлое можно познать, но будущее нельзя узнать». Учитель Мо-цзы ответил: «Предположим, что твои близкие живут за сто ли отсюда и сейчас испытывают большую беду. Исход дела решает один день. Если ты прибудешь в тот день, то они будут жить, нет – они погибнут. Перед нами находится крепкая повозка с хорошими лошадьми и другая, четырехколесная арба с разбитыми колесами, запряженная клячей. Тебе представляется сделать выбор, на чем ехать. На чем ты поедешь?» Ответил: «Поеду на крепкой повязке с хорошей лошадью, так как смогу быстрее доехать». Учитель Мо-цзы тогда сказал: «Как же можно говорить, что нельзя узнать будущее?»

Будущее человека – это сфера его возможного. А возможное – это все то, что он может сделать, совершить, что зависит от него (его способностей, состояния здоровья, характера и т.д.) и от всей совокупности внешних условий, факторов, которые могут быть как благоприятными для удовлетворения потребностей, так и неблагоприятными, как необходимыми, так и случайными.

Что побуждает человека стремиться приоткрывать завесу над своим будущим? Конечно же, прежде всего сама по себе целеполагающая природа человеческой деятельности. Так как любая человеческая деятельность есть процесс превращения возможности в действительность, развертывающийся во времени, то каждый нормальный человек просто не может жить, не заглядывая хотя бы на один день в свое будущее и хоть как-то не распределяя свое время между разными делами. В связи с этим у всех людей возникают многочисленные проблемы, связанные со временем. Это, прежде всего, и очень часто у многих людей имеет место острая нехватка времени («Мне так много надо всего сделать, но времени у меня совершенно нет»). Отсюда постоянная боязнь что-то не успеть сделать. Это вопросы распределения времени между делами существенными, важными и малосущественными («Мне кажется, что я трачу так много времени на дела, которые для меня не столь важны, а жизнь проходит мимо меня»). Это непродуктивное использование времени, расточительное к нему отношение («И куда только ушло мое время?»). Это проблема зависимости нас от тех или иных людей (близких, сослуживцев и т.д.), которые нередко пытаются завладеть временем нашей жизни и распоряжаться им как своим собственным («Если бы я только мог поставить ситуацию под контроль!»). Это нередко и проблема того, как «убить» время (во время поездок в транспорте, ожидании кого-то, просто заполнения времени, оказавшегося свободным и т.д.). «Большинство людей работают большую часть времени – что бы жить и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него» (И. Гете, немецкий поэт, ученый, мыслитель. 1749 – 1832). «Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать» (А. Шопенгауэр, немецкий философ. 1788 – 1860).

Стремление к познанию будущего обуславливается не только жизненной необходимостью, но и естественной любознательностью каждого человека. И в самом деле, что же ожидает меня в будущем? Каким я буду через 10 или 15 лет? Доживу ли я до своих правнуков? Достигну ли я в своей жизни главной цели? Вопрошания подобного рода можно продолжать долго.

Так как будущее человека – это сфера ему неведомого, таинственного, неопределенного, то оно ему может нести не только успехи, достижения, радости, но и неудачи, поражения, угрозы, опасности. Вследствие этого стимулом в познании человеком своего будущего может выступать и страх перед ним. При этом есть основания для вывода о том, что страх человека перед своим будущим тем больше, чем больше в прошлом было у него отрицательного, дурного (связанного прежде всего с грехами нравственно-правового порядка), которое не осмысленно и идеально не преобразовано. В этом случае страх перед прошлым автоматически переносится на отношение к своему будущему, что еще больше усиливает страх, который фактически всегда существует перед неизведанностью последнего. И когда человек начинает планировать свое будущее, то тогда получается странная картина: на рациональном уровне (на уровне плана) жизненные цели его могут быть более или менее определены, будущее осветлено, а на бессознательном, иррациональном уровне может царить мрак, стремящийся «поглотить» яркий свет его цели. Будущее человека в этом случае сходно с солнцем, которое лишь время от времени выглядывает из-за темных туч. Цель вроде бы ясна, а на душе часто появляется какая-то тяжесть, какой-то дискомфорт. Страх перед будущим вызываться может также переживаемым человеком в настоящее время конфликтом (на работе, в личной жизни и т.д.), неудовлетворенностью своих существенных жизненных потребностей (состояние фрустрации) и неизвестностью того, когда они могут быть удовлетворены. Концентрированным выражением отношения человека к своему будущему является пессимизм и оптимизм.

Из всего сказанного следует, что будущее человека есть тот модус времени, от которого он зависит, по отношению к которому он не свободен, который властвует над ним. Поэтому в стремлении к познанию будущего проявляется стремление к приобретению власти над временем, к свободе. А так как время жизни человека неотделимо от самой жизни, то взять под контроль свое время – значит овладеть своей жизнью, делать с ней все, что он считает нужным, использовать ее наилучшим образом. В конечном счете, у человека нет ничего более важного, значимого, чем время его жизни. Ведь жизнь человека – это лишь пребывание его в течение определенного времени в этом мире. И все, что он хочет сделать в этой жизни, он может сделать только в границах этого времени.

Что является исходным пунктом в сознательном отношении к своему времени, к времени своей жизни? На наш взгляд, им является осознание ценности, значимости времени и необходимости бережного отношения к нему. Ведь всякая потеря времени, его пустая трата – это не просто трата, потеря какого-то времени вообще, это потеря самой жизни. «… время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н. Гарин-Михайловский, русский писатель. 1852 – 1906).

Осознание исключительной значимости времени в жизни человека, необходимости его разумного использования и недопустимости пустой траты – один из постоянных лейтмотивов в развитии культуры. Существует множество высказываний, в которых время рассматривается как одна из высших ценностей человеческой жизни. «Деньги дороги, жизнь человека еще дороже, а время дороже всего» (А.В. Суворов, русский полководец. 1730 – 1800). «Время – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Т. Манн, немецкий писатель. 1875 – 1955).

Но если время есть высшая ценность, то, естественно, бесполезная растрата времени должна рассматриваться как самая большая растрата из всех возможных, как самая большая потеря из всех возможных потерь. «Удивительно устроен человек – он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни» (Абу-ль-фарадж, арабский поэт и ученый. 897 – 967). «Одна из самых тяжелых потерь – потеря времени» (Ж. Бюффон, французский естествоиспытатель. 1707 – 1788). «Терять время – это постоянно совершать самоубийство» (Э. Юнг, английский поэт. 1683 – 1765). «Время, которое так быстротечно, время, уходящее безвозвратно, – вот драгоценное состояние человека и выбрасывать его на ветер есть самая изощренная форма расточительности» (С. Моэм, английский писатель, эссеист. 1874 – 1965).

Разумное использование времени неотделимо от мудрости, зрелости, культуры. «Ничто не является более тягостным для молодого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают» (Платон, древнегреческий философ. 427 – 343 до н.э.). «Самый мудрый человек тот, которого больше всего раздражает потеря времени» (А. Данте, итальянский поэт, мыслитель. 1265 – 1321). «Человек, решивший растратить хотя бы час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни» (Ч. Дарвин, английский естествоиспытатель. 1809 – 1882). «Способность умно наполнять свободное время есть высшая ступень личной культуры» (Б. Рассел, английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. 1872 – 1970).

Время нередко выступает как целительное средство для душевных ран и как искусство самопроизвольного разрешения жизненный противоречий. Поэтому порою там, где оказывается бессильным ум, помогает время. «Все проходит – и радость, и печаль, и ликование на счет радости, и гнев по поводу печали… Пройдет и это» (Соломон). «Время – врач всех неизбежных зол» (Менандр, древнегреческий поэт и драматург. Ок. 343 – ок. 291 до н.э.). «Время – великий мастер разрубать гордиевы узлы человеческих отношений» (А.Ф. Писемский, русский писатель. 1821 – 1881). «От всего плохого есть два лекарства: одно время, другое, на вес золота – молчание» (французская поговорка). «Искусство не вмешиваться: при непогоде житейской всего лучше сложить руки и выждать, пока буря уляжется: отступишь сейчас – победишь…….. потом… Нет лучшего средства от неурядиц, чем предоставить им идти своим чередом, – все как-нибудь устроится» (Б. Грасиан, испанский писатель-моралист. 1601 – 1658).