Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методология истории.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

3. Воспитательная функция

Уже античные и средневековые историки видели важнейшую свою задачу в выработке у сограждан высо­ких нравственных и гражданских качеств. Все древние историки в той или иной мере являлись моралистами. Сравнительные жизнеописания Плутарха были призва­ны служить примером и образцом для подражания луч­шим людям и для исправления дурных нравов121. Цель его биографий — воспитание, назидание, а история в них — лишь необходимый фон для выведения соответ­ствующей морали. Воспитательные задачи своих трудов формулировали Саллюстий122, • Прокопий Кессарий-ский123 и другие авторы.

О воспитательном назначении истории говорила и просветительская философия. Дидро и Д'Аламбер в своей «Энциклопедии» указывали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными..., это (сравнение) побуждает со­временные нации соревноваться друг с другом в искус­ствах, торговле, земледелии. Крупные ошибки в про­шлом очень полезны во всех отношениях. Нельзя не напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчасть­ях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспор­но, что напоминание о них мешает их повторению»124. Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного му­жа125. При этом надежды возлагались на то, что про­свещенный правитель способен обеспечить разумное го­сударственное устройство и проводить правильную по­литику.

Безусловно, историки прошлого были правы в

121 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.З.- М.: Наука, 1964. С.194.

122 Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. - М.: Наука, 1981. С.41.

123 Прокопий Кесарийский. Тайная история. - М: Веста, 1991. С.6-7.

124 История в Энциклопедии Дидро и Д.Аламбера. - Л.:Наука, 1978. С.13.

125 Боллингброк Г.С.-Д. Письма об изучении и пользе истории. - М.: Наука, 1978. С.13-15.

72

том, что исторические работы, независимо от намере­ний их авторов, оказывают воспитательное воздействие на читателей. Воспитательный заряд содержат в себе сами факты истории. Образованный человек не может равнодушно воспринимать героические деяния своих предков, относиться безразлично к борьбе порабощен­ных народов за свою свободу, к жертвам во имя мира, добра, справедливости, прогресса. Он не может не осу­ждать преступления, политику террора и насилия, пре­дательство. Эмоциональное переживание подобных ис­торических фактов воздействует на формирование нрав­ственных качеств читателя, способствует выработке у него определенных ценностных ориентации.

Конечно, исторические труды сами по себе, в отрыве от иных воспитательных мероприятий, не сде­лают человека добропорядочным гражданином, патрио­том своей родины. Однако в этом отношении истории принадлежит важная роль.

Без знания прошлого своего народа и человечест­ва в целом нельзя представить себе культурного человека. Чем шире исторический кругозор, тем легче ему ориен­тироваться в окружающем мире. Изучение истории спо­собствует глубокому уяснению эволюционного характера общественного развития и четкому определению своего места в этом процессе. Понимание истории позволяет осознать свой долг перед ушедшими и будущими поколе­ниями, ценить накопленные культурные блага, с уваже­нием относиться к иным культурным системам.

Исторические знания имеют особое значение для формирования мировоззрения подрастающего поко­ления. Не случайно в XIX в. история была введена в программу школьного обучения. Попытки перевести ее из числа обязательных дисциплин в факультативные, имевшие место как на Западе, так и в СССР, окончи­лись провалом. Опыт показал, что, при всех имеющих­ся недостатках в преподавании истории, без знания ее основ нельзя вести речь о получении полноценного об­разования. Однако преподавание истории в средней школе нуждается в постоянном совершенствовании.

73

Оно должно учитывать в первую очередь возрастные и эмоциональные особенности школьников, а это значит, что сложные проблемы исторического развития должны подаваться облеченными в форму увлекательного рас­сказа о событиях, людях и процессах.

Ярким примером возможностей историографии в деле формирования национального самосознания явля­ется деятельность немецких историков XIX в. В это сто­летие Германия вступила политически раздробленной и экономически отсталой. Достижение политического единства и выход страны в разряд передовых европей­ских государств были возможны только через развитие самосознания немецкой,нации. Громадный вклад в ре­шение этой задачи внесла германская историческая наука. Реорганизация изучения и преподавания истории в немецких университетах способствовала тому, что германская историческая наука к середине столетия стала ведущей в Европе.

В 1819 г. было организовано Общество по изуче­нию источников древней германской истории со своим журналом. Оно дало мощный толчок возрастанию инте­реса к истории. Целью Общества было развитие нацио­нального самосознания через работу с историческими источниками. К середине 40-х гг. в Германии уже дей­ствовали 44 аналогичных общества, а вместе с археоло­гическими союзами их число достигло 60-ти. Они охва­тывали более 9 тыс. членов126. Акцент в исследователь­ской и издательской деятельности делался на истории Германии. Космополитическая точка зрения истолкова­ния истории была заменена националистической. Если раньше смысл и цель истории виделся в воспитании гражданина вселенной, то теперь — немецкого патрио­та. В центре внимания историков стали судьбы народа и отечества, интерпретируемые как одно целое.

Вклад германских историков в дело политиче­ского объединения Германии под эгидой Пруссии неос-

126 Историография истории нового времени стран Европы и Америки - М.: Высш. шк., 1990. С. 134.

74

порим. Однако опыт развития германской исторической науки предупреждает нас и об опасности попадания в сеть воинствующего национализма. Распространяя от­кровенно националистические и милитаристские воз­зрения, историография оказалась ответственной за тра­гические судьбы немецкого народа в XX в.

Пример германской историографии свидетельст­вует о том, что патриотическое воспитание масс не мо­жет основываться исключительно на пропаганде нацио­нальных идей. В его основе должно лежать безусловное признание общечеловеческих ценностей, идеалов свободы, демократии и уважения прав человеческой личности.

Эффективность выполнения исторической нау­кой ее воспитательной функции во многом зависит от степени ее влияния на читательскую аудиторию. Это предполагает не только издание популярных историче­ских работ, но и доступность изложения в специальных исследованиях, способных заинтересовать широкую ау­диторию. В немалой степени популярность того или иного издания определяется литературным мастерством его автора. Поэтому историк по необходимости должен сочетать в себе мастерство исследователя и литератора.