Добавил:
maria.apanovich1@mail.ru Обычная маленькая девочка с зелеными глазами, открытой душой и милой улыбкой) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пол-гия.Отв.1курс.docx
Скачиваний:
603
Добавлен:
25.03.2019
Размер:
430.75 Кб
Скачать

34.3. Основные функции идеологии.

  • Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации.

  • Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений.

  • Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.

  • Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития.

  • Мобилизационная. Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.

  • Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.

  • Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.

  • Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть. Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

35. «Теории» деидеологизации и реидеологизации.

Растущее влияние науки в жизнедеятельности современного общества, превращение её в основной фактор социально-экономического развития вызвали к жизни в начале 60-х гг. ХХ в. теорию деидеологизации общества, авторами которой стали американские социологи Даниел Белл, Элвин Тоффлер, Джон Гэлбрейт, а также другие аналитики западных стран.

Суть теории деидеологизации общественной жизни заключается в утверждении, что идеология как выражение интересов и устремлений противостоящих друг другу социально-классовых сил в постиндустриальном обществе утрачивает своё прежнее значение. Поскольку ныне ведущей социальной силой становится не класс, владеющий собственностью, а класс профессионалов, владеющий знанием, то на смену социальным конфликтам приходит согласие различных профессиональных групп относительно целей общественного развития. Вместе с этим приходит к своему концу и история как процесс борьбы различных социальных групп и общностей. Политика же в таком обществе, пишет Д. Белл, «будет не спорами между функциональными группами с экономическими интересами по поводу распределения национального продукта, а заботой о коммунальном обществе, в частности о малообеспеченных группах населения». В этих условиях на смену идеологиям приходит научно-рационалистический подход к решению конкретных общественных проблем, а на смену идеологам приходят научные эксперты.

И всё же выводы о «конце идеологии» оказались преждевременными. В конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия обострение социальных противоречий на Западе, вызвавшее к жизни новые социальные движения («зелёные», пацифисты, феминисты, антиглобалисты, коммунитаристы и т.п.), поставило под сомнение теорию деидеологизации, и её авторы были вынуждены смягчить свою позицию. Поскольку стал очевидным «идеологический вакуум», который заполнялся различными оппозиционными идейными воззрениями, то был поставлен вопрос об идеологическом обновлении западного общества.

Результатом соответствующих усилий стала концепция реидеологизации, которая является одновременно и отрицанием, и своеобразным продолжением теории деидеологизации. Сохранив основной тезис последней - противопоставление науки и идеологии, - авторы концепции реидеологизации вместе с тем исходят из того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Ответы на подобные вопросы, считают они, призвана давать идеология.

Поэтому авторы данной концепции разработку и обновление идеологии возводят в ранг постоянной задачи по самовоспроизводству общества.