Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Золотарев - Говорщие камни.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
988.16 Кб
Скачать

Лекция 2. Многоцветье кварца: разнообразие в простом

Твердая опора запредельных тронов,

Яшма, талисман апостола Петра,

Храм, где все мы можем отдохнуть от стонов.

В час, когда приходит трудная пора,

Яшма, украшенье запредельных тронов!

(К. Бальмонт. Драгоценные камни)

Кварц – один из самых распространенных минералов в природе, отличается удивительным разнообразием ювелирных разновидностей, носящих различные названия, а также долгой и интересной историей использования.

Многие разновидности кварца широко используются в христианской символике и благодаря этому, прямо или опосредованно, связаны с именем Господа. Основой для развития христианской символики драгоценных камней послужило упоминание о них в Библии. Среди 12 камней наперсника Первосвященника, по крайней мере, пять могут быть отнесены к разновидностям кварца. Некоторые из них повторяются и в Новом Завете как камни фундамента Небесного Иерусалима. В обоих перечнях присутствует аметист – активно используемый в Античности самоцвет, с которым связаны многочисленные поверья и предания. Отголоски древних легенд и мифов о камнях можно встретить и в христианстве. Общеизвестна приписываемая аметисту способность «отгонять лихие думы», предохранять от опьянения и способствовать избавлению человека от искушений. Появление таких «полезных» свойств аметиста легко объяснимо, если вспомнить традицию разбавления виноградного вина водой в Древней Греции и Древнем Риме. Цвет аметиста в украшении подсказывал, какое количество воды следует добавить в вино. А от свойства сохранять трезвость мысли и избавлять от опьянения легко перейти и к более общей способности аметиста предохранять от всех греховных помыслов. Не случайно аметист является камнем христианской церкви, выступая символом совершенства, скромности и смирения. Это излюбленный камень для украшения предметов церковного обихода – окладов икон, ковшей, крестов и т. п.

Широко используются в произведениях церковного искусства и другие разновидности кварца. Одним из старейших (XV век) в сокровищнице собора Святого Петра в Риме является «Дворцовый крест», выполненный из золота и горного хрусталя. На пересечении перекладин в него вставлен фрагмент дерева от Истинного Креста Господня. В древности полагали, что удлиненные кристаллы горного хрусталя являются водой, которая замерзла настолько, что потеряла способность таять. Отсюда и название «хрусталь» (от греч. «кристаллос»), так именовали лёд. Вполне естественно, что прозрачность, чистота и холодность этого камня сделали его символом невинности и постоянства. Видимо, неслучайным является и столь явное созвучие в имени божьем и названии камня.

Удивительным изяществом и богатством драгоценных камней (более 800) отличается реликварий, изготовленный для мощей Св. Елизаветы Тюрингской, дочери венгерского короля Андреа II, канонизированной в 1235 году. Одна часть реликвария – агатовая чаша позднеримского или, возможно, византийского периода, золотая оправа которой датируется XIII веком. Примеры использования различных разновидностей кварца в предметах церковной утвари можно перечислять бесконечно. Это многочисленные камеи, вырезанные на агате, ониксе, хризопразе, сердолике и аметисте, являющиеся главным элементом панагий и других святынь. Обилием самоцветов, в том числе и разновидностей кварца, отличаются оклады святых чудотворных икон и Евангелий и других, особо почитаемых церковных реликвий.

Кварц отличается достаточно простым кристаллическим строением и химическим составом – это одна из разновидностей кремнезема (SiO2). Однако за такой простотой кроется удивительное разнообразие цвета и морфологии индивидов и агрегатов. Бесцветный горный хрусталь, лиловый аметист, концентрически-полосчатый агат – все это различные вариации кварца. Неудивительно, что столь различные внешне самоцветы изначально не ассоциировались друг с другом и, следовательно, получали самые разнообразные названия. Большинство ювелирных разновидностей кремнезема известны с глубокой древности и имеют очень богатую историю использования. Ни один из известных минералов не может сравниться с кварцем как по своему эстетическому разнообразию, так и по многообразию символики.

Кварц может встречаться в природе либо в виде отдельных кристаллов и их сростков, либо в виде плотных скрытокристаллических агрегатов, последние объединяются под общим названием – халцедон. В зависимости от цвета различают многочисленные ювелирные разновидности кварца: горный хрусталь (бесцветный), аметист (фиолетовый), цитрин (желтый), аметрин (двухцветный фиолетово-желтый), раухтопаз или дымчатый кварц, морион (темно-дымчатый кварц), празиолит (зеленый), розовый кварц. Среди равномерно окрашенных халцедонов в зависимости от особенностей окраски различают: хризопраз (яблочно-, травянисто- или изумрудно-зеленый), сердолик (желтый, оранжево-красный), карнеол (мясо-красный), сапфирин (светло-синий, голубоватый), плазма (светло-зеленый). Темно-зеленый халцедон с красными пятнами – гелиотроп – символизирует «капли крови Христовой», пролитой у подножья креста, на котором он был распят. Не случайно и еще одно название гелиотропа – стефанов камень, или камень Святого Стефана, христианского первомученника, побитого камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме.

Большую роль среди халцедонов играют полосчатые и концентрически-зональные ониксы и агаты. Особым разнообразием отличаются рисунки агата, поэтому и изделия из него всегда индивидуальны. Послойное чередование прямых разноокрашенных слоев в ониксе делает его идеальным материалом для изготовления камей. Наиболее часто встречаются образцы с чередованием тонких полосок красно-бурого, черного и белого цвета, широко известные под названием сардоникс. Множество высокохудожественных и исторически значимых камей вырезано на сардониксе, к ним относится и знаменитая камея Гонзага, созданная в Александрии в III веке до н.э.

Изысканно и всегда необычно выглядят ювелирные украшения с моховым агатом, неповторимый рисунок которого определяется ветвящимися включениями (дендритами) темноокрашенных минералов на фоне более светлого халцедона. Присутствие игольчатых включений рутила в горном хрустале (волосы Венеры, стрелы Амура, борода Аллаха) позволяет выделить этот материал в качестве оригинального, имеющего самостоятельное значение ювелирного камня, определяет особенности его обработки и использования. Довольно часто в природе встречаются продукты замещения кварцем параллельно-волокнистых выделений щелочного амфибола (крокидолита); образующийся при этом поделочный камень обладает удивительной голубоватой переливчатостью и известен под названием соколиный глаз. Окисление амфибола и его замещение гидроксидами железа (гётитом) придает этому камню золотисто-желтый или золотисто-коричневый отлив. Такой поделочный камень известен под названием тигровый глаз. Столь сложные и многостадийные геологические процессы привели к образованию удивительного по красоте поделочного камня, название которого очень ёмко и образно передает его эстетическое восприятие.

Агрегат кварца и мельчайших включений оксидов и гидроксидов железа или чешуек слюды обладает удивительным внутренним мерцанием и искристым блеском. Такой поделочный камень имеет обычно золотисто-желтый или зеленый цвет, в ювелирной промышленности и торговле он известен под названием авантюрин. Название камня обусловлено, видимо, сходством со случайно (от итал. «per avventura» – случайно) полученной его стеклянной имитацией. Под названием «авантюрин» сегодня, как правило, продается именно имитация этого природного самоцвета.

Широкое и разнообразное применение в предметах декоративно-прикладного искусства и ювелирных украшениях получили такие кварцсодержащие горные породы как яшма, кварцит и порфир.

Перечисленные ювелирные разновидности кварца, не определяя всего его разнообразия в природе, показывают широкие возможности использования этого минерала в ювелирных украшениях. Разнообразная цветовая гамма, своеобразный и неповторимый рисунок, относительно невысокая стоимость, богатая символика, определяемая длительной историей, тесная и многоплановая связь со становлением и распространением иудаизма и христианства делают ювелирные разновидности кварца прекрасным подарком, особенно на рождественские или новогодние праздники. Выбор, конечно, остается за Вами, советую лишь более пристально присмотреться к кварцу. С этой целью обратим внимание читателя на наиболее популярную разновидность кварца – аметист и халцедона – сердолик.

Аметист: архиерейский камень

Когда, сжигая синеву,

Багряный день растет неистов,

Как часто сумрак я зову,

Холодный сумрак аметистов.

И чтоб не знойные лучи

Сжигали грани аметиста,

А лишь мерцание свечи

Лилось там жидко и огнисто.

И, лиловея и дробясь,

Чтоб уверяло там сиянье,

Что где-то есть не наша связь,

А лучезарное сиянье...

(И. Анненский. Аметисты)

Аметист ювелирный камень, который с глубокой древности и до наших дней пользуется заслуженной любовью людей, различных по национальности, социальному положению, профессии и вероисповеданию.

Аметист встречается в ювелирных украшениях Древнего Египта, например в поясе (длиной 60 см), принадлежавшем дочери Сенусерта III царевне Меререт (ок. 1840 года до н.э.). Пояс состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Видимо, не случайно, что пантера, которая служила воплощением божественного начала и защитницей людей, сочетается в этом поясе с аметистом, который древние египтяне также наделяли защитными свойствами. В Древней Греции и Древнем Риме из аметиста вырезали геммы и печати, в Древнем Китае – флаконы и мелкие шкатулки. В средние века этот самоцвет высоко ценился в Европе, где его предпочитали использовать для украшения предметов церковного обихода и одежды священников. Широким спросом в XVIII веке пользовался, наряду с собственно аметистом, и аметистовидный кварц, сочетающий в себе белый и фиолетовые цвета. Именно из такого зонального кварца изготовлена великолепная табакерка с пагодой, созданная неизвестным мастером из Дрездена в 1760-х годах и экспонируемая сегодня в Государственном Эрмитаже. Там же можно увидеть и букет цветов («пукет с большим аметистом, с каменьями аква-мари, с лалами, синими яхонтами, изумрудами, с желтыми бриллиантами и с белинкими цветочками»), выполненный в 1786 году знаменитым петербургским ювелиром Луи-Давидом Дювалем. Композиционной доминантой букета является заключенный в обрамление из мелких алмазов крупный каплевидный аметист, создающий чудесный образ распускающегося тюльпана22.

Появление в середине XIX века огромного количества аметиста привело к существенному снижению его стоимости, и фиолетовый камень вышел из моды. Однако мода скоротечна, и сегодня аметист вновь востребован на рынке драгоценных камней. Необычный цвет, долгая и полная загадок история его освоения и использования, а также невысокая цена делают аметист сегодня одним из любимых и почитаемых среди множества разнообразных цветных ювелирных камней.

Необычный завораживающий цвет аметиста не мог не найти отражения в многочисленных легендах и поверьях, связанных с ним, в многообразии приписываемых ему магических и лечебных свойств. Трудно найти другой природный камень, наделенный за многовековую историю таким количество «полезных» свойств, камень, с которым связано огромное количество поверий, рассказов. Уже упоминалась способность аметиста предохранять от опьянения и способствовать избавлению человека от искушений и греховных помыслов. Видимо, поэтому он появляется в облачении дохристианских священников, а позднее превращается в официальный камень христианской церкви. Его называют «апостольским, епископским, пастырским» камнем, а на Руси – «архиерейским», используют для украшения предметов религиозного культа – алтарей, окладов икон и церковных книг.

Аметист – одни из библейских самоцветов. В Новом Завете он упоминается последним камнем в основании стены Небесного Иерусалима. Символическое значение камней фундамента Небесного Града некоторые теологи относили только к Христу, полагая, что цвет каждого камня олицетворяет какое-либо из качеств Господа. Пурпурный с красным отливом аметист выступал символом совершенства. Немецкий богослов IX века Рабан Мавр, архиепископ Майнца, толкует 12 камней Апокалипсиса как символы духовных качества христианина. Согласно этому комментатору библейских текстов, в аметисте показано «постоянство размышлений смиренных душ о Царствии Небесном». Андрей Кесарийский первым связал камни основания с именами апостолов: «Багряным по цвету аметистом обозначается Матфей, удостоившийся Божественного огня при разделении языков и за пламенное влечение благоугождать Избравшему заменивший место отпадшего»23.

Названия почти всех камней, упомянутых в Библии, используются и в настоящее время, но часто имеют иную смысловую нагрузку. На первых этапах познания мира и знакомства человека с минеральным царством, многие сходные по окраске минералы обозначались одним названием, и только с развитием общества и науки происходило их разделение. Так, под названием «рубин» раньше объединяли различные камни красного цвета. Не случайно, что многие исторические рубины на самом деле оказались другими минералами: знаменитый «рубин Черный принц» в британской короне в действительности является шпинелью, а так называемый «рубин Цезаря» – подарок шведского короля Екатерине II – турмалином. Поэтому сведения о многих самоцветах, почерпнутые из старинных трактатов, требуют очень внимательного и тщательного анализа. Исключением является аметист – как и много веков тому назад, под этим названием понимают ювелирный кварц фиолетового цвет, который выделяется из всех спектральных цветов, балансируя на границе красного и синего. При этом цвет аметиста, с одной стороны, варьирует достаточно широко, но с другой – он настолько необычен, что очень часто определение «аметистовый» используется для характеристики цвета различных объектов живой и неживой природы.

При описании цвета аметиста многие известные поэты и писатели прибегали в своем творчестве к различным образам. Исключительно поэтичен А. И. Куприн в рассказе «Суламифь»: «Дарил также царь своей возлюбленной ливийские аметисты, похожие на ранние фиалки, распускающиеся в лесах...». Александр Куприн, Николай Гумилев, Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин, Надежда Тэффи и многие другие поэты и писатели не раз в своем творчестве обращались к аметисту:

И были дни, как муть опала,

И был один, как аметист.

Река несла свои зеркала,

Дрожал в лазури бледный лист.

(М. Волошин. Второе письмо)

Глаза забыли синеву.

Им солнца пыль не золотиста,

Но весь я сном одним живу,

Что между граней аметиста.

Затем, что там пьяней весны

И беспокойней, чем идея,

Огни лиловые должны

Переливаться холодея.

И сердцу, где лишь стыд да страх,

Нет грезы ласково обманней,

Чем стать кристаллом при свечах

В лиловом холоде мерцаний.

(И. Анненский. Аметисты)

Своеобразие окраски аметиста предполагает его легкое определение даже в изделиях, ограненный аметист трудно спутать с каким-либо другим минералом, сходными по цвету могут быть лишь некоторые образцы граната, корунда и скаполита.

Цвет аметиста может изменяться. При длительном действии солнечных лучей аметист может бледнеть; при отжиге бледноокрашенных аметистов получаются кварцы желтого (цитрин) или зеленого (празиолит) цвета.

Побледнел мой камень драгоценный,

Мой любимый темный аметист.

Этот знак, от многих сокровенный,

Понимает тот, кто сердцем чист.

Робких душ немые властелины,

Сатанинской дерзостной игрой

Жгут мечту кровавые рубины,

Соблазняют грешной красотой!

Мой рубин! Мой пламень вдохновенный!

Ты могуч, ты ярок и лучист...

Но люблю я камень драгоценный