Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ учебное пособие.doc
Скачиваний:
240
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
1.71 Mб
Скачать

10.5. Психологическая сущность производства очной ставки

В соответствии со ст. 192 УПК РФ очная ставка – следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрашиваемых лиц по существенным для дела обстоятельствам, по поводу которых они дают противоречивые показания.

Обладая всеми чертами допроса, очная ставка весьма специфична не только в процессуально-тактическом, но и в психологическом отношении.

С точки зрения психологии очная ставка – это специфическое общение, которое развивается между несколькими лицами. Очная ставка, несомненно, является мощным средством психического воздействия, она часто играет роль переломного этапа в их дальнейшем поведении на предварительном следствии.

Готовясь к очной ставке следователь должен предусмотреть дополнительные меры профилактики возможной острой конфронтации, обеспечения условий максимальной детализации показаний участников очной ставки, а также меры использования специальных доказательств, которые будут воздействовать на недобросовестного участника, возможности внесения коррекции в намеченный план очной ставки и т.д.

При подготовке очной ставки следователь обращает внимание на интеллектуальные и волевые качества и свойства характера будущих ее участников, особенно тех лиц, которые дали правдивые показания, - их способность активно отстаивать истину, аргументировать свои утверждения, противостоять возможным нападкам и даже угрозам со стороны лица, уклоняющегося от дачи правдивых показаний. Учитываются также социальный статус, национальные, социально-культурные традиции той среды, к которой принадлежит допрашиваемый. Следователю необходимо психологически подготовить к очной ставке в первую очередь того свидетеля, правдивость которого нашла объективное подтверждение. Напомнить ему о его гражданском долге, общественной опасности расследуемого преступления, укрепить его волю и решимость разоблачить лжесвидетеля, не скрывая при этом его сложного процессуального положения.

Важно быть готовым к попыткам обвиняемого подавить волю сторого участника очной ставки, если известно, что обвиняемый по характеру агрессивен и стремиться к позиционному доминированию. Поэтому большое значение имеет выяснение особенностей поведения обвиняемого в межличностных отношениях – в семье, на работе, в кругу друзей, характера прежних отношений со вторым участником очной ставки. Здесь необходима система мер, блокирующих возможность различного воздействия. Необходимо категорически пресекать всевозможные угрозы, попытки внушающего воздействия, укреплять волевую позицию лица, дающего правдивые показания, усиливать его позицию предъявлением соответствующих доказательств, напоминанием ранее данных им показаний.

К моменту принятия решения о производстве очной ставки следователь уже обладает достаточно большим объемом информации по делу, и очной ставке чаще всего отводится роль катализатора в процессе побуждения недобросовестного участника судопроизводства к даче полных и правдивых показаний. Однако ее проведение может быть не связано с противодействием расследованию кого-либо из ее предполагаемых участников. Принимая решение о производстве очной ставки, следователь должен определить характер показаний ее будущих участников, опираясь на собранные по делу данные. Помимо констатации факта о наличии существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц, следователю необходимо проанализировать природу обнаруженных противоречий. Возможно, показания одного лица об обстоятельствах расследуемого преступления правдивы, а другого – лживы; дать ложные показания могли оба субъекта; наконец, наличие противоречий в показаниях может быть связано не с ложью, а с добросовестным заблуждением одного из допрашиваемых, забывшим определенные обстоятельства.

В этом случае в ходе очной ставки используются приемы и «живые» доказательства, способствующие оживлению ассоциаций в памяти.

Не стоит исключать возможность того, что накопленной к моменту проведения очной ставки информации окажется недостаточно для установления причин противоречий, но вопрос этот должен быть решен хотя бы предположительно, чтобы обеспечить целенаправленное производство следственного действия. В связи с этим трудно переоценить роль, которую может сыграть анализ невербального поведения потенциальных участников очной ставки в ходе ранее проводившихся следственных действий, отражающих их подлинное отношение к информации, интересующей следствие.

Отличительной особенностью очной ставки, как уже отмечалось, является возможность оказания ее участников сильного психического воздействия друг на друга. Речь идет о так называемом эффекте присутствия других людей (социальной ингибиции), при котором яркость, образность показаний одного из участников в сочетании с другими выразительными средствами воздействия (мимикой, жестикуляцией, голосовыми модуляциями) оказывает сильное психическое влияние на другого, максимально повышая уровень его эмоциональной напряженности в связи с возможностью изобличения во лжи, чувством страха за свои правдивые показания или чувством неловкости за допущенные неточности. С психологической точки зрения недобросовестному участнику процесса гораздо легче давать показания следователю один на один, поскольку, по его мнению, следователь не знает всех обстоятельств случившегося, чем повторять ложные утверждения в присутствии другого человека, знающего правду и изобличающего лжеца. Сила описываемого воздействия возрастает при активной позиции добросовестного участника очной ставки, его энергичном, эмоциональном и убедительном отстаивании своей правоты.

Решая вопрос о целесообразности производства очной ставки, определяя наилучший момент для ее проведения, учитывая личностные качества ее участников, следователь должен исходить из предположения, согласно которому (при прочих равных условиях) человек образованный и культурный оказывает большее воздействие на малограмотного, малокультурного человека, в то же время в меньшей степени испытывая это влияние; умный, высокоинтеллектуальный человек увереннее чувствует себя в обществе человека недалекого; решительный, настойчивый и самостоятельный человек оказывает сильное влияние на слабовольного; обладатель сильного типа темперамента, к примеру холерик, на очной ставке более активен, чем меланхолик. Степень возможного влияния на добросовестного допрашиваемого, оказываемого его оппонентом, должна прогнозироваться в любом случае. Поскольку процесс психического воздействия имеет двустороннюю направленность, постоянно сохраняется опасность деформации позиции, отстаиваемой добросовестным участником.

В начале очной ставки устанавливается, знают ли допрашиваемые друг друга и в каких отношениях она находятся. Далее им предлагается поочередно дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. Следователь задает допрашиваемым необходимые вопросы, направленные на установление истины, разрешает им задавать вопросы друг другу.

В первую очередь допрашивается лицо, дающее правдивые показания, во вторую – лицо, отрицающее эти утверждения. Показания допрашиваемых детализируются. При появлении признаков лжи, умолчания о существенных для следствия обстоятельствах следователь подчеркивает, что лишь содействие следствию может смягчить ответственность обвиняемого. Используется прием внезапного предъявления решающих доказательств, а также все ранее рассмотренные методы психического воздействия. Возможно проведение нескольких очных ставок между разными лицами.

Противоречия в показаниях снимаются от менн значимых к более значимым. Весьма эффективным средством является перемещение акцента с выяснения обстоятельства, составляющего основное, наиболее существенное противоречие в показаниях участников очной ставки, на значительно менее существенное, а может быть и такое, в отношении которого между ними вообще нет противоречия (поскольку, например, это обстоятельство не выяснялось ранее у одного из допрашиваемых).

На протяжении всей очной ставки подход следователя к ее участникам должен быть сугубо индивидуальным, основанным на всестороннем анализе личности каждого из них, анализе занимаемой ими позиции, линии поведения с учетом всех материалов уголовного дела. Это возможно на основе всесторонней оценки показаний каждого из них, убедительности приводимых ими доводов с помощью не только вербальных, но и невербальных средств общения (интонации, мимики, жестикуляции и пр.).

При проведении очной ставки между преступниками следователь в определенной степени рискует. Риск сводится к тому, что преступники могут использовать очную ставку или для углубления противоречий, или для еще большего запутывания следствия. Чтобы не допустить неконтролируемых визуальных контактов между ними, обмена различными сигналами с помощью различных жестов, лучше всего очную ставку проводить двум следователям, один их которых задает вопросы и оценивает реакцию допрашиваемых, поддерживает визуальный контакт с ними, а второй в основном протоколирует ход результата допроса.

Учитывая особенности невербальной коммуникации, нетрудно заметить, что степень негативного влияния одного участника очной ставки на другого может быть снижена за счет правильной пространственной организации общения во время следственного действия. Если данный фактор значим при производстве допроса, то при проведении очной ставки его важность возрастает. Прогнозируя развитие отношений между участниками очной ставки, следователь должен спланировать их размещение так, чтобы иметь возможность руководить ходом этого следственного действия, не упуская инициативы.

По мнению криминалистов Я.В. Комисаровой и В.В. Волкова, если очная ставка проводится по ходатайству обвиняемого либо в целях укрепления позиции допрашиваемого, давшего правдивые показания, когда велика вероятность отрицательного психического влияния на добросовестного участника со стороны оппонента, целесообразно разместить обоих допрашиваемых на стульях на некотором расстоянии друг от друга и в 2 – 2,5 м от следователя, лицом к нему (участник, дающий ложные показания, должен сдеть немного дальше от следователя). Рациональность выбора в обозначенной ситуации именно такого варианта пространственной организации очной ставки объясняется тем, что следователь, поддерживая с обоими допрашиваемыми визуальный контакт, имеет возможность, с одной стороны, контролировать их поведение, а с другой – демонстрировать добросовестному допрашиваемому свое одобрение и поддержку, тогда как допрашиваемый, дающий ложные показания, не в состоянии оказать на своего оппонента психического воздействия с использованием невербальных средств общения (мимики, жестикуляции и т.д.), т.к. находится не в поле зрения последнего.

Использование доказательств во время очной ставки предполагает поэтапный порядок разрешения противоречий с предоставлением первоочередной возможности давать показания правдивому участнику. Для разоблачения ложных показаний доказательства чаще всего предъявляются последовательно – от менее веских к более значимым.

Изобличительная сила очной ставки выражается прежде всего в непосредственном впечатлении, которое оказывает живая речь одного ее участника на другого. Показания, произнесенные непосредственно в присутствии изобличаемого, более впечатляют, чем те же показания, оглашенные следователем. Кроме того, устный рассказ на очной ставке обычно дополняется деталями, интонационными и экспрессивными оттенками, которые придают ему убедительность. Впечатление живой речи тем выше, чем она последовательнее и логичнее, чем решительнее и увереннее лицо, которое ее произносит.