Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное право часть 2 ответы на зачет.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
219.93 Кб
Скачать

В 3. 3. Понятие и признаки простого убийства

Понятие убийства дано в ч. 1 ст. 105 УК РФ. Это преступление определяется как “умышленное причинение смерти другому человеку”. Рассмотрим признаки убийства подробнее.

Во-первых, речь идет о причинении смерти. Это значит, что для квалификации убийства следует установить наступление смерти, руководствуясь теми критериями начала и окончания жизни, о которых было сказано выше. Если же намерение виновного лица лишить жизни другого человека не было реализовано по обстоятельствам, не зависящим от его воли, то ответственность должна наступать не за оконченное убийство, а за покушение на него. Покушение на преступление имеет место, например, в том случае, когда виновный полагает, что совершает убийство живого человека, хотя в действительности тот умер незадолго до этого в результате инфаркта миокарда или иной причины, не связанной с поведением виновного лица (покушение на негодный объект). О покушении на убийство следует говорить и в том случае, когда мать, думая, что ребенок родился живым, хотя это не так, совершает действия, направленные на лишение новорожденного ребенка жизни.

Во-вторых, законодатель говорит о причинении смерти другому человеку, а не себе самому. Самоубийство российским уголовным правом не наказывается, даже в случае неудавшейся попытки самоубийства. Истории права известны случаи наказания самоубийства. Так, согласно английскому общему праву самоубийство влекло уголовную ответственность. Разумеется, бремя ответственности возлагалось не на умершего человека, а на его наследников, которые лишались титулов, земель и т. д.

В уголовном праве РФ установлена ответственность лишь за доведение до самоубийства (ст. 110). Не подлежит ответственности лицо, склонившее другого к самоубийству или оказавшее ему в этом помощь. Вместе с тем в ряде современных государств устанавливается уголовная ответственность за подстрекательство к самоубийству (Франция и др.) или за пособничество ему (Австрия, Дания, Швейцария и др.). В Англии ответственность за самоубийство и покушение на него была отменена лишь Законом о самоубийстве 1961 г. С тех пор в английском уголовном праве появился специальный состав пособничества и подстрекательства к самоубийству (ст. 2 Закона 1961 г.). Ответственность и за пособничество самоубийству, и за подстрекательство к нему установлена в Болгарии, а также других странах.

В-третьих, любой вид убийства характеризуется умышленной формой вины. Умысел может быть прямым или косвенным. Причинение смерти по неосторожности убийством не является.

Некоторые юристы предлагают дополнить определение убийства еще одним признаком – противоправностью. Указание на противоправность убийства, по мнению этих юристов, позволит отграничить преступление-убийство от тех случаев лишения жизни, которые имеют законное основание (исполнение смертной казни, лишение жизни в процессе необходимой обороны, осуществляемой без превышения ее пределов, и т. д.). Однако в таком дополнении нет необходимости, поскольку согласно статье 14 УК, любое преступление представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. В определении преступления уже содержится указание на признак противоправности. Лишение жизни посягающего в ситуации необходимой обороны при соблюдении всех условий правомерности последней убийством не считается, так как не обладает признаками преступления (противоправностью, общественной опасностью, виновностью).

Причинение смерти, соответствующее признакам, указанным в ч. 1 ст. 105 УК, при отсутствии других дополнительных обстоятельств, наличие которых свидетельствует о совершении квалифицированного или привилегированного состава убийства, представляет собой простое убийство.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 27 января 1999 г. № 1 “О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)” разъяснил, что по ч. 1 ст. 105 УК квалифицируется такое убийство, которое совершено без квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 105 УК, и без смягчающих обстоятельств, предусмотренных статьями 106, 107 и 108 УК (например, в ссоре или драке при отсутствии хулиганских побуждений, из ревности, по мотивам мести, зависти, неприязни, ненависти, возникшим на почве личных отношений).

Как отметил Пленум Верховного Суда РФ, причинение смерти в ссоре или драке только тогда может рассматриваться как простое убийство, когда оно не совершено из хулиганских побуждений. В противном случае речь идет не о простом, а о квалифицированном виде убийства, предусмотренном ч. 2 ст. 105 УК. Иногда на практике бывает сложно отграничить убийство в ссоре или драке от убийства из хулиганских побуждений. Для правильного отграничения этих двух видов убийства необходимо выяснить, кто явился их инициатором, не был ли конфликт спровоцирован виновным для использования его в качестве повода к убийству. Если зачинщиком ссоры или драки явился сам потерпевший, а также в случае, когда поводом к конфликту послужило его противоправное поведение, виновный не может нести ответственность за убийство из хулиганских побуждений. Это связано с тем, что хулиганский мотив исключает личные мотивы (месть, ревность и др.). А ответные действия на противоправное поведение потерпевшего совершаются как раз в силу этих мотивов (месть, злость, обида, страх и т. п.). Кроме того, убийство в ссоре или драке следует отличать от убийства, совершенного в состоянии аффекта (ст. 107 УК), и от убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК) - привилегированных составов убийства. Например, поводом для убийства в состоянии аффекта также может служить противоправное или аморальное поведение самого потерпевшего. В этом случае решающее значение имеет установление внезапно возникшего сильного душевного волнения (физиологического аффекта), связанного с провоцирующим поведением потерпевшего. В пользу убийства в состоянии аффекта помимо этого свидетельствуют такие обстоятельства, как быстрота реакции виновного лица на поведение потерпевшего, отсутствие со стороны первого приготовительных действий. Об отсутствии аффекта, как правило, говорит взаимность нанесения ударов, после чего следует убийство одним участником драки (ссоры) другого, состояние алкогольного опьянения.

Убийство, совершенное из ревности, относится к простому убийству при условии, что оно не связано с каким-либо провоцирующим поведением потерпевшего и другими обстоятельствами, дающими основания для квалификации этого преступления как убийства в состоянии аффекта.

Убийство по мотивам мести или ненависти квалифицируется как простое при условии, что ненависть не является национальной, расовой или религиозной, а месть – кровной (п. “л” ч. 2 ст. 105 УК). Кроме того, мотив мести не должен быть связан с тем, что потерпевший или близкий ему человек выполнял свою служебную деятельность или общественный долг (п. “б” ч. 2 ст. 105 УК). Мотив мести за оказанное при изнасиловании сопротивление может служить поводом для убийства. В этом случае ответственность наступает также по ч. 2 ст. 105 УК (п. “к”), а не по ч. 1 ст. 105 УК.

К простому убийству относится эвтаназия, то есть лишение жизни безнадежно больных лиц, испытывающих сильные физические и психические страдания, по их просьбе, в целях прекращения таких страданий. Эвтаназия прямо запрещена действующим законодательством России. Согласно ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. (в ред. Указа Президента РФ от 24. 12. 1993 г. № 2288, ФЗ от 2. 03. 1998 г. № 30-ФЗ, 20. 12. 1999 г. № 214-ФЗ, 2. 12. 2000 г. № 139-ФЗ), медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. В этой же статье говорится о том, что лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время уголовное законодательство РФ не предусматривает ответственности за склонение к эвтаназии (или самоубийству при помощи медицинских работников). Осуществление же эвтаназии рассматривается как простое убийство. Мотив сострадания учитывается судом при назначении наказания (п. “д” ч. 1 ст. 61 УК).