Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
архивоведение.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.07 Mб
Скачать

§ 2. Частновладельческие архивы

Наряду с государственными архивами (центральными и местными) на белорусских землях в средние века и XIX — начале XX в. функционировали и частновладельческие архивы бояр, шляхты, магнатов, состоятельных мещан, купцов, ремесленников. Они жили своей особой жизнью. Накапливаясь в частных руках как продукт жизни и частной деятельности либо отдельных лиц, либо целых родов и семейств, эти архивы, как правило, не наследовались государством на правах государственной собственности.

После смерти того или иного владельца одни из них переходили в библиотеки и музеи в порядке завещания, дарения, покупки, другие распылялись по частным рукам; многие архивы наряду с библиотеками в XIX в. (особенно после восстания 1830 и 1863 гг.) были конфискованы царским правительством (как, например, Деречинский архив князей Сапег, переданный в Виленскую публичную библиотеку, и др.).

С укреплением права частной собственности на землю, другое движимое и недвижимое имущество и закреплением этого права в документах особенно возрастают роль и значение последних. Такие документы накапливались и особенно тщательно сберегались в фамильных, родовых архивах. Второй вид документов, откладывавшихся в подобных архивах, возникал в результате коллекционирования архивовладельцами различных документальных памятников, а также вследствие их переписки с известными учеными, политическими и общественными деятелями Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, России, Пруссии, Австрии, Швеции и других государств.

Сохранились и дошли до XIX—XX вв. архивы наиболее известных магнатов Беларуси. Среди них архивы Сапег в Деречине, Хрептовичей в Щорсах, Любецких в Щучине, Тышкевичей в Логойске, Вишневецких в Брагине и др.1

В современных архивах и рукописных отделах библиотек Беларуси, России, Литвы, Украины, Польши находится около двух десятков обособленных фондов наиболее крупных феодалов Великого княжества Литовского, являющихся остатками некогда существовавших их частновладельческих архивов. Так, путеводитель по ЦГИА Беларуси (ныне Национальный исторический архив РБ) зафиксировал части фамильных фондов Булгаков, Горваттов, Хмар, Друцких-Любецких, Любомирских, Радзивиллов, Плятер-Зибергов2.

Наиболее значительным среди частновладельческих архивов XVI — начала XX в. являлся Несвижский архив Радзивиллов. По утверждению владельцев, он был основан в 1551 г., когда польский король Сигизмунд II выдал канцлеру Великого княжества Литовского князю Николаю Радзивиллу Черному привилей на устройство в Несвиже архива для хранения главных привилегий, данных Литовскому княжеству3. Однако, как впоследствии установили польские ученые, этот привилей оказался поддельным, сфабрикованным Радзивиллом для обоснования права хранения в своем фамильном архиве государст­венных актов Великого княжества Литовского4.

Несвижский архив по характеру хранившихся в нем документов носил государственный характер. Он образовался в результате жизни и деятельности представителей так называемой несвижско-олыкской линии рода Радзивиллов.

По некоторым данным, в 70-е годы XVII в. в Несвижском архиве хранились документы архива великокняжеской канцелярии — Метрики Великого княжества Литовского. Именно в этот период из-за угрозы “московского нашествия” канцлер Альбрехт Радзивилл вместе со своим фамильным архивом вывез из Вильно и Метрику. Так как по возвращении ее вновь в Вильно после ухода московских войск обнаружилась недостача части Метрики, требования сейма о ее разысканиях оказались безуспешными, то сейм 1673 г. был вынужден констатировать, что недостающие материалы находятся “в надежных руках”, разумея под ними Несвижский замок Радзивиллов1. На самом деле, в инвентарях Несвижского архива того времени наряду с фамильными бумагами значатся “привилегии и разные публичные бумаги”, а также “при­вилегии, данные Великому княжеству Литовскому”2. По свидетельству архивариуса Несвижского архива Б. Таурагинского, описывавшего архив в 1935 г., Метрика находилась в Несвиже и в XVIII в. Вместе с фамильным архивом она в 1764 г. вывозилась Каролем Станиславом (“пане коханку”) в неизвестном направлении. Во время Барской конфедерации (1768—1772) архив вторично вывозился в Прешово (Венгрия). После смерти Кароля Станислава архив был вывезен в Краков и помещен в одном из монастырей.

Учитывая большой вклад Радзивиллов в обеспечение сохранности имеющих общегосударственное значение документов, Сейм Речи Посполитой 1768 г. признал за ними право на вечное хранение актов в их фамильном архиве. В 1812 г. значительная часть Несвижского архива была вывезена в Неборово, где находилась продолжительное время. В 1824 г. часть архива вывезли в Вильно. После ремонта Несвижского замка князь Фердинанд Вильгельм Радзивилл взял архив под свою опеку и перевез его в Несвиж. В 60-х годах XIX â. â архиве хранилось более четверти миллиона документов начиная с XVI в., среди которых было 1246 написанных на пергамене1. Здесь находились материалы польских сеймов, привилеи польских королей Радзивиллам, статуты и привилеи городам, документы бытового и биографического характера, переписка князей по политическим, хозяйственным, личным вопросам, имущественно-хозяйственные, финансовые и юридические документы Главного управления имениями, его отделом, ординатских управлений, имений и фольварков Несвижской, Клецкой, Мирской, Давид-Городокской ординаций, Койдановского и Слуцкого княжеств и др. Документы XV — начала XVI в. написаны преимущественно на латинском языке, в XVI в. преобладал старобелорусский язык, начиная с XVII в. — польский.

Свидетельством высокого уровня делопроизводства и большого внимания, уделявшегося Радзивиллами архиву, является то, что хранившиеся в нем документы были четко сгруппированы, описаны и надежно сохраняемы.

Как и Радзивиллы, тщательно собирали и хранили документы своего архива Сапеги — представители одного из крупнейших магнатских родов Великого княжества Литовского. Вначале располагавшийся в Ружанском дворце в 1768 г. архив Сапег был переведен в Деречин Слонимского повета. С конфискацией в 1831 г. владения Сапег архив был перевезен в Гродненскую палату государственных имуществ, где хранился до 1858 г. В 1858 г. архив весом около 200 пудов передали в Рукописное отделение Виленской публичной библиотеки2.

Особое внимание в архиве Сапег уделялось документам, подтверждавшим их права владения собственностью. Здесь хранились королевские и великокняжеские привилеи, комиссарские акты, листы о разделе поместий, договорные акты, выписки из актовых книг, инвентари владений и др. В архиве находились ревизия Кобринской экономии второй половины XVI в., хозяйственно-расходная книга Л. Сапеги 1592—1593 гг., челобитные крестьян, поданные Сапегам за 1619—1665 гг., послания папских кардиналов и нунциев духовным лицам Беларуси, Литвы, Украины и др.

Хорошей организацией в XVI в. отличался и архив магнатов Ходкевичей. Владельцы Берестовиц К. Ходкевич и его жена княгиня Барбара Соломерецкая хранили документы на пергамене и бумаге в ящиках с замками и гербовыми печатями. Как свидетельствует опись архива 1571 г., древнейшим документом в нем был привилей короля Александра на поместья Рудовую, Поплавцы, Спудзиловцы, выданный в Вильно в 1506 г. Из владельцев особенно большое внимание архиву уделяли жемойтский староста Ян Ходкевич и его сын, писатель, член варшавского общества друзей наук Александр Ходкевич.

В библиотеке Хрептовичей в Щорсах наряду с книгами хранились и рукописные материалы. Обследовавший библиотеку в конце XIX в. С.Л. Пташицкий отмечал наличие здесь дел польского посольства в России 1686 г., писем Богдана Хмельницкого, документов, связанных с Мелетием Смотрицким, приездом Марины Мнишек в Россию и др.

Таким образом, для частновладельческих архивов Беларуси, существовавших в XV — начале XX в., характерным являлся достаточно высокий уровень организации хранения и использования документов. Это было обусловлено значением, которое владельцы архивов придавали документам, подтверждавшим их имущественные права. Родовые архивы крупнейших феодалов Великого княжества Литовского обладали значительным фондом аутентичных жалованных грамот, подтверждений и юридически оформленных копий. Важное место среди документов частных архивов занимала личная переписка по различным вопросам. Благодаря собраниям частновладельческих архивов сохранилось значительное количество документов, свидетельствующих об истории Беларуси XV — начала XX в.

Частновладельческие, как и духовные, архивы были менее подвержены в средние века, а также в XIX в. опасностям: иноземные завоеватели все-таки соблюдали право частной собственности и лояльно относились к духовенству (хотя это не мешало им грабить поместья и дворцы, церкви и монастыри, уничтожая при этом и их архивы). Более всего частновладельческие и духовные архивы пострадали после 1917 г., когда начинались массовые погромы имений, расхищение и уничтожение церковного и монастырского имущества, включая и архивы.