Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_Oli.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
282.62 Кб
Скачать

23. Творч. Джойса. Концепция сб. «Дублинцы». Проблем-ка и худ. Своеобр. Романа «Улисс».

Ирландия – колон. территория Англ. (нац-освободит. борьба), но Джойс счит, что рук-ли этой борьбы преслед-ют св. личные цели => разочар-ние, уезжает из Ирл. навегда, но это пост. тема его произв-ний. Начинает со стих-ний (сб «Камерная музыка» в духе постсимв-зма) + неск-ко эстетич. работ («Драма и жизнь») – драма как высшая форма иск-ва, выстраивает св. иерархию ценностей. Худ-к д. обращаться к осн. з-нам бытия, сюжеты – из прошлого, вкладывает в эти основы св. замыслы.

Uliss – лат. написание имени Одиссея. Джойс решил написать св. «Одиссею» - это эпопея. 1 день из жизни 3 героев: события 16 июня 1904 – день знакомства Джойса с его женой. 18 эпизодов, стиль кажд. соотв-ет обстановке, в кот. он происходит.

Блум – мелк. служащий, «мал. ч-к», намеренно противопост-н яркому Одиссею – любит поспать и полениться, восп-ния о ранее умершем сыне.

Дедалус – интеллект. герой, ученый, филолог, истории, фф! В сознании пост-но прокручивает соображения интеллект. плана.

Блум и Дедалус – полные противополож-и. Примитив и интеллект, потоки их сознаний оч. разные (индивид-я героя ч/з его поток сознания).

У Дедалуса – оч. много цитат, аллюзий, имена пис-лей, ффов, образы мир. л-ры и живописи.На поверх-ти содерж-ия – странствия Блума и Дедалуса по Дублину, причем иногда их дороги сходятся, пересек-ся, идут параллельно, расходятся. Архитектоника р-на сложна, но подчинена внутр. логич. замыслу: Одиссей (Л.Блум), петеш-ий по Дулину в поисках сына, Телемак (Стивен Дедалус – не сын!) – грустящий об отце и желающий обрести духовного отца, Пенелопа (Мэрион), ожидающая мужа дома.

Т. о. Дублин – весь большой мир, Блум – ч-к вообще, жизнь – ч/з его восприятие + это и документ. р-н –путеводитель по Дублину. Изъезженная колея жизни Блума – но! Он и Дедалус одновременно смотрятся в зеркало и видят там портрет Шекс. (символ единения нации), их единение – концепция епифании: откровения, прозрения. У Джойса опред. представл-ие о мир и ч-ке – бытие чел. цив-ции движется по кругу (низовой этаж бытия преобладает над высоким и интеллект.), но однажды – событие, кот. полностью переворач., меняет внтр сущ-во ч-ка (у Гюго в «Соборе» - Квазимодо -а и Блума, кот. узнавая др. др, полчают св. единение в мире, ч/з это – возрождение души. Ч-к един в св. стремлении к познанию. + концепция епифании – и в сб.

«Дублинцы» - цикл рассказов, в кот. – разн. аспекты чел. сущ-ния, увиден. в разн. эпоху зрелости личн-и, но объед-ные одним настроением трагедии сущ-ния, подвергшегося тяжелым нравств. испытаниям. тема дух. смерти! Р-зы о детстве («Сестры», «Встреча», «Аравия»), о юности («Эвелин», «Два рыцаря», «Пансион»), а зрелом возрасте («Облачко», «Личины». «Земля») + р-зы, посвящ. обществ. борьбе и обществ. жизни Ирландии («Мать», «Милость божия»). Жизнь Дублина – до ур-ня символа чел. сущ-ния, оцепеневшего и б/смысленного. Р-з «Мертвые», глав. заботы героев – еда и пустые разговоры, но неожид-но жена грета слышит песню, кот. когда-то ей пел влюбленный в нее юноша – расск-ет мужу. Событие откровения, озарение! – отныне отн-ия выстраив-ся по-др. Интересна «книга» в сб «Джакомо Джойс» - автобиогр, эстетич. концепция самого автора (имя – намек на Возр, любовь, эмоции). Мал. прозаич. рассказы-миниатюры, описание состояния влюблю. ч-ка в св. ученицу Амалию Поупер (еврейка, соответсвие ее образа с тардиц. библ. образом). Позд. тв-во: «Поминки по Финнегану», разрушение формы, кот. создавалась Дж., р-н, в кот. вся история чел-ва включена в 1 момент сна героя.

Дублинцы (Dubliners) — сборник из 15 рассказов молодого Джойса, впервые опубликованный в 1914 году. В рассказах в импрессионистической манере изображена жизнь дублинцев средней руки. Некоторые из персонажей впоследствии будут введены автором в роман «Улисс».

В литературной критике утвердилось мнение, что в рассказах сборника покинувший Ирландию писатель стремился вскрыть не только причины, побудившие его уехать, но и предугадать свою судьбу, останься он на родине. Дублин предстаёт в книге как «кладбище душ», которые по-чеховски стремятся вырваться из душного мирка повседневности, но оказываются скованными социальными и психологическими путами.

В «Дублинцах» преломилась эстетика символизма в ибсеновском её понимании. Автор устраняется из текста, позволяя читателю самому делать заключение об увиденном. Выделение отдельных виньеток повседневной жизни в рассказы и их сопоставление позволяют судить о психологической или нравственной подоплёке того или иного эпизода.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]