Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
архивоведение.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.07 Mб
Скачать

§ 3. Начальный этап образования партийных архивов

По мере расширения деятельности созданной в январе 1919 г. коммунистической партии Беларуси возрастает ее роль в организации партийных органов. Основным программным документом в деле становления и развития архивов КП(б)Б стало постановление СНК РСФСР от 21 сентября 1920 г., которое создавало Комиссию по сбору и изучению материалов по истории Октябрьской революции и истории Российской коммунистической партии1. Уже в самом начале своего существования Истпарт в обращении “Ко всем членам партии” выдвинул задачу спасти все, до малейшего клочка бумаги, что хранит на себе след революции. Отсюда вытекали прак­тические шаги по созданию “местных архивов революции” и началу разработки архивных материалов. Вскоре аналогичные комиссии, получившие название истпартов, были созданы и в Беларуси2.

Первыми к работе в 1921 г. приступили Гомельское, а с 1922 г. Витебское бюро Истпарта. Главной задачей они ставили обследование архивов и выявление материалов по истории революционной борьбы, сбор и публикацию воспоминаний старых большевиков и активных участников революционного движения в данных регионах. Происходил постепенный процесс накопления документальных материалов. Так, Гомельский Истпарт в 1921 г. имел на хранении материалы о стрекопытовском восстании, Хойникском погроме, много­численные документы о борьбе органов Советской власти против бандитизма и др.3

Комиссия Истпарта ЦБ КП(б)Б в соответствии с решением ее центрального органа была образована в июне 1921 г.4 Для расширения документальной базы в июле 1921 г. ЦБ в порядке партдисциплины предложило всем членам партии передать на хранение материалы по революционному движению. Для выявления и сбора архивных документов были организованы поездки в Москву, Смоленск, Петроград, Тулу, Владимир, Ярославль, Киев, Харьков и другие города России и Украины.

Следует иметь в виду, что особенностью 20-х годов в области архивного строительства является то, что Истпарт располагал самыми большими возможностями. Уже после выхода постановления Президиума ЦИК БССР об учреждении в республиках архивов Октябрьской революции, ЦБ КП(б)Б постановлением “О Положении Истпарта” в ноябре 1923 г. разграничило функции архивных учреждений, занимающихся хранением документов по истории Октябрьской революции и истории компартии1. Практически уже в 1924 г. Истпарт имел собственный архив.

Например, из Калининского окружного архива были переданы дела и книги Мстиславльского УИК за 1918—1919 гг., протоколы заседаний волсоветов за 1918 г., Смо­ленского губревкома — с 1919 г.2

Некоторая часть партийных материалов находилась и в Могилевском отделении Музея революции БССР, действовавшего с 1926 г. При этом для ознакомления трудящихся с историческим революционным прошлым они использовались в большей степени для тематических выставок и экскурсий.

С момента создания окружных партийных органов начали формироваться и их архивы. В сентябре 1925 г. ЦК КП(б)Б принял постановление “О сохранении партархивов”. В нем возлагалась ответственность на окружные комитеты партии за сбор, сохранение документов. Для лучшей организации в окружкомы были направлены уполномоченные Истпарта; ЦК ЛКСМБ поручалось решить вопрос с организацией общест­венных архивов3.

В ходе выполнения решений ЦК документы после систематизации и обработки из партийных комитетов и организаций поступали в окружкомы, которые, в свою очередь, сдавали их на постоянное хранение в архив Истпарта. Так, в 1927 г. архивы Витебского и Гомельского окружкомов приняли дела парторганизаций за 1917—1925 гг., затем на протяжении 1929—1930 гг. в архив Истпарта было передано из Витебска 23 ящика, Гомеля — 7 ящиков документов, более 14 дел Гомельского губкома комсомола. Таким образом, в архиве Истпарта хранились документальные материалы ЦК КП(б)Б с 1918 г.; Витебского, Гомельского и Минского губкомов пар­тии — за 1918—1926 гг., укомов — за 1918—1924 гг., окружкомов КП(б)Б — за 1924—1930 гг. В соответствии с решением партийных органов делопроизводство упраздненных окружкомов КП(б)Б и ЛКСМБ, как и партархивы присоединенных к БССР районов, передавались в Истпарт1.

Важным решением для организации партархивов стало постановление ЦК КП(б)Б в мае 1928 г. “Об архиве ЦК КП(б)Б”, в соответствии с которым архивные документы, необходимые для текущей работы, оставались в Минске, другая часть передавалась в Могилевский партархив. Это были документы партийных комитетов, комсомольских и профсоюзных организаций, контрольных комиссий за 1918—1925 гг. Сюда же поступили дела жандармских управлений, касающиеся деятельности организаций, участвовавших в национально-освободительном движении в 1884—1905 гг. Из ГПУ в архив Истпарта были переданы материалы поли­тических партий: Белорусской социалистической громады, белорусских эсеров, кадетов, анархистов, социал-революционеров, Поалей-Циона и других организаций и объединений2.

Мероприятия по организации партийного архивного дела осуществлялись в соответствии с решениями парторганов, как и Всесоюзного совещания истпартотделов. На нем были приняты согласованные с авторитетным партийным учрежде­нием — Истпартом ЦК ВКП(б) — меры об организации документальной базы истории советского общества путем собирания архивов всех действующих учреждений. По существу Истпарт принял на себя полномочия руководителя “всего архивного строительства в СССР на новое десятилетие”. Констатируя стремление ряда учреждений задержать доку­менты 1917—1921 гг., “совещание признало нужным поставить об этом в известность партийные и правительственные органы”. В специальной резолюции совещания прямо ука­зывалось на “недопустимость оставления архивных материалов советских учреждений и контрреволюционных организаций в ведении и на хранении в музеях, библиотеках и иссле­довательских учреждениях”3. В дальнейшем указания пар­тийных органов стали основанием для включения их в проект нового Положения о ЦАУ СССР.

Так заканчивались 20-е годы. Архивисты пережили голод и разруху, возрождение надежд на свободный выбор развития архивного дела Беларуси и начали привыкать к состоянию директивных методов управления архивами. 1929 год открыл новый период в истории архивного дела, период повсеместного торжества принципов тоталитаризма.