Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по криминалогии.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
801.28 Кб
Скачать

14. История возникновения и современное состояние профессиональной преступности.

Надо сказать, что рецидивная и профессиональная преступность имеют свою историю развития. Их появление связано с возникновением преступности вообще и своими корнями они уходят в далекое прошлое. В царской России преступность возрастала по мере экономического развития общества и установления капиталистических отношений. В дореформенный период степень рецидива и профессионализации преступности была относительно низкой. В ней преобладали насильственные преступления, кражи и порубка леса, бродяжничество и др. Но уже в середине ХУШ в. четко обозначались категории рецидивных и профессиональных преступников, сформировался воровской жаргон и многие неформальные нормы поведения, игравшие роль криминальных традиций и обычаев.

Вместе с тем, несмотря на существование и активную деятельность многих категорий профессиональных преступников, в уголовном мире дореволюционной России не обнаружено уголовно-воровских «законов», которые действовали бы на всей территории страны. Не было также и организованной преступности, элементы которой уже тогда проявлялись в странах Западной Европы. Это связано с социальными условиями развития рецидивной и профессиональной преступности в России, возникшей значительно позднее, чем государствах Европы.

Только в XIX в. криминалисты выделили особый тип правонарушителя -профессионального преступника. За рубежом это были Ч. Ламброзо, А. Вейнгрт и другие, сформулировавшие образ «преступной страсти», «преступного импульса», преступного поведения профессиональных правонарушителей. В России в трудах И. Фойницкого, С. Познышева, П. Люблинского разрабатывались направления уголовной политики по противодействию рецидиву и профессиональной преступности.

До Октябрьской революции 1917г. рецидивная преступность составляла 15-16 % (до 1914 г.) и возросла в период Первой мировой войны до 22% (к 1916 г.). Правда, были и периоды, характеризовавшиеся высоким уровнем рецидива преступлений. По данным полицейского статиста Е. Н. Тарновского, за десятилетие (1874-1883 гг.) удельный вес рецидива возрос на 30% и составил 20,8%, причем он был различен по делам, рассматриваемым общими(23,8%) и мировыми (17,7%) судами.

Профессиональная преступность тогда, как и сейчас, не входила в статистику. Лишь отдельные ее признаки проходили по учетам полиции или выявлялись по результатам выборочных исследований. Ее уровень определялся в пределах 8-10%. Уголовное законодательство того времени не выделяло специально профессиональную преступность. Повышенная ответственность применялась за повторность (т.е. рецидив) и учитывала тяжесть совершенных преступлений, в том числе возрастание опасности их через повторность, «безбожество», «зловредность», что, конечно же, не в полной мере отражало черты преступного профессионализма, а в большей мере учитывало рецидив (общий или специальный).

В советский период (особенно в периоды гражданской и Отечественной войн) до 2-2,5 раз повышался уровень учитываемого рецидива. Его показатели приближались и даже превышали 40%-ный рубеж. Фиксировались случаи вынужденного профессионализма, когда беспризорники или взрослые преступники организовывали банды для обеспечения выживания. Правда, наряду с ними были и те, кого жизнь не вынуждала воровать, убивать, грабить, и они превратили совершение преступлений в преступный промысел, в образ жизни. Можно предположить, что уровень преступного профессионализма был выше ординарного в этот период в 3-4 раза. Он превышал рецидив потому, что недостаточно эффективно действовала система правосудия, поскольку рецидив связывался с судимостью, а значит оставался категорией правовой, отражающей деятельность правоохранительной системы.

В 20-30-х ГГ.ХХ в. в России сохраняются, а в ряде случаев и преумножаются категории рецидивных и профессиональных преступников, типичных для уголовного мира царской России. Правда, изменения экономических, политических и социальных отношений внесли определенную модификацию в криминальные традиции и законы преступного мира.

Таким образом, в целом можно констатировать, что рецидивная и профессиональная преступность царской России трансформировалась в новых социальных условиях, обнаружила в нестабильные исторические периоды тенденцию количественного увеличения и негативных качественных изменений, чему способствовали обстоятельства так называемого переходного к социализму периода: последствия классовой борьбы, опора на репрессии, безработица, обнищание масс, беспризорность, отсутствие целенаправленной борьбы с ней.

В настоящее время рецидивная и профессиональная преступность теснейшим образом связана с «теневой экономикой». Как раз здесь в основном происходит сращивание рецидивной и профессиональной преступности с ее организованными формами. Ведь, по существу, происходит насильственное изъятие из государственной казны материальных фондов, укрепление позиций «теневой экономики».

Важная особенность профессиональной преступности в том, что она «вынашивает» в своей среде следующую разновидность преступности - организованную преступность, причем активизация этого процесса нередко зависит от кризисных явлений в государстве.