Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история (институт).doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
287.74 Кб
Скачать

Церковная реформа

Россия в XVII в. продолжала оставаться глубоко религиозным государством в отличие от стран Европы, где прокатилась волна Реформации. Смута поколебала не только устои гражданской жизни, но и авторитет церкви, переживавшей в середине века явный упадок. Именно церковная регламентация сдерживала процесс изменений в духовной жизни общества.

Реформирование духовной сферы – одно из самых сложных дел. Тем более что православие по сути своей консервативно и мало поддается изменению. Русская церковь продолжала ориентироваться на символы веры, провозглашенные еще в V в. Тем самым обрекала себя на изоляцию не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. В середине XVII в. подобная церковная изолированность сковывала процесс расширения отношений с внешним миром, поэтому в реформировании церкви, наряду с духовенством, было заинтересовано и государство.

Царь Алексей Михайлович воспитывался в греко-фильских традициях. Приезжавшие в Москву греки встречали теплый и радушный прием. Уже дед царя Филарет Никитич произвел исправления богослужебных чинов по греческим образцам. Внук продолжил эту традицию. Идея реформы церкви возникла у царя и его духовника – патриарха Никона, который был исполнителем воли государя. Поэтому после разрыва с Никоном и отстранения его от дел реформу продолжил и осуществил сам царь.

Церковная реформа преследовала две цели: устранение различий в богослужебной практике между русской и греческой церквами, а также введение единообразия в церковной службе по всей России с восстановлением внешнего благочиния духовных лиц.

Таким образом, реформа была весьма умеренна, не затрагивала основ вероучения и роли церкви в государстве. В целом она была нужной, своевременной и правильно задуманной. Но проводилась неумело, поспешно, жестко, без постепенной и терпеливой подготовки общественного мнения в лице служителей церкви и мирян.

Вскоре после избрания патриархом Никон разослал «память» (циркуляр) с обрядовыми нововведениями, поразившими всех как гром среди ясного неба. Так же рьяно и неумело взялся Никон за исправление богослужебных книг. Произошел раскол на сторонников реформы Никона и ревнителей старой веры («староверов»). Результатом раскола стала новая национальная трагедия, разделившая всех россиян – граждан одного государства – на основе идеи. Раскол затронул от 1/4 до 1/3 русских людей. Разделилась не только церковь, но и Русь, душа народа.

Церковная реформа обострила животрепещущий вопрос о власти, точнее, о соотношении власти церковной и государственной. Став патриархом, Никон получил от царя титул «Великий государь». Так именовался ранее отец царя Михаила – патриарх Филарет. Никон воспринял этот титул как превосходство церковной власти над государственной. Тем более что это соответствовало его взглядам и личным амбициям. Патриарх активно вмешивается в светские дела, дает советы царю, осуществляет контроль над Боярской думой в отсутствие царя. Такое положение дел не могло устраивать бояр. В условиях местничества столь высокое положение «худородного» Никона привело к созданию мощной оппозиции против него. В царе тоже произошли перемены. Он совершил военные походы, возмужал, приобрел самостоятельный взгляд на вещи и охладел к «собинному другу» Никону, амбиции которого стали для него неприемлемы.

В 1666-1667 гг. в Москве на церковном соборе были признаны греческие церковные книги, но решительно осужден Никон, и принята следующая формулировка: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – церковных, дабы таким образом сохранились целой и непоколебимой вовек стройность церковного учреждения». Ценой осуждения Никона церковь сохранила свою самостоятельность, добилась восстановления церковного суда и отмены Монастырского приказа. Но в исторической перспективе церковная реформа явилась прологом к отмене патриаршества при Петре I, подчинению церкви государству в лице императора через создание Синода, ставшего фактически государственной коллегией по делам церкви и духовенства.