Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коллоквиум, кр, эссе.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
04.05.2019
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Ценности, образцы и нормы потребительского поведения

В «Домострое» три части.

Первая – «духовное строение» – религиозные наставления. Это – «поучение и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать во святую Троицу и пресвятую Богородицу и в крест Христов и в небесные силы… О том, как царя почитать и князей и вельмож… И о том, как почитать святителей, священников и монахов – и пользу от них получать и молитвы просить на благословение дому своему и всех нужд своих, и духовных и телесных, но пуще всего духовных»2.

Вторая – «мирское строение» – поучение о семейных отношениях. Это некий устав о том, «как жить православным христианам в миру с женами и детьми и домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать и запрещать строго и во всех их делах сохранять их в чистоте, душевной и телесной, и о них заботиться, как о собственной части тела… и нести любовь всем живущим по-божески»3.

Третья – «домовное строение» – рекомендации по ведению хозяйства. Здесь дается устав о том, «как учить жену, и детей и слуг, и как всякий запас собирать – и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах»4.

У «Домостроя» много редакций, отличающихся друг от друга. Как говорят специалисты, это сборник текучего состава 1. Но эти три части явно выделяются во всех редакциях при тех или иных внесенных изменениях.

Первая его редакция была составлена в Новгороде в конце XV – начале XVI веков неизвестным автором, вторая – духовником молодого царя Ивана IV, благовещенским протопопом Сильвестром. Он сократил текст «Домостроя» по сравнению с первой редакцией, дав его как дополнение к другим произведениям, составленным с его участием. Чего нет в «Домострое», то есть в «Стоглаве», сборнике постановлений церковного Собора 1551 года (состоит, как и «Судебник» 1550 года, из 100 глав), в «Четьих-Минеях», в «Степенной книге». Но если «Стоглав» или «Судебник», были официальными законами, то «Домо-строй», остался свободным от жесткой нормализации.

Во второй половине XVII века появились даже стихотворные его переложения. В главе, добавленной Сильвестром, «Послание и наставление отца сыну», резюмирующей все содержание «Домостроя» и посвященной его сыну Анфиму, говорится: «В Писании сказано: «Позаботься оставить детей наставленными в заповедях господних – и это лучше неправедного богатства: краше жить в праведной бедности, чем в богатстве неправедном». Ты тоже, чадо, оберегайся неправедного богатства, добрые дела твори, имей чадо, великую веру в Бога…»2 В этих словах заключена специфика русского миропонимания – богат-ство, справедливость и духовность стоят нераздельно в одном ряду.

Как и другие «домострои», он появился, чтобы отметить изменения в жизни, подвести итоги прошлому – оценить его и/или закрепить как норму 3. В его основе лежит несколько жанров, характерных для средневековой литературы. Прежде всего это «поучения от отца к сыну», которые писали сначала особы царственного ранга (например, «Поучение Владимира Мономаха»), затем крупные феодалы, полководцы, бояре. В «Домострое» такую возможность получило купечество. (Заме-тим, Сильвестр был выходцем из семьи крупного новгородского купца.) Позднее в этом же жанре увидят свет «Завещание отеческое сыну» И. Т. Посошкова и «Духовная» В. Т. Татищева.

Кроме того, на «Домострой» оказали влияние слова святых отцов, о том, как жить христианам, сначала переводные (например, поучения Иоанна Златоуста), затем свои, русские (прежде всего – «Измарагд», сборник нравственного содержания, составленный в Новгороде XIV в.). При этом следует отметить социальную направленность этих поучений – они содержат только те установки нравственной жизни, которые отражают поведение человека в общественной среде. Не личные переживания, страсти, пороки отдельного человека, а только то, что направлено на служение другим членам общества, начиная с семьи. Этим можно объяснить рассуждения о необходимости поучать друг друга словом и наставлять личным примером. Поэтому же мы не видим в «Домострое» осуждения богатства и «торгашества», неправедного суда.

Наконец, русский «Домострой» испытал на себе влияние также западноевропейских «домостроев», восходящих к сочинениям Ксенофонта «О хозяйстве» и «Политике» Аристотеля.

«Домострой» описывает экономику нравственности. Это не закон, а завет. Ему не просто формально подчиняются, а следуют более строго, так как он глубже проникает в душу и направляет все действия. Он настраивает на понимание доброго смысла жизни, которое не приходит извне, а должно быть принято и усвоено изнутри самим человеком, его разумом, опытом, верой. А для этого нужно воспитание ума и совести.

Нравственное начало в человеке противоположно экономическому, основанному на безудержной погоне за корыстью и потребительстве. До определенного момента нравственность способна сдерживать «экономику», но ее необходимо воспитывать. И это делает «Домострой», восходящий как к народному представлению о человеке, так и к христианским нормам нравственности и порядочности. Если человек живет неправедной жизнью (страха Божия не имеет и отеческого предания не хранит, чинит неправды всякие и насилия, чрезмерную наносит обиду и, в долг взяв, его не вернет, истомит волокитой, по-соседски не отзывчив, ограбит, побьет, оклевещет, от неправедных поборов разбогатеет, непотребные дела совершит: блуд и распутство, сквернословие, гнев, ярость, злопамятство, – ест и пьет безудержно, до обжорства и опьянения, всегда пребывает в разгуле и т. д.), то его ждет осуждение или проклятия людей и немилость Божья. И наоборот, если человек живет праведной жизнью, то Бог обратит на него свои милости, приумножит урожай плодами и всякое изобилие, грехи отпустит и вечной жизнью наградит. А от людей – почет и уважение. То есть любое деяние «Домострой» рассматривает с двух точек зрения: религиозной и социальной. А при анализе хозяйственных вопросов – еще и с точки зрения надежности богатства. «Надобно каждому человеку избегать тщеславия и гордыни и неправдою нажитого имущества, жить по силе своей и возможности, и по расчету, и по средствам, добытым законным путем. Только такое житье и благоприятно, и Богу угодно, и похвально среди людей, а себе и детям своим надежно»1.

Отсюда вытекает важный вывод: человек по своей воле совершает поступки, ведущие к добру или злу, к правде или неправде. И по этим поступкам можно дать положительную или отрицательную оценку личности. Праведно жить надлежит всякому человеку. Но особые слова обращены к людям, создающим богатства: «Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, а производят, и пашут – без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону …»2 Нельзя наживаться за счет обмана потребителей.

Труд – основа жизни. Кто трудолюбив, бережлив и понятлив – тому хвала. Кто ленив, небрежен и нерадив – «такого поучать и бранить и, по вине смотря, наложить еще пеню… А кто глуп и груб, вороват и ленив, и ни на что не годится, кого наставления не берут – того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!»

А. М. Яковлева видит сходство идеального человека «Домостроя» – трудового человека – с протестантским типом личности в Западной Европе, как он описан М. Вебером 1. Однако следует добавить, что мотивация труда с протестантской и православной точек зрения является разной. Протестантизм рассматривает труд как главное аскетическое упражнение, основное орудие упорядочивания человеческой души и организации жизненного процесса в рамках профессии. Профессия считается личным призывом Бога служить в этой жизни, «здесь и теперь», обращенным к каждому верующему, «застигнутому» на рабочем месте. О богоугодности труда свидетельствует доходность. «Домострой» же объясняет необходимость труда стремлением к вечной жизни. Человек обязан трудиться постоянно, ибо по завету Божьему это важно для спасения души. Господь сказал: «На чем тебя застану, по тому и сужу». Поэтому всегда надо заниматься серьезным делом, так как смерть может застать в любой момент 2. Отсюда – и строгая регламентация развлечений.

«Искусственные» развлечения, то есть занятия, придуманные людьми, в средние века считались антисвятостью и церковью осуждались. Игра-развлечение, как и двойничество – грех, ибо человек при этом отказывается от имени, данного ему при крещении, а значит, теряет ангела-хранителя и попадает в лапы к бесу. Дозволенными, естественными «утехами» считались любование природой как творением рук Божьих и гостевание 3. В «Домострое» много места отводится правилам приема гостей, этикету: какие блюда подавать, в какой последовательности, кто где должен сидеть, о чем говорить, сколько времени проводить в гостях.

Главная добродетель, по «Домострою», – труд, не только физический, но и нравственный. Термин «труды праведные» имеет очень широкое значение. Слово «праведный» в Древней Руси имело два оттенка: это святой, угодный Богу, и ведающий правду, социальную справедливость 4. Кроме общепринятого понимания, что «никто же без труда не увенчан будет», к «трудам праведным» отнесены честное несение государевой службы, забота жены о доме, забота слуги о хозяйском интересе, воспитание детей.

В памятнике говорится о «воспитании» детей, «наказании» и «поучении». Воспитанием называется забота об их физическом развитии, наказанием – забота о нравственном совершенствовании, а поучением – забота о религиозном развитии. Ум («разум», «смысл») признается из всех свойств человека самым ценным. Его необходимо развивать учением («наказанием»)1. Протопоп Сильвестр в своем «Послании и наставлении отца сыну» советует своему единственному чаду Анфиму, во-первых, читать Писание, во-вторых, держаться добрых людей всех чинов и званий, подражать их добрым делам и внимать их хорошим словам, в-третьих, остерегаться лукавых и преступающих закон, в-четвертых, использовать семейный опыт. Неоднократно Сильвестр напоминает о своих добрых делах и том, как Христос ему за это посылал свою милость, всякие блага (как мы сказали бы сегодня, Сильвестр воспитывает своего сына личным примером).

Культуре потребления продуктов питания посвящено в книге немало страниц. Главная мысль – пища должна быть полезной для здоровья. Поэтому много места отводится рецептам приготовления блюд русской кухни, правилам сохранения всяких припасов, меню в праздники и во время постов. Неоднократно «Домострой» предупреждает о вреде пьянства и обжорства, «неурочных питья и еды». Причем речь идет не о том, что не следует пить вообще, а о том, что необходимо соблюдать меру, нельзя пить «без удержу», «упиваться допьяна пьяными». «Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути», лишаются и земного богатства, и небесного. Из-за чрезмерного пьянства хозяйству разорение, от людей позор, родителям печаль и Богу не угодно 2. Вот так комплексно подходит к рассмотрению последствий пьянства эта книга: с точки зрения самого индивидуума, социума и религии.

Потребление одежды должно отличаться бережливостью. Работать – в рабочей одежде, а «по праздникам и при добрых людях, да в хорошую погоду» – платье должно быть лучшее. Одежда должна быть непременно чистой, заплатанной и зашитой. Носить ее и хранить надо аккуратно, чтобы «и людям посмотреть не совестно, и себе хорошо и прибыльно, и сиротине дать во спасение». Социальная функция одежды, по «Домострою», выражает не демонстрацию своего благосостояния, а стремление доставить удовольствие ближнему своим опрятным видом, а также заботу о слугах, бедных, нуждающихся, которым можно передать свои старые, но хорошо сохраненные вещи.

В основу должного потребительского поведения положен призыв возлюбить Господа и ближнего своего. Приоритет ценностей взаимопомощи, сострадания, милосердия пронизывает всю книгу. Если «у соседа или иного христианина не хватило зерна – на семена ли, на пищу, да лошади или коровы нет, или налога в казну уплатить нечем, – так нужно помочь ему и ссудить, а мало у самого, так у людей подзанять, но другому по просьбе дать. И помогать им от всей души, от всяких обидчиков оберегая по правде их». Следование коллективистским ценностям, милосердие и любовь, добрые дела являются делом богоугодным. Помог нуждающемуся, больному или нищему – получишь награду от Бога, который «преумножит урожай плодам и всякое изобилие… грехи отпустит и вечной жизнью наградит»1.

В «Домострое» говорится о стремлении к достижению достатка в удовлетворении самых необходимых жизненных потребностей. Признаки этого достатка – у людей отсутствует тревога или возмущение, они пребывают в мире, сыты, одеты, имеют теплую сердечную атмосферу в доме. При этом материальное богатство не является главной целью, приоритет отдается нематериальным ценностям. «Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении… в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, со всяким будь обходителен, щедр и милостив… друзей возлюби, а не злато…»2. (Выделено мною.– Л.Р.).

Но экономический аспект потребительской культуры в «Домострое» не является обойденным. Всякий человек должен жить по средствам. Необходимо все заранее распределить и вести хозяйство согласно приходу и расходу. Закупать товар и припас, какой не портится быстро, нужно тогда, когда завоз. Тогда это обойдется дешево: «хоть сейчас и не нужно, но тогда и купи – и покроешь нужду свою, а чего запасешь с избытком, на том деньги придут с прибылью», можно будет «лишнее продать, когда товар вздорожает»3.

Есть в «Домострое» и экологический аспект – указание на необходимость ведения домашнего хозяйства в чистоте и «в полном порядке». Глава 42 предписывает всегда подметать мусор, выгребать грязь, а зимой – снег во дворе и перед воротами на улице, содержать в чистоте конюшню, хлев, избу и всю домашнюю утварь.

Весьма интересны и актуальны наставления о необходимости вести учет и контроль запасов, о бережливости и гостеприимстве, умении строить отношения с людьми, уклоняться от конфликтов, избегать пьянства и разврата. «Законный брак тщательно соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани … и пьянственного берегись недуга – от тех двух причин все зло заводится и ведет в преисподний ад: и дом пуст –богатству разорение, и Богом не будет помилован, и людьми обесчещен, высмеян и унижен, родителями же проклят»4.

Таким образом в «Домострое» описан как идеал аскетический тип потребительской культуры, утверждающий жизнь, полезную для души и для тела, в любви к Богу и к людям, «по правде и с чистой совестью». Хорошо сказал об аскетизме, глубоко вошедшем в русскую душу, В. В. Зеньковский: «Русский аскетизм восходит не к отвержению мира, не к презрению к плоти, а совсем к другому – к тому яркому видению небесной правды и красоты, которое своим сиянием делает неотразимо ясной неправду, царящую в мире, и тем зовет нас к освобождению от плена мира. В основе аскетизма лежит не негативный, а положительный момент: он есть средство и путь к преображению и освящению мира. Видение небесной правды и красоты вдохновляет к аскетизму…»1 (Выделено автором. – Л.Р.)