Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная психология.docx
Скачиваний:
163
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
469.03 Кб
Скачать

Раздел 2. Социальная психология личности

Тема 2.1. Личность в социальной психологии

Понятие «личность и все производные от него слова: «личный», «личностный», «персональный» и т.д. - сегодня очень прочно вошли в сознание человека современной европейской культуры и во все европейские языки. Слово это настолько широко задействовано в ны­нешнем лексиконе, что может сложиться впечатление, будто оно су­ществовало всегда и всюду, но это далеко не так.

Проблема личности в социальной психологии имеет свою исто­рию. Анализ дискуссии о категории «личность» в системе социаль­но-психологического знания, проведенный Г.М. Андреевой (2000), показывает наличие противоположных взглядов на проблему. Одни исследователи задачей социальной психологии считают именно изу­чение личности (Платонов К.К.), в том числе и в контексте группы. Другие придерживаются точки зрения, что для социальной психоло­гии главный объект исследования - изучение «психологии группы». При такой аргументации предполагалось, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии и персонологии, а отличие социальной психологии от них состоит в другом фокусе интереса.

По мнению Г.М. Андреевой, необходимость включения катего­рии «личность» в предмет социальной психологии диктуется и други­ми соображениями. Проблема личности - это задача всей совокуп­ности психологических наук, и поэтому, даже если определить «гра­ницы» между ними, вопрос о специфике анализа личности полностью не решится. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: философия и социология; этика, педагогика, генетика. Совместность этих усилий, конечно, предполагает комплексный подход к исследованию личности, но и он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска каждой из вовлеченных в него дисциплин.

Для социальной психологии важно установить отличие своего подхода к личности от двух других «родительских» дисциплин: социологии и психологии. Вся трудность решения этой проблемы заклю­чается в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социаль­ной психологии.

Известно, что в отношении человека используются разные терми­ны и понятия: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Человек - понятие самое общее. Оно означает вид в биологи­ческой классификации (Homo sapiens) и поэтому представляет со­бой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне мы можем выделить категориальные пары понятий «вид-индивид», за биологическим индивидом закрепилось понятие «особь», а за человеческим - «индивидуум». Человеческий индивид, или ин­дивидуум, есть представитель рода, а именно биологического вида Homo sapiens. Человек, взятый в его социальном качестве, есть лич­ность. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Сущность человека не в его уникальности как индивидуума, а как раз в противоположном. В его социальном качестве, сближающем его с подобными ему индивидами того же рода, сущность в его соци­альности.

Это социальное качество человека мы и называем личностью.

В процессе социализации человеческий индивидуум становится личностью, качество которой зависит от социальной среды, от соци­ально-экономического строя, от культуры, т.е. от многочисленных собственно социальных характеристик его окружения.

Личность последовательно формируется в процессе он­тогенеза в обществе. Поэтому категория, парная понятию «лич­ность», - это «общество».

Личность - это конкретный человек, являющийся представите­лем определенного государства, общества и группы (социальной, эт­нической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осозна­ющий свое отношение к окружающим его людям и социальной дей­ствительности, включенный во все отношения последней и занимаю­щийся своеобразным видом деятельности, наделенный специфически­ми индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психо­логические особенности определяются:

  1. содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека - это сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились н сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отно­шений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социаль­но психологических качеств на поведение, действия и поступки;

  2. степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутстви­ем или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказыва­ется в силу различного рода социальных обстоятельств;

  3. степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффектив­но проявляться;

  4. содержанием и характером потребностей и интересов, устой­чивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогран­ностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

  5. спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально- психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.

Социально-психологическая характеристика личности как описа­ние всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизированную внутреннюю структуру, основной фокус ко­торой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение.

При этом не надо забывать и об общепсихологической структу­ре личности, отражающей единство и проявление трех взаимосвя­занных сторон.

Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы - это психические явления, обеспечи­вающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоян­но проявляющиеся особенности личности обеспечивающие опреде­ленный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Разли­чают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния - это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный мо­мент времени. Психические образования представляют собой пси­хические явления, формирующиеся в процессе приобретения челове­ком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности связана с общественно значимыми качествами и особенностями, позволяющими занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Мо­ральный облик личности - это система представлений о морали, от­ражающая наличие 7'вердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности - это устойчи­вая система взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности выявляет ее ос­новные качества и характеристики, позволяющие играть определен­ные роли в обществе, занимать определенное положение среди дру­гих людей. Входящие в нее отношения к другим людям представля­ют собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-пси­хологических качеств личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обусловливае­мые индивидуально- и социально-психологическими особенностя­ми, позволяющими завоевывать определенный авторитет и дове­рие со стороны других людей. Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности - настроенность на определенное отношение к обществу и к другим людям.

Ценности, ценностные ориентации, потребности и склонности в социальной психологии

Анализируя множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, социологии, этике и психологии (Леонтьев, 1996), можно прийти к неизбежности отнесения этого понятия к трем различным группам явлений и представлении о трех формах существования ценностей:

  1. общественные идеалы - выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совер­шенстве в различных сферах общественной жизни;

  2. предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

  3. мотивационные структуры личности («модели должного»), понуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и (цельности общественных ценностных идеалов.

Эти три формы переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предмет­ное воплощение этих моделей: предметно воплощенные ценности в свою очередь становятся основой для формирования общественных идеалов т.д. по бесконечной спирали.

Каждой естественной социальной группе (большой или малой, от семьи до человечества в целом) присущи психологические феноме­ны и проявления, субъект которых - именно группа в целом, а не ее члены или их взаимодействия между собой. В числе этих феноменов можно назвать общественное сознание (К. Маркс), общественное бессознательное (Э. Фромм), социальный характер (Э. Фромм), коллективные представления (С. Московичи), социетальную психику (Е. Донченко), характерные для группы нормы, ритуалы, традиции, а также ценности как концентрированное выражение опыта жизнедеятельности конкретной социальной общности.

Во многих видах и формах деятельности индивид выступает не как изолированная единица, а как представитель той или иной социальной группы - семьи, трудового коллектива, профессиональной кор­порации, нации, этнокультурной общности, демографической когорты т.д., - опираясь во многих случаях не только и не столько на индивидуальный, сколько на групповой опыт и групповые регуляторы поведения, усвоенные в ходе социализации. Одновременная включенность инди­вида в довольно большое число социальных групп разного масштаба и ранга многосторонне опосредует его отношения с миром.

Качественный аспект включенности индивида в те или иные группы выражается понятием «социальная идентичность лич­ности». Социальная идентичность характеризует то, членом каких социальных групп и общностей индивид ощущает себя, по отноше­нию к каким группам он себя определяет и соответственно какие группы выступают для него в качестве референтных. Идентифика­ция индивида с той или иной социальной группой или общностью фе­номенологически выступает как ассимиляция им коллективного опыта и коллективной психологии этой группы, наиболее концентрированным выражением которых выступают групповые ценности. Функциональ­ная роль ценностей прямо связана с самим фактом жизни человека в обществе.

Механизм становления личностных отношений описан в поняти­ях интериоризации личностью социальных ценностей (Донцов, 1975). Осознание некоторого предмета как общественной ценности пред­шествует превращению его в личностную ценность - регулятор ин­дивидуального поведения. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентиро­ваться в своем поведении и деятельности, человек может тем са­мым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было» (Додонов, 1978). Однако отнюдь не все социальные ценнос­ти, осознаваемые и даже признаваемые индивидом в качестве тако­вых, реально ассимилируются им и становятся его личностными цен­ностями. Осознания и положительного отношения к ценности явно недостаточно; более того, они, по-видимому, даже не являются необ­ходимыми. Необходимое же условие этой трансформации - практи­ческое включение субъекта в коллективную деятельность, направ­ленную на реализацию соответствующей ценности. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы. Можно предположить, что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп. На начальных стадиях индивидуального развития единственной ре­ферентной малой группой, опосредующей усвоение социальных цен­ностей, долгое время остается семья. В подростковом возрасте, когда оформляются более или менее устойчивые компании сверст­ников, они становятся вторым, альтернативным каналом усвоения цен­но», гей. Этим, в частности, объясняется возможность воспроизводства

в обществе антигуманных и антиобщественных ценностей. Если девиантная группа становится для индивида референтной, ценности более широких социумов, в том числе общечеловеческие ценности, воспринимаются через призму ценностей референтной малой груп­пы, а не наоборот.

Соотношение ценностей общества и ценностей отдельных индивидов нередко описывается как соотношение ценностного инварианта и выражающих его вариантов. Важное уточнение вносит в это по­нимание Ю.М. Жуков (1976), указывающий, что ценности личности, так же как и ценности группы, - это не просто вариант, но скорее конкретизация ценностей общества. Таким образом, личностные цен­ности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуются его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и ба­рьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности.

11ервый из них - трактовка ценности в одном ряду с такими понятиями, как мнение, представление или убеждение (Брожик, 1982; Ручка, 1976; Rokeach, 1969; Schloeder, 1993). Так понимаемые ценности

не обладают самостоятельной побудительной силой, черпая ее из каких-то иных источников. Другая трактовка рассматривает индивидуальные ценности или ценностные ориентации как разновид­ность или подобие социальных установок (отношений) или интересов ( Ядов, 1979; Morris, 1956; Spranger, 1913). В таком понимании им при­писывается направляющая или структурирующая функция, к которой сводится эффект ценностной регуляции. Наконец, третий подход сближает их с понятиями потребности и мотива, подчеркивая их реаль­ную побудительную силу (Василюк, 1984; Дилигенский, 1977; Додонов, 1978; Жуков, 1976; Шерковин, 1982;Maslow, 1970). По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности невидным образом относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуаци­ей, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обла­дают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценнос­тей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности.

Вместе с тем более традиционным является рассмотрение по­требностей в качестве устойчивых мотивационных образований. Потребности также характеризуются трансситуативностью и устой­чивостью и оказывают на конкретную деятельность «мотивообразу­ющее» и «смещающее» воздействия. Под функциональным утлом зрения личностные ценности и потребности оказываются, таким об­разом, неразличимыми. В этом состоит одна из объективных причин того, что понятию «ценность» в психологии до сих пор не удалось утвердиться в самостоятельном статусе.

Потребности представляют собой форму непосредственных жиз­ненных отношений индивида с миром (Леонтьев, 1992). Они отража­ют текущее состояние этих динамичных и постоянно меняющихся отношений. Побудительные и смыслообразующие процессы, беру­щие начало от потребностей субъекта, отражают динамику самой жизни, актуальные требования текущего момента, которые предъяв­ляет субъекту его жизненный мир. Личностные ценности представ­ляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они асси­милируются в структуру личности, как это было описано выше, и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от си­туативных факторов. Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один», через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому; в своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях, напротив, он всегда не один. Если потребности представляют в структуре мотивации живое, динамич­ное, ситуативно-изменчивое, то ценности - стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное.

Побудительная сила потребностей постоянно меняется, их сис­тема характеризуется «динамической иерархией». Иерархия личност­ных ценностей неизменна. Изменение иерархии личностных ценнос­тей, как уже отмечалось выше, - это кризис в развитии личности.

Другая группа различий между потребностями и личностными ценностями связана с характером их мотивообразующих воздействий. И Франкл (Frankl, 1969) выразил это следующим образом: если потребности толкают нас, то ценности притягивают. Потребности мы субъективно воспринимаем как нечто, находящееся «внутри» нас и тикающее к чему-то «снаружи»; при этом то, к чему побуждает нас любая потребность, - это конкретный предмет или, точнее, конкрет­ная деятельность, релевантная некоторому классу предметов (Леонтьев, 1990).

Потребности непосредственно переживаются как связи с ми­ром, какие-то зависимости или взаимозависимости, нужды или жела­нии, напряжения или соблазны, требующие каких-то усилий, направ­ленных в мир, чтобы адаптироваться к этим напряжениям или, на­против, приспособить мир к своим желаниям.

Ценности переживаются как идеалы - конечные ориентиры желательного состояния дел. При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, если потребности переживаются как воп­лощение моего индивидуального желания, то ценности - как «объек­тивно» желательное положение вещей, не только для меня одного. К. Клакхон в этой связи различает желаемое (индивидуально пред­почитаемое) и желательное, т.е. то, предпочтение чего обосновано с точки зрения личных или общественных стандартов. Критерии жела­тельности желаемого определяются при этом его совместимостью со стратегическими целями и направленностью развития как лично- с ти, так и социальных групп и социокультурных систем. Ценностные идеалы не обязательно осознаются; осознанность не является необ­ходимым признаком личностной ценности.

Вопросы для закрепления:

  1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию

  2. личности.

  3. Традиции и современное состояние исследований личности в социальной психологии.

  4. Понятие о ценностях и ценностных ориентациях личности в социальной психологии.

  5. Потребности и мотивы поведения.

Литература: [1], [3], [7], [8], [10].