Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция по угол праву.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
1.46 Mб
Скачать

Умышленное тяжкое телесное повреждение (ст.121 ук)

Статья 121 УК устанавливает ответственность за умыш­ленное тяжкое телесное повреждение, то есть умышлен­ное телесное повреждение, опасное для жизни в момент причинения, или повлекшее потерю какого-либо органа или его функций, психическую болезнь или иное расстрой­ство здоровья, сопряженное со стойкой утратой трудоспо­собности не менее чем на одну треть, или прерывание беременности либо неизгладимое обезображение лица.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 121 УК, является здоровье человека, а при причинении тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть потерпевше­го — жизнь.

Объективная сторона преступления характеризует­ся совокупностью следующих признаков:

1) совершением общественно опасного деяния (дей­ствия или бездействия), направленного на причинение вреда здоровью человека;

2) наступлением общественно опасных последствий в виде причинения тяжких телесных повреждений;

3) наличием необходимой причинной связи между совершением общественно опасного деяния и наступле­нием общественно опасных последствий.

К тяжким телесным повреждениям относятся: — опасные для жизни в момент причинения, т.е. такие повреждения жизненно важных органов человека, которые сами по себе угрожают жизни потерпевше­го в момент из причинения или при обычном своем течении заканчиваются или могут закончиться смер­тью. Предотвращение смерти, обусловленное оказа­нием медицинской помощи, не должно принимать­ся во внимание при оценивании опасности для жиз­ни таких повреждений. Фактическое причинение тяжких телесных повреждений, опасных для жиз­ни, при наличии умысла, направленного на лише­ние жизни потерпевшего, должно квалифицировать­ся как покушение на убийство;

не опасные для жизни в момент причинения, но повлекшие за собой потерю какого-либо органа либо утрату его функций (потерю слуха, языка, руки, ноги, репродуктивной способности и др.);

- повлекшие психическую болезнь, т.е. психическое заболевание, независимо от его продолжительности и степени излечимости. Такое заболевание может быть следствием как физической, так и психичес­кой травмы, инфекции, отравления и др. К психи­ческим заболеваниям нельзя относить связанные с повреждением реактивные состояния (психозы, не­врозы). Степень тяжести повреждения, вызвавшего реактивное состояние нервной системы, определя­ется по признаку продолжительности расстройства здоровья.

повлекшие иное расстройство здоровья, сопряжен­ное со стойкой утратой трудоспособности не ме­нее чем на одну треть, под которым понимается непосредственно связанный с повреждением после­довательно развившийся болезненный процесс. Раз­меры стойкой (постоянной) утраты общей трудоспособности при повреждениях определяются после установленного последствия повреждения, на основе объективных данных с учетом документов, которы­ми руководствуются в своей работе медико-соци­альная экспертная комиссия. Под стойкой (постоян­ной) утратой общей трудоспособности надлежит по­нимать такую необратимую утрату функции, которая полностью не восстанавливается; - повлекшее прерывание беременности (сроки бере­менности, жизнеспособность плода и намерение женщины сохранить либо не сохранять ребенка на квалификацию преступления не влияют); — повлекшее неизгладимое обезображение лица, т.е. повреждение, которое придает облику потерпевшего неприятный, отталкивающий внешний вид (напри­мер, асимметрия глаз, удаление ушей, носа, рубцы баг­рового цвета и др.) Сами по себе телесные поврежде­ния могут быть отнесены к повреждениям средней тяжести или даже к легким телесным повреждени­ям, однако их наличие отрицательно влияет на пси­хологическое состояние потерпевшего. Вопрос о том, обезображено ли лицо, решают следователь, проку­рор и суд на основании общепринятого эстетическо­го понятия о красоте и уродстве. Во внимание при­нимаются пол, возраст, профессия потерпевшего, оце­нивается степень изуродованности лица. Необходи­мо также установить причинную связь между действиями виновного и наступившим обезображением лица. Под изгладимостью повреждения сле­дует понимать значительное уменьшение выражен­ности патологических изменений (рубца, деформации, нарушения мимики и т. д.) со временем либо под воздействием нехирургических средств. Если же для устранения таких последствий необходимо хирурги­ческое вмешательство (косметическая операция), то повреждение лица считается неизгладимым. Телесное повреждение признается тяжким и квали­фицируется по ст. 121 УК при наличии хотя бы одного из указанных в этой норме признаков. Причинение по­терпевшему тяжких телесных повреждений нескольких видов на квалификацию не влияет, но учитывается при назначении наказания.

Моментом окончания указанного преступления явля­ется наступление хотя бы одного из последствий, указан­ных в ст. 121 УК.

Субъективная сторона преступления характеризу­ется виной в форме умысла (прямого либо косвенного). Умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего (ч.2 ст. 121 УК), характеризуется смешанной (двойной) формой вины.

Субъектом преступления является физическое вме­няемое лицо, достигшее 14 лет.

Квалифицирующие признаки умышленного тяжкого телесного повреждения в соответствии с ч. 2 ст. 121 УК:

- совершение умышленного тяжкого телесного по­вреждения способом, носящим характер особого му­чения;

- группой лиц; — с целью запугивания пострадавшего или других лиц;

- совершенное по заказу;

- повлекшее смерть потерпевшего;

Совершение умышленного тяжкого телесного повреж­дения способом, носящим характер особого мучения, оз­начает причинение потерпевшему в результате умышлен­ных действий виновного невыносимой физической боли, особо сильных страданий, что свидетельствует об особой жестокости виновного (использование воздействия низ­кой или высокой температуры, лишение пищи или воды) а также многократное или длительное причинение боли (щипание, стегание, нанесение многочисленных, но неболь­ших повреждений тупыми или остроколющими предме­тами, воздействие термических факторов либо иные ана­логичные действия т. п.).

Установление наличия особых мучений, которые при­вели к тяжким телесным повреждениям, является пре­рогативой следователя, прокурора и суда. Такой вывод делается на основании заключения судебно-медицинской экспертизы, которая устанавливает наличие, характер, локализацию, количество повреждений, одновременность или разновременность их образования, особенности по­вреждающих предметов, механизм их действия, а также степень тяжести повреждений.

Совершение тяжкого телесного повреждения группой лиц согласно ч. 1 ст. 28 УК имеет место в случаях, когда в его совершении принимали участие несколько (двое или

более) исполнителей без предварительного сговора меж­ду собой. Как совершение данного преступления группой лиц следует рассматривать также его совершение по пред­варительному сговору группой лиц или организованной группой.

С целью запугивания пострадавшего или других лиц квалифицируется умышленное тяжкое телесное повреж­дение при условии, если оно причинено с целью вызвать чувство страха перед виновным либо другими лицами как у самого потерпевшего, так и у близких ему лиц либо иных лиц, если по мнению виновного эта цель может быть достигнута путем совершения указанного деяния.

Умышленное тяжкое телесное повреждение признает­ся совершенным по заказу в случаях, когда оно соверше­но лицом (исполнителем) по поручению другого лица (за­казчика).

Умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего, имеет место в случаях, когда:

1) деяние виновного, направленное на причинение тяж­кого телесного повреждения, было совершено умышленно;

2) смерть наступила по неосторожности, т. е. лицо предвидело возможность наступления смерти потерпев­шего, но легкомысленно рассчитывало на ее предотвра­щение (преступная самоуверенность), либо не предвидело, но могло и должно было ее предвидеть (преступная не­брежность).

Отличие тяжкого телесного повреждения, повлек­шего смерть потерпевшего, от умышленного убийства и убийства по неосторожности.

Сложность отличия умышленного тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть потерпевшего, от умыш­ленного убийства и убийства по неосторожности обуслов­лена тем, что общественно опасные последствия этих пре­ступлений совпадают (наступает смерть потерпевшего). В большинстве случаев рассматриваемые преступления совершаются и однородными деяниями, опасными для жизни или здоровья потерпевшего.

Отличие между ними следует проводить по субъектив­ной стороне преступления, т. е. в зависимости от психи­ческого отношения виновного к совершаемому им дея­нию и его последствиям.

Отличие от умышленного убийства. При умышлен­ном убийстве смерть потерпевшего охватывается прямым или косвенным умыслом виновного, в то время как при умышленном тяжком телесном повреждении отношение к смерти должно быть неосторожным. Решая вопрос о форме вины, следует исходить из совокупности всех об­стоятельств совершенного деяния, в частности учитывать способ, орудия преступления, количество, характер и ло­кализацию ранений и иных телесных повреждений, при­чины прекращения преступных действий, предшествую­щее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотно­шения и т.

Если виновный действовал с умыслом на убийство, продолжительность времени, прошедшего с момента на­несения повреждений и до наступления смерти потерпев­шего, для квалификации преступления как умышленно­го убийства значения не имеет.

Отличие от убийства по неосторожности. Умыш­ленное тяжкое телесное повреждение, в повлекшее смерть потерпевшего, отличается от убийства по неосторожнос­ти тем, что в последнем случае у виновного отсутству­ет умысел на причинение тяжкого телесного повреж­дения, равно как и на лишение потерпевшего жизни. При убийстве по неосторожности совершаются деяния, кото­рые виновное лицо не оценивает как способные повлечь смерть или тяжкие телесные повреждения. Однако имен­но эти деяния становятся причиной наступления смер­ти. При совершении же деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 121 УК, по отношению к причинению тяжкого телес­ного повреждения у виновного имеется прямой или кос­венный умысел.