Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по криминалогии.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
801.28 Кб
Скачать

3. Особенности личности экономического преступника.

как показывают результаты криминологических исследований и практической деятельности большинство среди экономических преступников составляют мужчины. Однако, согласно статистическим данным, на протяжении ряда последних десятилетий в женской преступности приоритет неизменно принадлежит группе преступлений корыстной направленности (2/3 посягательств).

Для женщин более характерно криминальное поведение в сферах нарушения установленного порядка осуществления предпринимательской и банковской деятельности, на рынке ценных бумаг, однако нетипично совершение преступлений, связанных с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции. каждый пятый преступник этой категории - лицо женского пола, это объясняется тем, что в условиях современной экономики именно женщины в первую очередь вытесняются с рынка труда. Ограничение возможности трудоустройства, а также снижение уровня благосостояния, неблагоприятные условия жизни увеличивают число женщин, стремящихся к самостоятельной активной деятельности и выбирающих новые модели экономического поведения. Однако лишь единицы представительниц женского пола реально способны легальным путем приобрести начальный капитал и, не нарушая установленных законом норм, начать свое дело и вести его.

Слишком много преград препятствует женскому предпринимательству (влияние рэкета, высокий уровень криминализации бизнеса, нецивилизованная конкуренция, слабый доступ к специальной подготовке, отсутствие ряда психологических качеств, необходимых для занятия предпринимательством, таких как твердость, масштабность, способность рисковать, наконец, «мужской шовинизм», т. е. стереотип массового сознания, считающий, что женщинам не место в мужском бизнесе). Средний возраст экономических преступников 30 и старше, хотя специалисты говорят о небольшом «омоложении». Так, в сравнении с 1990 годом, например, средний возраст взяткополучателя составлял 36 лет.

В остальном, что касается социально-демографического статуса и социальной роли личности, экономические преступники, практически, не отличаются от законопослушных россиян. Многие из них люди семейные, хорошие работники (многие имеют блестящий послужной список и отличаются исключительными деловыми качествами, высоким уровнем трудоспособности), имеют высшее образование (иногда не одно). В возрастном отношении – это люди с устоявшейся психикой и мировоззрением. Коррупционеры достаточно хорошо материально обеспечены.

Личность коррупционера характеризуется негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников.

В структуре коррупционеров авторы книги выделяют: представителей исполнительной власти, работников министерств, комитетов и их подразделений на территории субъектов Российской Федерации – 41,1%; сотрудников правоохранительных органов – 26,5%; работников контролирующих органов - 8,9%; работников налоговой и таможенной служб – 3,2%; депутатов – 0,8%; иные категории – 19,6%. При этом следует учитывать, что уголовно-процессуальный статус депутатов, судей, прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа.

Результаты уголовной статистики свидетельствуют о том. Что среди лиц, осуждённых за взяточничество, 13% были ранее судимы. Из всей совокупности осуждённых за взяточничество 54% осуждены за квалифицированные виды дачи, получения взятки и посредничества во взяточничестве. Специальный рецидив характерен в основном так называемым «мнимым посредникам» (56% от числа повторно осуждённых за взяточничество).

Опрос 124 осуждённых за коррупционные преступления показал, что 72% из них знали об уголовной противоправности своего деяния, 96% рассчитывали избежать наказания, 83% считали назначенное им наказание незаслуженно суровым и лишь 2% полагали, что понесли справедливое наказание, 15% затруднились ответить.

Что касается всей совокупность экономических преступников, то в её структуре представлены такие социальные группы, как служащие – 26%, работники кредитно-финансовой и банковской системы – 52%; собственники-совладельцы – 47,2%, частные предприниматели – 31,2%, иностранные граждане и лица без гражданства – 13%.

Данные лица обладают высоким социальным статусом и среди них, практически, нет лиц, не имеющих постоянный источник дохода

По признаку социального статуса Т.В. Пинкевич выделяет шесть основных типов:

  • «бриллиантовые воротнички» - лица из числа представителей политической и экономической элиты;

  • «золотые воротнички» - лица, выполняющие административно-хозяйственные и распорядительные функции в банковской системе, министерствах;

  • «серебряные воротнички» - руководители коммерческих организаций среднего звена;

  • «белые воротнички» - государственные и муниципальные служащие;

  • «белые манжеты» - руководители отделов, цехов;

  • «голубые манжеты» - частные предприниматели.

Одну из типологий экономических преступников «Личность преступника», положившие в её основу мотивацию.

Корыстолюбивый тип – последовательно, целеустремлённо и постоянно стремится к удовлетворению своих, прежде всего материальных, потребностей, умножению и сохранению личного благосостояния, используя для этого все имеющиеся у него возможности: должностное положение, властные полномочия, связи и т.п.

Престижный тип – характерно стремление обеспечить себя не столько материально, сколько с помощью криминальных денег создавать и постоянно поддерживать свой личный статус, имидж.

Игровой тип – важны, прежде всего, не власть, не деньги, а сам процесс реализации власти. Ощущение реальной опасности при балансировании на грани правопослушного и преступного, дозволенного и запретного доставляет ему остротребуемое моральное удовлетворение, для этого он стремится к созданию для себя максимальных комфортных условий и возможностей, нарушая закон – «рулить во власти».