Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
архивоведение.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.07 Mб
Скачать

§ 2. Провинциальные и судебные архивы

Особенности развития Великого княжества Литовского обусловили своеобразие организационных форм архивного дела в нем. В столице вместо множества архивов при органах правительственного аппарата (как, например, в Московском государстве) сложился, как уже отмечалось, единый архив при государственной канцелярии великого князя — Метрика Великого княжества Литовского. На местах великие князья литовские не производили изъятия документов, как это делали московские князья по отношению к присоединенным к Московскому княжеству землям. Здесь помимо сохранившегося собственного управления сформировалось множество местных административно-судебных органов. В состав сети органов местного административно-судебного аппарата Великого княжества Литовского входили многочисленные местные князья, воеводы, старосты как органы государственной власти; наместники-державцы, тиуны, подтиуны как агенты великого князя в принадлежавших ему владениях; замковые суды, судившие на местах именем великого князя. По данным В.А. Лялина, на территории Виленской, Ковенской, Гродненской и Минской земель существовало 203 суда и каждый из них имел собственный архив1. Архивы создавались также и при других органах местного управления: при войтах, бурмистрах (в городах, получивших магдебургское право), земских, подкоморских судах и т.д.2

Как в центре, так и на местах в Великом княжестве Литовском начиная с конца XV в. повсеместно распространяется типичная для западноевропейских феодальных архивов практика ведения актовых книг (в них записывались не просто названия документов, а сам текст документов, как издаваемых, так и получаемых тем или иным учреждением). Первый Статут Великого княжества Литовского узаконил эту практику3.

Соответственно главным категориям местных судов — гродских, земских и подкоморских стали накапливаться и их актовые книги. В первых отражались решения назначенных князем наместников-державцев, старост, воевод, во втором записывались постановления выборных шляхетских судов, в третьих — решения подкомория по земельным делам.

Наряду с судебными решениями в книги вписывались и жалованные грамоты, решения сеймов, купчие, завещания, дарения и т.д. Это делалось представителями имущих слоев с целью закрепить свое право владения собственностью, обезопасить себя от превратностей судьбы.

Помимо актовых книг гродских и земских в городах, пользовавшихся магдебургским правом, велись магдебургии (книги актов и судебных решений, выносимых местными магистратами, войтами, бурмистрами, советниками, лавниками (при­сяжными) и др.). В церквах и монастырях также велись свои актовые книги, в которые вписывались решения духовных судов.

Как и в Метрике, записи документов в местные актовые книги вначале велись бессистемно. Однако значительно увеличивающийся объем информации и, самое главное, необходимость ее использования в справочных целях вынудили судей и писарей группировать материал по отдельным книгам — декретовым, процессовым, текущих дел и др.

О том, какое большое внимание уделялось актовым книгам, свидетельствует тот факт, что вопросам их хранения и использования были посвящены специальные “артикулы” Статутов Великого княжества Литовского 1566 и 1588 гг. Статуты требовали, чтобы книги были хранителями всех принимаемых решений: “Писар может подписка або одного, або и двох, або колко ему будет потреба, при собе мети, а пилне сам завжды догледати, абы верне а правдиве не проволокаючы, але разом до книг записывано было”1.

Статут 1566 г. предписывал также иметь в каждом повете, где есть земский суд, специальное помещение для хранения документов: “Уставуем теж, хотечы то мети, и приказуем, абы в кожном таковом повете, где суд земский будет, в замку албо у дворе нашом: судья, подсудок и писар земский поспол з шляхтою выбрали, збудовали и патрыли таковое место, где бы завжды книги земские безпечны от всякое пригоды были захованы”1.

Статут 1588 г. дополнял предписание предшествующего Статута указанием на то, кто должен обеспечивать сохранность актовых книг земских судов: “... воеводы и старосты судебные в каждом воеводстве, земле, повете, в замке или во дворе нашем судебном хранилище хорошее и укрепленное уступить им на то обязаны будут. А где бы таких хранилищ не было, тогда на строительство помещения для хранения книг место подходящее в замках и дворах наших указать и выделить и сами же таковые воеводы и старосты судебные, таковое хранилище книг земских надежной охраной на всякое время должны обеспечить”2.

Статуты 1566 и 1588 г. определяли не только порядок хранения, но и использования актовых книг земских судов. В частности, указывалось, что они должны в течение трех дней после окончания судебной сессии находиться в суде с тем, чтобы находившиеся при них судья, подсудок и писарь могли вписывать в них все поступающие заявления, а также выдавать по требованию шляхты всевозможные выписки. “А разъез­жаясь, — говорилось в Статутах, — должны другие книги предыдущих сессий сложить в крепкий сундук с тремя замками, от которых один ключ будет у судьи, второй — у подсудка, а третий — у писаря, и печатями своими должны запечатать”3.

Такая забота о сохранности местных архивов принесла положительные результаты: до нашего времени дошло значительное количество актовых книг местных судебных учреждений Великого княжества Литовского (о них будет идти речь в разделе, посвященном деятельности Виленского и Витебского центральных архивов древних актовых книг).